Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая часть 5 страница. Кроме того, отдельные члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут использовать индивидуальные формы: рассмотрение предложений




Кроме того, отдельные члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут использовать индивидуальные формы: рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, в том числе осужденных; личное посещение учреждений и органов, исполняющих наказания; внесение запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса) соответствующему должностному лицу и т.п.

5. Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в рамках решения возложенных на него задач в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (п. "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, ст. 19 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации").

Предметом контроля здесь выступает исполнение указанными учреждениями и органами Конституции РФ, федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, актов Президента РФ, а также стандартов деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, установленных Правительством в пределах своих полномочий. В первую очередь это связано с кадровым и материально-техническим обеспечением функционирования уголовно-исполнительной системы. Правительство определяет и контролирует: создание, реорганизацию и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания; численность должностей в уголовно-исполнительной системе, подлежащих замещению лицами начальствующего состава, и федеральными государственными гражданскими служащими; перечень предприятий и учреждений, созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; и др. Кроме того, контролируется соблюдение персоналом учреждений, исполняющих наказания, правительственных постановлений по обеспечению социально-экономических прав осужденных. Например, постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время".

 

Статья 20. Судебный контроль

1. Комментируемая статья определяет два основных вида судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания: контроль судов на уголовно-процессуальной стадии исполнения приговора и контроль судов за законностью решений и действий учреждений и органов, исполняющих наказания, их должностных лиц в отношении осужденных.

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении вида исправительного учреждения. Статья 397 УПК РФ не исчерпывается данным перечнем, хотя и включает его в себя. Суд по месту отбывания наказания рассматривает и другие вопросы, связанные с исполнением приговора. Например, о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания в соответствии со ст. 46, 49, 50, 53 УК РФ; о зачете времени содержания под стражей, а также времени пребывания в лечебном учреждении в соответствии со ст. 72, 103 и 104 УК РФ; об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со ст. 10 УК РФ; о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора и др.

Судебный контроль на стадии исполнения приговора осуществляется единолично судьей. Основной формой контроля при подготовке и проведении судебного заседания является проверка материалов, представленных администрацией исправительного учреждения (личного дела осужденного, характеристик и др.), и показаний участников процесса на предмет наличия в них фальсификации, искажений либо неполного отражения данных о поведении осужденного, других имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельствах.

При необходимости суд сообщает о выявленных нарушениях, причинах и условиях, им способствующих, прокурору, осуществляющему надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, либо должностным лицам, осуществляющим руководство ими. Указанные должностные лица обязаны принять меры по устранению выявленных судом и указанных в частном определении или постановлении (ч. 4 ст. 29 УПК РФ) причин и условий, способствующих нарушениям законности.

3. Судебный контроль наиболее наглядно проявляется при рассмотрении жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 2 комментируемой статьи). Правовые основы судебного контроля за соблюдением законности при осуществлении администрацией возложенных на нее обязанностей закреплены ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Механизм судебного контроля за действиями (бездействием) должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, определен Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Процессуальный же порядок рассмотрения дел подобной категории урегулирован нормами ГПК РФ о специальном виде производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст. 245-261).

Глава 25 ГПК РФ посвящена непосредственно производству по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Согласно правилам указанной главы ГПК РФ в суд общей юрисдикции могут быть обжалованы любые действия (бездействие), решения государственных органов и должностных лиц, которые ограничивают осуществление субъективных прав или незаконно возлагают дополнительные обязанности. Исключением здесь являются действия (решения), проверка которых отнесена законом к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ либо в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

4. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи и ч. 5 и 6 ст. 393 УПК РФ учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания. Своевременное направление такого сообщения для администрации учреждения (органа), в которое прибыл осужденный, является обязательным. Такие же извещения в суд, постановивший приговор, направляются при изменении места отбывания наказания. Все эти извещения приобщаются к уголовному делу. В случае неисполнения администрацией учреждения указанного предписания суд вправе вынести частное определение (постановление).

 

Статья 21. Ведомственный контроль

1. Комментируемая статья устанавливает, что ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. В связи с тем что в настоящее время функцию исполнения наказаний в разном объеме реализуют различные административные ведомства, контрольные полномочия сосредоточены в Министерстве обороны РФ, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний.

Контроль за исполнением уголовных наказаний военнослужащих в пределах своей компетенции осуществляют командование соединений и объединений, руководящий состав Министерства обороны РФ.

