Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 16. Законодательство и законодательный процесс




 

План занятия:

1. Понятие и стадии законодательного процесса.

2. Право законодательной инициативы. Его субъекты и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу.

3. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Порядок их принятия.

4. Стадия одобрения законов Советом Федерации. Его законодательные полномочия.

5. Подписание и обнародование законов. Право отлагательного вето Президента РФ.

 

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия «законодательный процесс», «законотворческий процесс» и «правотворческий процесс»?

2. Назовите и охарактеризуйте критерии разделения законодательного процесса на стадии.

3. Каково соотношение законодательного процесса и законодательных процедур?

4. Может ли закон с меньшей юридической силой определять порядок принятия закона с большей юридической силой?

5. На каких стадиях законодательного процесса проведение правовой и лингвистической экспертиз обязательно?

6. Почему Государственная Дума не указана в статье 104 Конституции РФ в качестве субъекта законодательной инициативы?

7. Законодательная инициатива – это право или обязанность уполномоченного субъекта?

8. Соотнесите понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса».

9. В чем назначение первого, второго и третьего чтений законопроектов в Государственной Думе? Когда законопроекты рассматриваются более чем в трех чтениях?

10. Какие решения могут быть приняты по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении? Какие из них рассматриваются в качестве итоговых решений?

11. Какие законы, принятые Государственной Думой, должны быть обязательно рассмотрены Советом Федерации?

12. В отношении каких законов Президент РФ не пользуется правом отлагательного вето?

13. В каких случаях Президент РФ вправе прибегать к процедуре возвращения законов?

14. Вправе ли палаты Федерального Собрания, голосуя по вопросу о преодолении вето Президента РФ на федеральный закон, определить результаты голосования от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации?

15. Как соотносятся обнародование и опубликование законов?

16. Что делать, если после принятия федерального закона в нем обнаружатся редакционные ошибки?

 

Литература:

1. Адрачева Л.С. О совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы // Журнал российского права. 2000. № 3.

2. Бекетова С.М. Законодательный процесс в Российской Федерации: Учеб.-метод. пособие для юристов. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005.

3. Волкова Н.С., Хабриева Т.Я. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. М., 2005.

4. Гузнов А.Г., Кененов А.А. Рождественнская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск, 1995.

5. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М., 2000.

6. Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. М., 1998.

7. Кокотов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение. 2001. № 1.

8. Каратеев П.Ю.Законодательная техника // Правоведение. 2004. № 6.

9. Крестьянинов Е.В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. 1995. № 12.

10. Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению // Государство и право. 1997. № 9.

11. Лукьянова Е.А. Закон о законах // Законодательство. 1999. № 11.

12. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М., 1998.

13. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов и иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. №5.

14. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

15. Студенкина М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. 2000. № 7.

Нормативно-правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). М., 1993.

2. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. и доп. от 22 октября 1999 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8.

3. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступлении в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 10.

4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. от 9 июля 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7.

5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 26 мая 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 7.

Тема 17. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации

План занятия:

1. Роль и политико-правовое значение выборов в демократическом государстве.

2. Понятие и принципы избирательного права.

3. Понятие и виды избирательных систем.

4. Основные гарантии избирательных прав граждан в России.

5. Понятие избирательного процесса и его стадии.

6. Процедура назначения выборов и составление списка избирателей.

7. Избирательные округа и избирательные участки. Их виды и порядок образования.

8. Избирательные комиссии, их виды, порядок образования и компетенция.

9. Выдвижение кандидатов, финансирование выборов и предвыборная агитация.

10. Правила проведения голосования, подсчет голосов и установление результатов выборов.

11. Порядок организации и проведения референдума.

 

Контрольные вопросы

1. Можно ли отождествлять понятия «выборы» и «голосование»?

2. Тайное голосование – право или обязанность избирателя?

3. Какие последствия возникают при назначении выборов судом?

4. Обязательно ли в решении о назначении выборов указывать день голосования?

5. Что понимается под вышестоящей избирательной комиссией?

6. Какую роль играют политические партии в выдвижении кандидатов?

7. Участвуют ли органы государственной власти и местного самоуправления в выдвижении кандидатов?

8. Может ли кандидат сам собирать подписи в свою поддержку?

9. Что понимается под использованием преимуществ должностного и служебного положения?

10. Когда утрачивает свой статус кандидат и зарегистрированный кандидат?

