Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парламентские комитеты и комиссии




Порядок формирования и компетенция (полномочия) Совета Федерации. Реформирование Совета Федерации

 

Совет Федерации - это верхняя палата Федерального Собрания, в которую входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: один представитель от законодательного и один от исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования Совета Федерации второго и третьего созывов определялся Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Данный закон устанавливал, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - главы законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации. В Совет Федерации, таким образом, входили представители органов государственной власти субъекта РФ исключительно по должности. Федеральный закон от 3 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» существенно изменил порядок формирования верхней палаты. Согласно этому Закону в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один от законодательного (представительного) и один от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ (ст. 1). При этом представитель от законодательного (представительного) органа в Совете Федерации избирается этим органом из числа депутатов путем тайного голосования. Кандидатуру для избрания представителя вносит на рассмотрение данного органа его председатель; кроме того, она может быть выдвинута группой депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа власти субъекта назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, т.е. руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - губернатором края, области, президентом республики, мэром города федерального значения. Такое решение о назначении представителя в Совете Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должного лица субъекта РФ, после чего в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и вступает в силу при условии: против назначения представителя не проголосуют 2/3 от общего числа его (органа) депутатов на очередном или внеочередном заседании данного органа. Оба представителя назначаются на срок полномочий представляемых ими органов власти субъекта РФ. Решения об избрании (о назначении) членов Совета Федерации направляются в верхнюю палату не позднее 5 дней после вступления в силу принятых решений. Закон устанавливает, что срок полномочий избранного (назначенного) члена Совета Федерации начинается со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) и прекращается со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом власти или высшим должностным лицом субъекта РФ. Согласно Закону (ст. 11) избрание (назначение) всех членов Совета Федерации должно было завершиться не позднее 1 января 2002 г. Федеральный закон от 3 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации» содержит оговорку относительно ныне действующего состава Совета Федерации. В соответствии со ст. 11 данного Закона члены Совета Федерации - представители по должности (т.е. главы законодательных и исполнительных органов государственной власти) от субъектов РФ в Совете Федерации продолжали исполнять свои полномочия после вступления Закона в силу до вступления в силу решений об избрании (назначении) в установленном данным Законом порядке членов Совета Федерации.

Полномочия (компетенция) Совета Федерации отражены в Конституции (ч. 1 ст. 102). При этом большинство полномочий отражают двойственную природу Совета Федерации как верхней палаты парламента и как «палаты регионов». К компетенции Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации вне ее территории; назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов.

 

 

Комитеты и комиссии - это рабочие органы палат Федерального Собрания, формируемые из числа парламентариев. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 101) Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии. В отличие от комиссий парламентские комитеты действуют только на постоянной основе. Срок полномочий этих органов ограничивается сроком полномочий палаты. Парламентские комиссии могут быть как постоянными, так и временными. Деятельность постоянных комиссий связана главным образом с внутренней организацией (устройством) палаты. Такие комиссии формируются для рассмотрения вопросов о признании, прекращении или подтверждении полномочий парламентариев - Мандатная комиссия, по вопросам соблюдения депутатской этики; Комиссия по этике или регламентных норм; Комиссия по регламенту и т.д. Временные комиссии учреждаются для осуществления собственно функций парламента и соответствуют тем или иным направлениям (сферам) деятельности его палат.

Деятельность комитетов и комиссий основана на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Их заседания правомочны, если на них присутствуют более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседания комитета, комиссии проводятся согласно регламентам палат, по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Для комитетов и комиссий Совета Федерации - не реже одного раза в месяц. Внеочередное заседание комитета, комиссии созывает председатель комитета, комиссии по своей инициативе или по решению не менее 1/4 от общего числа членов комитета, комиссии. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании. Решение комитета, комиссии Совета Федерации о созыве внеочередного заседания палаты принимается 2/3 голосов от общего числа членов комитета, комиссии. Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания. В заседаниях комитета, комиссии могут участвовать с правом совещательного голоса депутаты, члены Совета Федерации, не входящие в их состав, а также эксперты, работники правового управления, представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.

Для подготовки парламентских слушаний комитет, комиссия вправе создавать рабочие группы с привлечением парламентариев, представителей министерств и ведомств, общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов. Комитет, комиссия могут создавать экспертные советы на общественных началах, привлекать к работе специалистов различного профиля в качестве экспертов, а также назначать независимую экспертизу законопроекта. Комитеты и комиссии вправе запрашивать материалы и документы, необходимые им, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, которые обязаны предоставлять комитетам и комиссиям палаты запрашиваемые материалы и документы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.