Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные формы и средства деятельности парламентариев




Акты палат Федерального Собрания

Организационно-правовые формы деятельности палат Федерального Собрания. Регламенты палат

Правовой статус Счетной палаты Российской Федерации

 

Постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Правовое положение Счетной палаты определяется Конституцией (ч. 5 ст. 101) и Федеральным законом от 16 декабря 1994 г. «О Счетной палате РФ». В соответствии с Законом на Счетную палату возлагаются следующие задачи: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ; регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата представлена в таком составе: Председатель, заместители, аудиторы и аппарат. Председателя Счетной палаты и половину состава аудиторов (6) назначает сроком на 6 лет Государственная Дума; заместитель Председателя Счетной палаты и остальная часть аудиторов на тот же срок назначается Советом Федерации*1.
_____
*1. Указано специальное требование, предъявляемое к аудиторам, - наличие высшего образования и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды. Все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению виновных к ответственности. В случае выявления на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания.

 

 

Организационно-правовые формы деятельности палат Федерального Собрания представляют собой обусловленные содержанием парламентской практики и закрепленные в действующем законодательстве юридические формы, в которых Государственная Дума и Совет Федерации осуществляют свои конституционные полномочия. К числу таких форм относятся: пленарные заседания палаты, заседания парламентских комитетов и комиссий, парламентские слушания, парламентские расследования, «правительственный час», «час заявлений» и др. По инициативе комитетов, комиссий, депутатских объединений в помещениях Государственной Думы, не закрепленных за комитетами, комиссиями и депутатскими объединениями, а также в парламентском центре могут проводиться совещания, «круглые столы», семинары, конференции и другие мероприятия, связанные с законодательной деятельностью палаты. Аналогичные мероприятия проводятся и в Совете Федерации. Порядок проведения заседаний палат, их комитетов и комиссий, проведения парламентских слушаний и т.д. определяется регламентами палат.

От организационно-правовой формы деятельности палаты следует отличать парламентскую сессию - установленный законодательством период работы палаты Федерального Собрания. Парламент- ская сессия представляет совокупность раздельных заседаний палаты, а также иных проводимых палатой и ее органами мероприятий по осуществлению конституционных полномочий. В соответствии со ст. 40 Регламента на свое первое сессионное заседание Государственная Дума (как и Совет Федерации) собирается на 30-й день после избрания. В течение года Государственная Дума проводит две сессии: весеннюю - с 12 января по 20 июня и осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря. В период сессии Государственной Думы проводятся пленарные заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания ее комитетов и комиссий, парламентские слушания. В сессионный период депутаты работают в комитетах и комиссиях, в депутатских объединениях, осуществляют встречи с избирателями (для этой цели предназначена последняя неделя месяца в течение каждой сессии). В предусмотренных Регламентом случаях в период парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. До избрания Председателя палаты на ее заседаниях поочередно председательствуют представители всех избирательных объединений.

Понятие «сессия» употребляется только в Регламенте Государственной Думы (ст. 40). Регламент Совета Федерации употребляет понятие «заседание палаты» - организационно-правовая форма рассмотрения верхней палатой Федерального Собрания вопросов, отнесенных Конституцией к ее ведению. Регламентом Совета Федерации предусмотрено, что палата проводит заседания в периоде с 15 сентября текущего по 15 июля следующего года не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели. Регламент палаты предусматривает составление графика проведения таких заседаний на первую и вторую половину года. Как правило, на каждое заседание отводится по 3 дня. Регламент палаты (ст. 50) устанавливает, что первый день заседания палаты по решению Совета Федерации может быть определен как день работы в комитетах, комиссиях. Как и Государственная Дума, Совет Федерации в сессионный период проводит пленарные заседания палаты (очередные и внеочередные), реализует свои полномочия посредством работы комитетов и комиссий, с использованием иных организационно-правовых форм парламентской деятельности. Деятельность палат в сессионные периоды определяется их регламентами, устанавливающими общий и специальный порядок работы палаты. Так же как и нижняя палата, Совет Федерации может созывать внеочередные заседания. Первое заседание открывает Президент РФ, а затем заседание ведет старейший по возрасту член Совета Федерации до избрания Председателя палаты.