11. С какого момента начинается предвыборная агитация?

12. Чем несостоявшиеся выборы отличаются от недействительных?

 

Литература:

1. Алехичева Л.Г., Постников А.Е. Признание недействительными итогов голосования и результатов выборов: правовые проблемы // Журнал российского права. 2001. № 6.

2. Большаков С.В. Особенности правового регулирования предвыборной агитации в ходе избирательной компании 1999 года // Право и власть. 2001. № 1.

3. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. 1997 № 8.

4. Вешняков А.А. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 2003.

5. Гамбашидзе И.А. Предвыборная агитация: правовые аспекты // Право и власть. 2001. № 1.

6. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации. История. Теория. Практика. М., 1996.

7. Князев С.Д. Правовой режим выдвижения кандидатов по законодательству Российской Федерации // Правоведение. 2000. № 6.

8. Князев С.Д. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации // Журнал российского права. 1999. № 10.

9. Князев С.Д. Правовые аспекты агитации при проведении выборов // Российский юридический журнал. 1998. "№ 2.

10. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995.

11. Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 10.

12. Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. СПб., 2003.

13. Пылин В.В. Референдум: проблемы правового регулирования и практика реализации // Правоведение. 2002. № 6.

14. Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс в России: понятие и стадии // Правоведение. № 2.

15. Шайхуллин Г.С. Юридический статус средства массовой информации как субъекта избирательных информационных правоотношений: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.

 

Нормативно-правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). М., 1993.

2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 27.

3. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7.

4. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49.

5. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29.

6. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24.

7. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2.

8. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2.

9. Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Российская газета. 2005. 24 мая.

10. Комплекс мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2000. № 22. С. 16-29.

Тема 18. Судебная система и Конституционный Суд Российской Федерации

 

План занятия:

1. Место и роль судебной власти в системе государственной власти, ее основные функции.

2. Виды судебных органов, порядок их образования в РФ.

3. Основные принципы осуществления правосудия и их конституционное закрепление.

4. Конституционный контроль и надзор в Российской Федерации. Место и роль Конституционного Суда в системе органов государственной власти России.

5. Порядок формирования Конституционного Суда, его состав и структура.

6. Основные направления деятельности и полномочия Конституционного Суда, организация его работы.

7. Правовые акты Конституционного Суда, их юридическая сила и значение.

8. Правовое положение судей Конституционного Суда.

 

Контрольные вопросы

1. Какими нормативными правовыми актами регламентируется организация и деятельность судебной власти в России?

2. В чем состоит содержание конституционного права граждан на судебную защиту?

3. Раскройте элементы взаимодействия судов с органами законодательной и исполнительной власти.

4. Каким образом граждане участвуют в отправлении правосудия?

5. Как развивался институт мировых судей в России?

6. Предусмотрено ли создание в Российской Федерации специализированных судов?

7. Что собой представляет «административная юстиция» и есть ли она в России?

8. Каковы характеристики организации и деятельности судейского сообщества и его органов?

9. На основании Постановления Конституционного Суда от 16 июня 1998 г. раскройте содержание взаимоотношений Конституционного Суда РФ и иных федеральных судов.

10. Назовите особенности решений Конституционного Суда РФ.

 

Литература:

1. Бойков А.Д. Третья власть в России. М., 1997.

2. Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право. 2001. № 10.

3. Велиев И.В. Организация деятельности органов прокуратуры Азербайджана, Казахстана и Российской Федерации: сравнительный анализ // Государство и право. 2005. № 8.

4. Дегтярева Н.Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2001.

5. Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.

6. Ершов В.В. Конституционные проблемы судоустройства и судопроизводства // Государство и право. 1994. № 12.

7. Ефремова Н.Н. Судебные реформы в России: традиции, проблемы // Государство и право. 1996. № 11.

8. Костенко Н.И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 1995. № 11.

9. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000.

10. Мельников Н.В. Прокурорская власть // Государство и право. 2002. № 2.

11. Мельников Н.В. Прокурорский надзор - самостоятельная форма осуществления прокурорской власти в России // Государство и право. 2003. № 5.

12. Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России // Государство и право. 2000. № 7.

13. Ржевский В.А., Чекурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М., 1998.

14. Стецовский Ю.Н. Судебная власть: Учебн. Пособие. М., 1999.

15. Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей (научно-правовые философские и исторические аспекты// Государство и право. 2000. № 10.