Деятельность судебных приставов-исполнителей по исполнению наказания в виде штрафа прежде всего контролирует руководство ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений.

Непосредственный контроль за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляют Федеральная служба исполнения наказаний и ее территориальные органы.

Подведомственность указанных Федеральных служб Министерству юстиции РФ предполагает правомочия последнего по реализации в пределах своей компетенции функции контроля в отношении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и судебных приставов-исполнителей.

Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.

2. Контрольные полномочия Минюста России в сфере исполнения уголовных наказаний установлены Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти", а также ведомственными нормативными правовыми актами.

В частности, п. 8.15 Регламента Министерства юстиции РФ, утвержденного приказом от 26 декабря 2005 г. N 252, определяет, что порядок организации плановых проверок деятельности Федеральной службы, проверок по жалобам граждан и организаций на действия (бездействие) и решения указанного органа и должностных лиц, а также порядок отмены противоречащих федеральному законодательству решений федеральных служб, если иной порядок не установлен федеральным законом, устанавливается актами Минюста России.

В настоящее время порядок осуществления ведомственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, регламентирован Инструкцией об организации проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб, их территориальных органов и учреждений, утвержденной Приказом Минюста России от 26 июня 2007 г. N 132.

Данная Инструкция устанавливает цели, задачи, виды и порядок проведения комплекса мероприятий по изучению, анализу и оценке результатов деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб, в том числе Федеральной службы исполнения наказаний, ее территориальных органов и учреждений.

Основными формами ведомственного контроля в Инструкции определены плановые и внеплановые проверки.

Целью проверок являются изучение, анализ, оценка результатов деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, а также совершенствование и повышение ее эффективности.

Основные задачи проверок: 1) определение соответствия деятельности центрального аппарата ФСИН России, ее территориального органа, учреждения положениям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов и распоряжений Минюста России; 2) выявление недостатков, нарушений и упущений в деятельности проверяемых органов и учреждений, определение причин их возникновения, а также мер, направленных на их устранение; 3) изучение, обобщение и распространение положительного опыта прогрессивных форм и методов деятельности; 4) оказание методической и практической помощи в повышении эффективности служебной деятельности.

Проверки проводятся федеральными государственными гражданскими служащими структурных подразделений центрального аппарата Минюста России и управлений Минюста России по федеральным округам.

3. Внутриведомственный контроль за учреждениями уголовно-исполнительной системы осуществляют Федеральная служба исполнения наказаний и ее территориальные органы (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъектам Российской Федерации - далее ГУ(У)ФСИН России). В предмет внутриведомственного контроля, в отличие от предметного содержания контрольной деятельности других органов государственной власти, входят все направления функционирования учреждений и органов, исполняющих наказания, по реализации задач, поставленных в Положении о Федеральной службе исполнения наказаний.

Систему внутриведомственного контроля возглавляет директор ФСИН России, осуществляющий комплексный контроль, и его заместители, в компетенцию которых входит контроль в соответствии с распределением обязанностей по руководству (функциональный контроль). На региональном уровне аналогичные функции осуществляют начальники Главных управлений (управлений) и их заместители.

Внутриведомственный контроль осуществляется в иерархическом порядке и присущ всем должностным лицам центрального и территориальных аппаратов ФСИН России, поскольку является органической частью их служебной деятельности. Он проводится в отношении сотрудников подчиненных органов и учреждений в рамках компетенции соответствующих управлений, отделов, служб. Так, контроль за обеспечением правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений, осуществляется сотрудниками управления охраны, оперативного управления, управления безопасности и др. Для этого осуществляется постоянный мониторинг оперативной обстановки в учреждениях, исполняющих наказания, через систему дежурных частей, проводятся служебные проверки случаев чрезвычайных происшествий, имеющих серьезные негативные последствия и резко осложнивших оперативную обстановку, устанавливаются и анализируются их причины, вырабатываются меры по предотвращению подобных случаев.

Специальным подразделением, в функции которого входит осуществление непосредственного контроля за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также координация работы центрального аппарата в этом направлении, является организационно-инспекторское управление ФСИН России.

 

Статья 22. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания

1. Комментируемая статья содержит бланкетную норму о порядке осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, и отсылает правоприменителя к статутному закону. Необходимо сразу отметить, что в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) данный надзор как самостоятельный вид надзорной деятельности не выделен. Он является частью более широкого направления - надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (гл. 4). Вместе с тем на практике надзор за соблюдением и исполнением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, составляет основной элемент указанной функции прокуроров.