Пленарное заседание палаты. Это организационно-правовая форма деятельности Государственной Думы и Совета Федерации, связанная с рассмотрением вопросов, относящихся к их компетенции, и принятием в результате такого обсуждения предусмотренного Конституцией РФ решения.

Заседания палат, согласно их регламентам, проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации. Регламентом каждой из палат предоставляется право присутствовать на ее заседании депутатам, членам другой палаты. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для представления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым палатой вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях палаты при условии аккредитации в палате.

В случаях, определяемых самой палатой, ее заседания могут проходить закрыто. Решение о проведении закрытого заседания принимаются большинством голосов от числа депутатов, членов палаты, принявших участие в голосовании. В закрытом заседании палаты вправе участвовать Президент РФ, Председатель Правительства, Председатели высших судебных инстанций РФ, Председатель, заместитель председателя Счетной палаты и ее аудиторы. Для указанных лиц, а также для Уполномоченного по правам человека, Генерального Прокурора РФ, Председателя Центризбиркома РФ в зале заседаний Государственной Думы отводятся специальные места.

На заседаниях палат ведутся протоколы и стенограммы. Заседания Государственной Думы проводятся по средам. На заседаниях палаты ведутся протоколы и стенограммы, которые после подписей председательствующего на заседании палаты подлежат официальному опубликованию (кроме стенограмм закрытых заседаний). В Государственной Думе заседания проходят в среду и пятницу. Заседания Совета Федерации проходят в соответствии с определенным графиком.

Все заседания начинаются с регистрации присутствующих депутатов, проводимой председательствующим. Заседание правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов, членов палаты.

Заседания палаты проводятся в рабочие дни: а) утренние - с 10 до 14 часов с перерывом с 12 часов на 30 минут; б) вечерние - с 16 до 18 часов. Палатой может быть принято решение об ином времени проведения заседаний. На заседаниях предусматриваются такие виды выступлений, как доклад, содоклад, заключительное слово, выступления в прениях, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания и, кроме того, предложение, справка, информация, заявление, обращение.

Регламентом палат предусмотрен порядок принятия решения. Решения могут приниматься как открытым, так и тайным голосованием. При этом открытое голосование может быть поименным. Голосование осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов и без нее. При этом голосование с использованием электронной системы может быть количественным (выбор варианта ответа: «за», «против» или «воздержался»), рейтинговым (ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в котором может принять участие каждый парламентарий) и альтернативным (голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование). Постановления палаты принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, членов палаты; по процедурному вопросу решение принимается большинством голосов от присутствующих на заседании. В Совете Федерации открытое голосование может проводиться путем опроса членов Совета Федерации с закреплением их мнения в подписном листе. Тайное голосование в Государственной Думе проводится по решению палаты, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. В Совете Федерации тайное голосование также проводится по решению палаты, но за него должно быть отдано большинство голосов от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Тайное голосование проводится бюллетенями, а его результаты устанавливает счетная комиссия, избранная палатой для этой цели открытым голосованием. Решение о проведении поименного голосования в Государственной Думе аналогично решению о проведении тайного голосования. Для проведения такого голосования в Совете Федерации требуется его поддержка не менее чем 1/5 от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Поименное голосование в палатах осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или именных бюллетеней.

Для контроля за использованием электронной системы на заседаниях Государственной Думы в комитете по Регламенту и организации работы палаты создается группа, осуществляющая в том числе контроль за голосованием с использованием электронной системы. В Совете Федерации группа для осуществления аналогичного контроля создается из числа членов палаты.