16. Чекунов Н.А. Российская судебная реформа // Правоведение. 2004. № 1.

17. Шульженко Ю.Л. Конституционный статус прокуратуры Российской Федерации. М., 1999.

18. Авакьян С.А. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации: нерешенные проблемы // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. № 2.

19. Авакьян С.А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия // Вестник МГУ. Серия 11 «Право». 1995. № 4.

20. Анишина В. Предмет обращения в Конституционный Суд // Российская юстиция. 2000. № 3.

21. Арутюнян Г.Г. Проблемы совершенствования системы конституционного правосудия // Журнал российского права. 1999. № 9.

22. Белкин А.А. Вопросы юридической силы решений Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. № 2.

23. Боботов С.В. Конституционная юстиция. М., 1994.

24. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005.

25. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001): Очерки теории и практики. М., 2001.

26. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М., 2005.

27. Волкова Н.С., Хабриева Т.Я. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. М., 2005.

28. Захаров В.В. Решения Конституционного суда Российской Федерации как источник конституционного права. М. 2005.

29. Конституционный судебный процесс: Учебник / Отв. ред. М.С. Саликов. М., 2003.

30. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учебное пособие. М., 1998.

31. Куцин И.В. О месте Конституционного Суда в системе разделения властей // Российский юридический журнал. 1997. № 4.

32. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 6.

33. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003.

34. Лапаева В.В. Конституционное правосудие как фактор стабильности конституционно-правовых отношений // Журнал российского права. 1999. № 5/6.

35. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. Глава IV.

36. Митюков М.А. Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая характеристика и статистический анализ // Журнал российского права. 2001. № 6.

37. Митюков М.А. Как исполняются решения Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации // Журнал российского права. 2001. № 7.

38. Морщакова Т. Конституционная концепция судопроизводства // Российская юстиция. 2001. № 10.

39. Полин А.А. Конституционный процесс: проблемы и категории // Журнал российского права. 2004. № 1.

40. Половченко К.А. Толкование Конституции (и законов) Конституционными Судами России и Украины: теоретические и практические проблемы (Сравнительно-правовой анализ) // Государство и право. 2002. № 10.

41. Романова О.В. К вопросу о понятии и природе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 7.

42. Саликов М.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 5.

43. Судебный конституционный контроль в России: уроки, проблемы, перспективы // Государство и право. 1997, №5.

44. Судить по Конституции и совести. Интервью с Председателем Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькиным // Журнал российского права. 2003. № 9. С. 3-13.

45. Талалаев А.Н. Конституционный Суд и международные договоры России // Государство и право. 1996. № 3.

46. Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. Казань, 1995.

47. Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Конституции в деятельности Конституционного Суда РФ // Государство и право. 1996. № 10.

48. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции РФ: теория и практика. М., 1998.

49. Шуберт Т.Э. Проблемы исполнения федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 9.

50. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995.

51. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1997.

52. Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы. // Государство и право. 1998. № 5.

 

Нормативно-правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). М., 1993.

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. от 5 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13.

3. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. 25 марта 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18.

4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. от 5 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1.

5. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26.

6. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47.

7. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. от 5 апреля 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26.

8. Федеральный закон от 3 декабря 1994 г. № 55-ФЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» (с изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.

9. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17.

10. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3.

11. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30.

12. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2.

13. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 51.

14. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 7.

15. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2.

16. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (с изм. от 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23.

17. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 11.

18. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 34.

19. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 г. № 4960-I «Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей» (с изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 24.

 

Тема 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

План занятия:

1. Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Правовое положение и основные направления деятельности органов законодательной власти субъектов РФ.

3. Правовое положение и основные направления деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.

4. Основы конституционно-правового статуса органов судебной власти в субъектах РФ.

 

Контрольные вопросы

1. Как распределены функции между Областной думой и Палатой Представителей в Законодательном Собрании Свердловской области?

2. Как, на Ваш взгляд, соотносятся федеральная и областная модель разделения государственной власти?

3. Очертите пределы законодательной деятельности Законодательного Собрания Свердловской области.

5. Каковы особенности организации государственной власти Свердловской области по сравнению с другими субъектами РФ?

6. Можно ли рассматривать губернатора области как главу исполнительной власти области?

7. Как закон определяет взаимоотношения губернатора и правительства Свердловской области?

8. Назовите формы участия губернатора и правительства Свердловской области в областном законотворческом процессе.