К предмету надзора согласно ст. 32 Закона о прокуратуре относятся: 1) законность нахождения лиц в исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказания, назначаемые судом; 2) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания; 3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Законность деятельности администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, является также предметом и иных сфер надзорной деятельности: общего надзора, когда проверяется соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, соответствие законам издаваемых администрацией правовых актов; надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (помимо прав осужденных); надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и дознание в исправительных учреждениях.

2. Для осуществления надзора за законностью деятельности администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, в структуре органов прокуратуры созданы и функционируют специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которые имеют статус районных прокуратур. Их возглавляют прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, подчиненные прокурору субъекта РФ.

Кроме того, в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002 г. N 54 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур" на прокуроров субъектов Федерации возложен надзор за исполнением законов должностными лицами территориальных органов ФСИН России. Надзор за исполнением законов центральным аппаратом ФСИН России осуществляет Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ.

3. В соответствии со ст. 33 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора перечисленные прокуроры и уполномоченные ими прокурорские работники вправе: посещать в любое время органы и учреждения, исполняющие наказания; опрашивать осужденных; знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях.

Прокурор обязан отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Кроме того, прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания.

4. Порядок и формы осуществления прокурорского надзора конкретизированы в приказе Генерального прокурора РФ от 5 августа 2003 г. N 27 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах". Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях предписывается организовать работу так, чтобы надзор своевременно выявлял, пресекал и предупреждал нарушения законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Главной формой прокурорского надзора является проверка. В соответствии с п. 2 Приказа прокуроры субъектов Федерации не реже одного раза в месяц проводят плановые проверки исправительных учреждений. Они также обязаны незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности в случае возникновения в исправительных учреждениях чрезвычайных происшествий. Кроме того, руководители прокуратур субъектов Федерации организуют проведение прокурорской проверки по каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, с принятием по ее результатам процессуального решения.

Периодичность проведения проверок прокурорами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и их подчиненными работниками нормативно не установлена, а осуществляется планово и по мере необходимости. Практика показывает, что оптимальным является проведение проверки исправительного учреждения не реже одного раза в квартал. В процессе проверок обращается особое внимание на законность содержания осужденных, а также факты: использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения персоналом исправительных учреждений, сотрудниками отделов специального назначения физической силы, спецсредств и оружия; водворения осужденных в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения и др.

 

Статья 23. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания

1. Действующее уголовно-исполнительное законодательство к числу основных средств исправления осужденных, наряду с другими, относит общественное воздействие. К общественности относятся легитимные общественные и религиозные объединения, трудовые коллективы и отдельные граждане. Часть 1 комментируемой статьи определяет, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. Тем самым общественность призвана оказать существенную помощь сотрудникам учреждений, исполняющих наказания, прежде всего в воспитании осужденных.

2. Уголовно-исполнительное законодательство (ст. 142 УИК РФ) на сегодняшний день определяет только две формы содействия общественности, и то лишь применительно к воспитательным колониям, - попечительский совет и родительский комитет (см. комментарий к указанной статье).

Однако это не означает, что общественность отстранена от участия в деятельности учреждений и органов исполняющих наказания. В настоящее время созданы и активно работают Общероссийская общественная организация "Попечительский совет уголовно-исполнительной системы", общественные советы при ФСИН России и территориальных органах уголовно-исполнительной системы. Их деятельность регламентирована соответствующими Положениями.

Так, согласно Положению об Общественном совете при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы, утвержденному приказом ФСИН России от 26 января 2007 г. N 32, основой целью Совета является привлечение общественности к решению задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах.

Одним из главных направлений работы Совета выступает координация взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и территориальными органами ФСИН России в работе по реформированию УИС и созданию условий для правовой и социальной защищенности сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах.