Парламентский контроль. Представляет собой конституционную возможность Федерального Собрания осуществлять контроль за деятельностью Правительства РФ. Контрольная деятельность парламентов осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуации, изучают проблемы, дают оценки о работе тех или иных исполнительных органов государственной власти. В действующей российской Конституции закреплены полномочия палат Федерального Собрания, касающиеся нескольких сфер контроля за деятельностью Правительства. Одним из важнейших инструментов парламентского контроля за исполнительной властью является заслушивание отчета Правительства об исполнении федерального бюджета на заседании Государственной Думы. В финансовой среде парламентский контроль касается прежде всего деятельности Центрального банка. Ежегодно не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. В течение осенней сессии текущего года палата рассматривает данный проект, заслушивает по нему доклад Председателя Центрального банка о деятельности банка и принимает соответствующее постановление. Банк России обязан ежегодно, не позднее 15 мая, представлять Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Отчет Банка России палата направляет Президенту, а также на заключение Правительству. До 1 июля года, следующего за отчетным, Государственная Дума рассматривает годовой отчет, заслушивает доклад Председателя Центрального банка и по итогам обсуждения принимает постановление.

Кроме того, до завершения отчетного года Государственная Дума принимает решение об аудите (аудиторской проверке) Банка России и определяет фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории РФ. Комитет палаты по бюджету, налогам и банкам вносит на рассмотрение Государственной Думы рекомендации по назначению аудиторской фирмы - аудитора Банка России.

Механизм парламентского контроля в финансовой сфере включает деятельность Счетной палаты, создаваемой совместно Государственной Думой и Советом Федерации. Кроме того, контрольные полномочия парламента реализуются посредством института депутатских запросов, обращения к членам Правительства с устными вопросами и др. Контрольная деятельность российского парламента охватывает определенные сферы полномочий Президента: Совет Федерации утверждает его указы о введении военного положения, чрезвычайного положения. В сфере внешней политики палаты Федерального Собрания рассматривают и принимают законы о ратификации международных договоров РФ.

Парламентское расследование. Это высшая форма (средство) парламентского контроля за исполнительной и судебной властями, за исполнением органами власти норм Конституции. В конституционно-правовом значении парламентское расследование представляет собой право парламента создавать специальные комиссии для расследования преступлений, имеющих особую общественную значимость. Как форма контроля парламента за деятельностью исполнительной ветви власти парламентское расследование применяется в практике зарубежных стран. При этом в двухпалатном парламенте комиссии по расследованию создаются в обеих палатах. Например, в США расследования ведут комитеты и подкомитеты, а также специальные комиссии обеих палат Конгресса. Они вправе истребовать необходимые документы и материалы, вызвать повесткой на проводимые слушания новое лицо, включая президента, а также допросить его в качестве свидетеля, неявка по вызову может квалифицироваться как «неуважение к Конгрессу» с вероятной перспективой судебного преследования. По результатам расследования сами комитеты и комиссии окончательного решения не принимают, но лишь изучают и обобщают полученную информацию. Такая информация в последующем кладется в основу докладов, которые направляются в палаты - Сенат или палату представителей. Материалы в отношении конкретных должностных лиц могут быть направлены в суд. Для США наиболее радикальными санкциями являются парламентские санкции - угроза сокращения бюджетных ассигнований. Последствием проведенного парламентского расследования может быть инициирование процедуры импичмента президента.

Парламентское расследование можно рассматривать как специфическую разновидность юридических производств. Однако парламентское расследование принципиально отлично от уголовного расследования (расследования по уголовному делу), которое проводится специализированными правоохранительными структурами и присущими ему средствами. Проводя парламентское расследование, парламент не принимает решений, имеющих уголовно-правовое значение. Он лишь констатирует имевшие место нарушения закона и при необходимости и по собственному усмотрению вправе передать материалы расследования органам прокуратуры или в иные уполномоченные органы государства. Последние обязаны исследовать такие материалы, при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело и проводить по нему расследование.

Как один из способов осуществления парламентского контроля парламентское расследование регламентами палат Федерального Собрания прямо не предусмотрено. Действующее законодательство по этому поводу не содержит каких-либо указаний. Между тем обоснованным представляется предположение о наделении Совета Федерации и Государственной Думы правом образовывать специальные комиссии для проведения парламентских расследований. При этом явка в такие комиссии и представление документов должны быть обязательными, равно как и решения комиссии. В то же время возможность палаты создавать временные комиссии для проверки надлежащих данных о событиях и должностных лицах (ст. 30 Регламента Государственной Думы) в определенной мере восполняет этот пробел.