9. Каковы стадии областного законодательного процесса?

10. Охарактеризуйте компетенцию Уставного Суда Свердловской области.

11. В каком порядке можно обжаловать акты Уставного Суда Свердловской области?

 

Литература:

1. Андреев А.В. Представительная власть в субъектах Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 1.

2. Боброва Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации // Государство и право. 1995. № 11.

3. Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001.

4. Добрынин Н.М., Матейкович М.С. Региональное законодательство: от количества к качеству // Государство и право. 1999. № 10.

5. Доцкевич М.В. Правовые и организационные аспекты статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. М., 2002.

6. Козулин А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона // Государство и право. 2000. № 6.

7. Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и их органов государственной власти // Журнал российского права. 2002. № 8.

8. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. М., 2002.

9. Кулинченко О.М. Конституционное производство в Республике Адыгея // Государство и право. 2001. № 2.

10. Курманов М.М. Досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Правоведение. 2004. № 2.

11. Курманов М.М. Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в федеральном законодательном процессе // Государство и право. 2004. № 10.

12. Линик Л.Н. Избирательная система республики в составе Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 1.

13. Мамаев Р.Б. Конституционная юстиция в субъектах Российской Федерации (На примере республик Южного федерального округа) // Государство и право. 2003. № 4.

14. Попов М.Ю. Конституционно-правовой статус края и области как субъектов Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.

15. Попов М.Ю. Конституционно-правовой статус края и области как субъектов Российской Федерации. Волгоград, 2006.

16. Ромашов Р.А. Региональное законодательство в современной России // Правоведение. 2003. № 2.

17. Рубченко Н.А. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2001.

18. Сергевнин С.Л. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. СПб., 1999.

19. Сунгуров А.Ю. Законодательство об уполномоченном по правам человека в некоторых субъектах Российской Федерации // Правоведение. 2002. № 4.

20. Сунгуров А.Ю., Шишлов А.В. Сравнительный анализ законодательства об Уполномоченном по правам человека в некоторых субъектах Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 4.

21. Тадевосян Э.В. К вопросу о характере государственной власти субъекта федерации // Государство и право. 2002. № 3.

22. Тайбаков А.А., Титов И.В. Некоторые проблемы совершенствования конституционного законодательства в субъекте Российской Федерации // Государство и право. 2002. № 9.

23. Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 1.

24. Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. М., 2003.

25. Чертков А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (постатейный). М., 2006.

Нормативно-правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). М., 1993.

2. Федеральный договор: Документы. Комментарии. М., 1992.

3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26; 2002. № 21.

4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований».

6. Конституции республик в составе Российской Федерации.

7. Уставы краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации.

Тема 20. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

План занятия:

1. Понятие и политико-правовая природа местного самоуправления.

2. Принципы местного самоуправления в Российской Федерации.

3. Система местного самоуправления в Российской Федерации.

4. Организационные, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления.

5. Органы местного самоуправления.

6. Гарантии местного самоуправления.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое «муниципальное образование»?

2. Что такое «вопросы местного значения»?

3. Каковы формы осуществления местного самоуправления?

4. Какова система органов местного самоуправления?

5. Каковы полномочия государственных органов в отношении органов местного самоуправления?

 

Литература:

1. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996.

2. Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2005.

3. Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. М., 2005.

4. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. 2004. № 1.

5. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». / Под ред. С.Е. Чаннова. М.: ТЕИС, 2005.

6. Костюков А.Н. Муниципальное право в системе российского права: стагнация или развитие, а может быть, новая роль? // Государство и право. 2003. № 9.

7. Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. М., 2005.

8. Мокрый В.С. Местное самоуправление в России. Конституционно-правовые основы и пути реформирования. Самара, 2003.

9. Постовой Н.В. Правовое регулирование основ и компетенции местного самоуправления в России. М.: Юриспруденция, 1999.

10. Сергеев А.А. Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления (Круглый стол) // Государство и право. 2004. № 3.

11. Уваров А.А. Местное самоуправление в России. М., 2005.

12. Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., 1998.

Нормативно-правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). М., 1993.

2. Европейская Хартия местного самоуправления (Официальный перевод на русский язык) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36.

3. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49.

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 12 октября 2005 г.) // Российская газета. 2003. 8 октября.

5. Указ Президента РФ от 27 ноября 2003 г. № 1395 «О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 16 июля 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 48.

4.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.168 сек.