3. Определенное содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, оказывают представители общественных, прежде всего неправительственных правозащитных организаций. На территории России действуют как международные (Международная тюремная реформа, Международная амнистия и др.), так и общероссийские (Общероссийское общественное движение "За права человека", Московская Хельсинская группа и др.), а также межрегиональные (Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия, Центр содействия международной защите и др.), региональные (Нижегородское общество прав человека, Пермский региональный правозащитный центр) и местные (Серпуховское общество попечителей пенитенциарных учреждений, Краснокамский правозащитный центр и др.) правозащитные организации. Правозащитники ведут переписку с осужденными, представляют их интересы в различных государственных органах, в том числе в судах при нарушениях прав и свобод, посещают исправительные учреждения, встречаются с осужденными, оказывают благотворительную помощь, бесплатно рассылают правовую литературу, осуществляют общественный контроль за деятельностью персонала исправительных учреждений.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство в достижении цели исправления определенное место отводит служителям культа, которые могут посещать исправительные учреждения не только по просьбе осужденных, но и по своей инициативе (см. комментарий к ст. 14 УИК РФ). Во многих исправительных колониях построены культовые сооружения. Федеральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы заключили договоры с руководителями традиционных для всей России и отдельных регионов конфессий, на основе которых развивается взаимовыгодное сотрудничество.

4. Привлечение общественности к деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, не должно создавать ситуации многовластия и безответственности в такой важной государственной сфере. Поэтому законодатель весьма осторожно очертил это, безусловно, прогрессивное средство воздействия на осужденных.

Проект федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности", подготовленный во исполнение ст. 23 УИК РФ и принятый Государственной Думой в первом чтении, определяет следующие основные направления содействия общественных объединений деятельности мест лишения свободы: 1) улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных; 2) участие в организации труда, досуга, обучения осужденных; 3) участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных; 4) обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; 5) оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации; 6) укрепление материально-технической базы мест лишения свободы.

5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает правовую основу общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Органы общественного контроля в отличие от субъектов государственного контроля не наделены властными полномочиями и действуют, как правило, опосредованно - либо через соответствующие государственные органы, либо апеллируя к общественному мнению. Предметом общественного контроля является соблюдение прав, свобод и законных интересов осужденных.

Анализ действующего законодательства и сложившейся контрольной практики в сфере исполнения наказаний показывает, что к субъектам общественного контроля можно отнести общественные наблюдательные комиссии, Общественную палату РФ, общественные советы при ФСИН России и территориальных органах уголовно-исполнительной системы, комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельных граждан.

Основными формами контрольной деятельности являются посещения (визитирование) учреждений, исполняющих наказания, мониторинг соблюдения прав и свобод осужденных, переписка с осужденными и их родственниками, рассмотрение жалоб граждан на действия администрации, направления запросов в учреждения и органы, исполняющие наказания, в прокуратуру и другие компетентные органы.

6. Общественные наблюдательные комиссии планируется создать в каждом субъекте Федерации. В практике имеется прецедент, когда Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ в уголовно-исполнительное законодательство уже внесен этот новый субъект контроля, но компетенция общественных наблюдательных комиссий и их членов должна быть определена в федеральном законе "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности", проект которого в настоящее время еще обсуждается в Государственной Думе.

7. С 1 июля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации". Одной из главных задач этого института гражданского общества является осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Прошедшее после создания время показало, что Общественная палата уделяет особое внимание контролю за правоохранительными органами, в том числе за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Для этого в соответствии со ст. 16 Закона Общественная палата наделяется определенными полномочиями. Наличие контрольных полномочий Палаты позволяет упорядочить и повысить действенность общественного контроля в сфере исполнения уголовных наказаний, расширить его социальную базу. Механизм формирования новых органов контроля позволяет участвовать в осуществлении контрольной деятельности различным институтам гражданского общества.

Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" (ст. 20) предусматривает создание при федеральных органах исполнительной власти общественных советов. Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы создан 1 февраля 2007 г. из представителей общественности, науки и бизнеса. К контрольным полномочиям членов Совета, в частности, относятся: информирование руководства ФСИН России о нарушениях прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, обсуждение этих вопросов на заседании Совета; запрос сведений о деятельности учреждений и органов ФСИН России по соблюдению прав человека; посещение учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

В настоящее время при 72 территориальных органах ФСИН России действуют общественные советы по проблемам деятельности УИС. Члены этих советов обладают аналогичной контрольной компетенцией.

8. Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" возложил на Комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Федерации выполнение новых задач, связанных с осуществлением общественного контроля как за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта указов Президента РФ по вопросам помилования, так и за условиями содержания осужденных. Положительным примером является деятельность Комиссии по правам человека на территории Кировской области, члены которой регулярно посещают исправительные учреждения, принимают реальные меры по улучшению содержания осужденных, обеспечению их прав и свобод.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.