Парламентские слушания. Представляют собой организационно-правовую форму обсуждения в парламенте с привлечением представителей общественности особо значимых вопросов - концепции закона, международных договоров, подлежащих ратификации, и других важнейших вопросов внутренней и внешней политики. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 101) Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Порядок проведения парламентских слушаний определяется Регламентом палаты. Так, парламентские слушания в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палат в пределах их полномочий, комиссий, создаваемых в соответствии с Регламентом палаты, Председателя Совета Федерации, а также по инициативе группы не менее десяти членов Совета Федерации. В Государственной Думе парламентские слушания проводятся по инициативе Совета палаты, комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе. Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты, комиссии палаты. Комитеты и комиссии палаты могут совместно организовывать парламентские слушания. Согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 56) на парламентских слушаниях могут обсуждаться: законопроекты, требующие публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; направленные в Государственную Думу рекомендательные законодательные и иные правовые акты межпарламентской Ассамблеи и других межпарламентских организаций СНГ, включающих в себя делегацию Федерального Собрания, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Парламентская практика дополнила этот перечень обсуждением в комитетах действия соответствующего федерального закона. В нижней палате парламентские слушания проводятся по вторникам. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами, комиссиями палаты, которыми организуются эти слушания. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Однако они не допускаются на закрытые парламентские слушания, где обсуждаются вопросы конфиденциального характера, а также вопросы, затрагивающие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну. Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего (таковыми могут быть председатели палат, их заместители, а по их поручению руководители соответствующих комитетов), который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем слово предоставляется представителю комитета, комиссии для заявления по обсуждаемому вопросу, после чего слово для выступления предоставляется приглашенным лицам и участвующим в слушаниях депутатам палаты. Продолжительность парламентских слушаний определяет комитет, комиссия палаты, исходя из характера обсуждаемых вопросов. После выступлений на парламентских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы членов палаты и других присутствующих и ответы на них.

Согласно Регламенту палаты по результатам парламентских слушаний, проводимых в палате, могут быть приняты мотивированные заключения по обсуждаемому вопросу и рекомендации, которые принимаются путем одобрения большинством членов (депутатов) палаты, принявших в них участие. Парламентские слушания протоколируются и стенографируются. Протокол парламентских слушаний подписывается председательствующим. Рекомендации открытых парламентских слушаний могут публиковаться в печати. Рекомендации закрытых парламентских слушаний предназначаются только для депутатов палаты и представителей государственных органов, принимающих участие в парламентских слушаниях.

Регламенты палат Федерального Собрания. Регламент (франц. reglement, regle - правило) - нормативный правовой акт, регламентирующий внутреннее устройство палаты, общий порядок ее работы, порядок (процедуры) участия палаты в законодательной деятельности, в решении иных вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению Совета Федерации и Государственной Думы. Содержание регламентов палат во многом совпадает. Каждый из них с достаточной степенью детализации определяет: порядок избрания председателя палаты и его заместителей, формирование комитетов, постоянных и временных комиссий, иных органов палаты (Совета Государственной Думы). Регламентами устанавливается общий порядок работы палаты: начало работы палаты, организационно-правовые формы ее деятельности, порядок проведения заседаний, голосования и принятия решений; процедуры контроля за использованием электронной системы, проведение парламентских слушаний и др. Регламенты исчерпывающе определяют законодательные процедуры: порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение; рассмотрение законопроектов в Государственной Думе и принятие федеральных законов; повторное рассмотрение Государственной Думой федеральных законов, отклоненных Советом Федерации (главы 12-16 Регламента Государственной Думы); рассмотрение Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой (глава 9 Регламента Совета Федерации); повторное рассмотрение палатами федеральных законов, отклоненных Президентом РФ; рассмотрение предложений о пересмотре положений Конституции РФ и внесения в нее поправок; осуществление палатами права законодательной инициативы.

Особенности регламентов палат определяются характером их несовпадающей компетенции. Соответственно, Регламентом Государственной Думы определены процедуры реализации палатой ее конституционных полномочий, связанных с дачей согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; рассмотрением вопросов, связанных с доверием Правительству; назначением на должность и освобождением от должности Уполномоченного по правам человека; выдвижением палатой обвинения против Президента РФ и др. Регламент Совета Федерации устанавливает процедуры, связанные с утверждением изменения границ между субъектами РФ; утверждением указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ вне территории РФ; назначением выборов Президента РФ, рассмотрением вопроса об отрешении Президента РФ от должности и др. Регламент палаты утверждается постановлением палаты, его исполнение является обязательным для палаты. Контроль за исполнением Регламента, а также обобщением предложений по внесению в него изменений и дополнений возлагается на специальные комитеты: в Совете Федерации - на комиссию по Регламенту и парламентской деятельности; в Государственной Думе - на комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

 

 

Решения, принимаемые палатами Федерального Собрания в форме постановлений по вопросам их ведения. Согласно ст. 102 и 103 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют свои полномочия, принимая решения в форме постановлений. Соответственно, правовую форму постановления принимают все акты палат Федерального Собрания, принятые ими в пределах своих полномочий. При этом каждая из палат принимает постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ, а также по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палат.

Обе палаты Федерального Собрания могут принимать постановления в целом, могут принять проект постановления за основу. В последнем случае дальнейшее обсуждение и голосование проводятся по пунктам и (или) частями проекта постановления. После принятия в целом всех пунктов, частей проекта постановления проводится голосование по принятию постановления в целом. Постановления принимаются большинством голосов, не менее чем 50% плюс один голос от общего числа депутатов, членов палаты, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. Например, решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (450); при несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении принятого ею федерального закона последний считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов этой палаты, не менее 2/3 голосов требуется при принятии постановления об одобрении федерального конституционного закона; постановление о поддержке предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 3 Конституции РФ должно набрать 3/5 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

 

Глава 26 Конституционно-правовой статус парламентария (депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации)
122. § 1. Конституционный статус парламентария (члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы)
123. § 2. Конституционные формы и средства деятельности парламентариев
124. § 3. Гарантии депутатской деятельности. Иммунитет и индемнитет парламентария

§ 1. Конституционный статус парламентария (члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы)

Член общенационального законодательного органа государственной власти, парламента по сложившемуся парламентскому обыкновению именуется парламентарием, или членом парламента. В Федеральном Собрании - парламенте Российской Федерации парламентариями, соответственно, являются депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.

Конституционно-правовой статус парламентария представляет совокупность закрепленных Конституцией, федеральными законами и регламентными нормами его прав и обязанностей (государственно-властных полномочий), обеспеченных соответствующими гарантиями. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутат Государственной Думы не может одновременно являться членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статус депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ, Федеральными законами «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (1994 г.) с многочисленными изменениями и дополнениями, «О выборах депутатов Государственной Думы» и др. Конституционно-правовой статус депутата характеризуют три элемента: 1) депутатский мандат; 2) права и обязанности депутата; 3) гарантии депутатской деятельности.

Статус парламентариев в двухпалатном парламенте имеет свои особенности. Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Каждому депутату выдается удостоверение депутата - документ, дающий право беспрепятственно посещать все органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, воинские части и общественные объединения. Кроме того, каждому депутату выдается нагрудный знак.

Членом Совета Федерации является избранный народом представитель законодательных или исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть и иные полномочия в Совете Федерации. Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, главы исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Полномочия члена Совета Федерации начинаются с момента принятия Советом Федерации решения о признании его полномочий. Порядок принятия такого решения определяется Регламентом палаты. Главы законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ представляют в Совет Федерации документы, подтверждающие их полномочия как главы соответствующего органа государственной власти субъекта РФ в течение 7 дней со дня их избрания на эти должности. Прекращение полномочий члена Совета Федерации определяется решением палаты. В случае прекращения полномочий главы соответствующего органа государственной власти субъекта РФ автоматически прекращаются его полномочия как члена Совета Федерации.

В предусмотренных законом случаях возможно досрочное сложение депутатом Государственной Думы (членом Совета Федерации) своих полномочий. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях: утраты гражданства РФ; письменного заявления о сложении своих полномочий; избрания депутатом иного представительного органа власти (если в течение месяца со дня избрания от него не поступило заявления о сложении полномочий такого органа); поступления на государственную службу; занятия другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; роспуска Государственной Думы; смерти. Досрочно полномочия члена Совета Федерации прекращаются в случаях: утраты гражданства РФ, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена Совета Федерации, признания недееспособным в судебном порядке, объявления судом умершим, смерти.

Императивный и свободный мандаты. В конституционном праве понятие мандата (от лат. mandatum - поручение) трактуется в двух значениях: 1) как документ, который подтверждает полномочия депутата, предоставленные ему избирателями, интересы которых он представляет, и 2) как основы, на которых базируются взаимоотношения между депутатом и избирателями. В сущности депутатский мандат может быть императивным и свободным.

Императивный мандат определяет такую форму взаимоотношений депутата и избирателей, при которой депутат, ответственный перед избирателями, совмещает свою депутатскую деятельность с основной работой на предприятии, в учреждении, организации. Сущность императивного мандата в том, что каждый депутат обязан выражать волю избирателей, ответственен перед ними, может быть отозван ими. Основная характеристика императивного мандата заключается в том, что депутат связан наказами избирателей - поручениями общественно значимого характера, которые депутат обязан положить в основу своей деятельности. Как правило, такие наказы вносились в период избирательной кампании во время встреч кандидатов в депутаты с избирателями. Наказы, не имея юридической силы, передавались кандидатом в исполнительный комитет местного Совета или Президиум Верховного Совета, которые обобщали все поступившие наказы и составляли план мероприятий по их реализации. Они имели обязательное значение для избранного депутата, депутат (Совет депутатов) не вправе был отказаться от их исполнения. Реформа избирательной системы конца 90-х гг. привела к отказу от обязательности наказов. Сейчас если такие наказы (пожелания, просьбы) и вверяются депутату, то они носят рекомендательный характер. В то же время законодательные акты отдельных субъектов РФ признают императивный характер мандата депутатов законодательного (представительного) органа власти и представительного органа местного самоуправления.

Депутатский мандат может быть «императивным» и «свободным». Сущность первого заключается в том, что каждый депутат обязан выражать волю избирателей, ответственен перед ними, может быть отозван ими. В Российской Федерации императивный мандат характеризует статус депутатов представительных органов местного самоуправления.

Свободный (общенациональный) мандат отображает такую форму взаимоотношений депутата с его избирателями, при которой депутат юридически не связан наказами избирателей и не может быть ими отозван. Свободный, или общенациональный, мандат означает неответственность депутата перед избирателями, отсутствие у последних права отзыва депутата. По смыслу Закона «О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы» депутаты Государственной Думы обладают свободным депутатским мандатом.

 

 


Предусмотренные федеральным законом организационные формы участия депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации в работе палаты при осуществлении ею своих полномочий. Закрепление таких форм в законе обеспечивает правовой характер деятельности парламентариев, определяет границы такой деятельности, что призвано исключить возможность вмешательства депутатов в прерогативы исполнительной и судебной власти. К таким формам относятся участие парламентариев в заседаниях своих палат, комитетах и комиссиях, парламентских слушаниях, в выполнении поручений палат; работа депутатов Государственной Думы с избирателями; их участие в работе депутатских объединений и др.

Важнейшей формой деятельности парламентария является его работа в избирательном округе. Федеральным законом о статусе депутата Государственной Думы предусмотрено, что депутаты Государственной Думы, избранные по одномандатным избирательным округам, поддерживают связь с избирателями своих округов, а депутаты, избранные по общефедеральному избирательному округу, поддерживают связь с избирателями в регионе, определенном соответствующим избирательным объединением. Депутаты принимают меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей и в этой связи: рассматривают поступившие от них предложения, заявления и жалобы, содействуют в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведут прием граждан; изучают общественное мнение; при необходимости вносят предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения; информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними и через средства массовой информации.

Для работы с избирателями депутату Государственной Думы ежемесячно предоставляются определенные дни в порядке, определенном Регламентом палаты. В избирательном округе депутата или на территории субъекта РФ, в границах которого находится данный округ, либо в границах региона, определенном депутатским объединением, руководителям исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления для осуществления полномочий депутата предоставляются транспорт, помещение для приема, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, необходимой оргтехникой; они обязаны известить население о дате, месте и времени встречи депутата с избирателями.

Конституционные средства деятельности парламентария. К ним относятся предусмотренные федеральным законом права и обязанности, использование которых обеспечивает деятельность парламентария в палате, а также соблюдение требований, предъявляемых к парламентской деятельности.

Права и обязанности парламентария подразделяются на две группы: 1) права и обязанности в парламенте и его структурах; 2) права и обязанности в избирательном округе.

К первой группе прав относятся: право обращаться с депутатским запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка России, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов (депутатский запрос); право обратиться с устным вопросом на заседании палаты к члену Правительства, право на выступления на сессии, право на голосование, на участие в работе комитетов и комиссий палаты. Эти права одновременно являются и обязанностями парламентария.

Ко второй группе прав относятся: право депутата обращаться во все государственные органы, предприятия и организации по вопросам депутатской деятельности и получать ответы; право на безотлагательный прием соответствующими должностными лицами; право на получение и распространение информации и др.

Депутатский запрос есть право отдельного парламентария или группы парламентариев обратиться с требованием к органам государственной власти, должностным лицам этих органов о представлении информации по кругу вопросов, входящих в их компетенцию (в зарубежном конституционном праве запрос парламентариев именуется интерпелляциями). Депутатский запрос вносится на заседании палаты в письменной форме. Орган (должностное лицо), к которому обращен запрос, должен дать ответ на него в устной (на заседании палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения. Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на него оглашаются председательствующим на заседании палаты.

Обращение парламентария означает гарантированное законом право депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации обратиться с вопросом к любому члену Правительства РФ на заседании палаты и получить от него ответ. Обращение, или вопрос парламентария, есть выраженная в устной или письменной форме и обращенная к правительству либо к его членам просьба парламентария дать официальное пояснение по какому-либо факту, случаю. Для ответов на обращения парламентария палатой выделяется специальное время. В Государственной Думе это время именуется правительственным часом. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1977 г. «О Правительстве РФ» (ст. 38) устанавливает обязанность членов Правительства по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседании и отвечать на заданные им вопросы в порядке, определенном регламентами палат. При этом приглашение палаты с указанием интересующих парламентариев вопросов должно быть направлено члену Правительства не менее чем за 5 дней до проведения заседания палаты. Кроме того, с коллективным письменным обращением к членам Правительства согласно Закону о Правительстве (ст. 40) вправе обращаться комитеты и комиссии палаты и в согласованные сроки получать на эти обращения ответы.

Безотлагательный прием парламентария - это его право на безотлагательный прием должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.

Право парламентариев на информацию есть гарантированная законом возможность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы знакомиться с интересующими их документами, а также выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации, публиковать материалы. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обеспечиваются документами, принятыми палатами Федерального Собрания, документами, справочно-информационными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента РФ, Счетной палатой РФ, Центральной избирательной комиссией РФ и иными государственными органами и общественными объединениями. При обращении парламентариев в органы государственной власти и местного самоуправления общественные объединения, организации, соответствующие должностные лица обеспечивают их по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют им необходимую документацию и информацию независимо от степени их секретности в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.

Парламентарии имеют преимущественное право выступать по вопросам их деятельности в государственных средствах массовой информации. Материалы, предоставляемые ими по поручению соответствующих палат, комитетов и комиссий, а также депутатских объединений в Государственной Думе, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные средства массовой информации не позднее 7 дней после обращения. Без согласия авторов редактирование представленных материалов не допускается.

В отличие от прав в законе перечислены лишь отдельные обязанности депутата. В частности, отсутствует основная обязанность депутата - обязательное его участие в заседании палаты. Молчание закона по такому очень важному аспекту деятельности Государственной Думы исключает и возможность применения к депутату-»прогульщику» дисциплинарного взыскания. В отличие от целого ряда зарубежных стран в российском Законе о статусе депутата отсутствует специальная норма о такого рода взысканиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.