Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное государство




 

Одним из признаков современного государства яыяется утрата им жесткой классовой организации. Различные классы постепенно растворяются в общей социальной организации гражданского общества, возникает все больше возможностей для перехода людей из одного класса в другой. Государство перестает быть, орудием обеспечения классовою господства, а следовательно, утрачивает полностью свой эксплуататорский характер. На смену рлуататорскому приходит социальное государство.

Сущностью этого типа государства является соединение всех [иальныч групп населения, наций и народностей в единое ре, объединенное в понятие "гражданское общество", Прин-циальное его отличие от предшествующих типов эксплуататор-. ларства состоит в том, что основной его целью является 'обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не отдельной его части Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в каче-е иысшей ценности, приоритете прав человека перед интере-ІИ иных участников общественных отношений (хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.).

Неотъемлемым элементом социального государства является парламент, в котором равноправно представлены все социальные Группы населения данного государства.

Одной из черт современного государства является повышеная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.

В свою очередь, проблема поддержки социально німашишен-ных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Дело в том, что современное государство — это рыночное государство. Суть рыночной экономики сводится к свободному товарообмену, признанию незыблемости частной собственности и законных интересов «обстиенника, свободе труда и частного предпринимательства.

В условиях рыночной экономики основным регулятором общественных отношений выступают законы рынка, и главный И.І — закон соотношения спроса и предложении. В соответствии В этим законом формируются цены на товары и услуги, в консч-ом счете — определяется уровень жизни населения страны. Падение спроса на отдельные товары заставляет предпринимателя повышать качество продукции, снижать затраты на ее изтотовле-ие. поддерживать развитие науки и техники путем создания °вых, более современных, пользующихся большим спросим из-1ий и продукции. Примером такой погони за удовлетворением Іребительского спроса в современном государстве служит, например, развитие автомобильной промышленности в ведущих ""нах мира (США, Японии, ФРГ, Италии, Франции и др,).

Но парадокс современного общества состоит в том. что рыночные отношения развиваются тем лучше, чем меньше государство ограничивает свободу участников этих отношений. Однако в рыночных отношениях (частном предпринимательстве) участвуют далеко не вес члены общества. Значительная часть населения страны продолжает работать в так называемой бюджетной сфере экономики, то есть в учреждениях и организациях, содержащихся за счет государства. В разных странах количество людей, нанятых в этой сфере, различно. Но есть такие сферы общественной жизни, которые нс могут быть переданы в область частных интересов: охрана общественного порядка и борьба с преступностью (организация и содержание полиции, судов, тюрем), оборона страны (комплектование армии, производство отдельных видов иооружения) и некоторые другие сферы общественной жизни.

Есть также категории населения, которые не могут быть участниками рыночных отношений не но причине их занятости в бюджетной сфере, а в связи с их общей неспособностью к занятию производительным трудом наряду с другими гражданами. Речь идет о названных выше социально незащищенных категориях населения: детях, инвалидах, престарелых. В интересах этих людей, а также в целях содержания бюджетной сферы производства государство вмешивается в рыночные отношения, перераспределяя доходы от наиболее состоятельных категорий населения к менее состоятельным и изымая средства на пополнение государственного бюджета. Таким образом, в условиях современного социального государства сохраняется традиционная внутренняя функция государства — сбор налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Конечно, Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такого типа государствам Однако тенденция к этому прослеживается хотя бы в попытках конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства данного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству.

Выполняет социальное государство и целый ряд традиционных регулятивных и охранных функций: поддержание общественного порядка, наказание преступников, разрешение споров и конфликтов, защита от внешней опасности и др. Однако соотношение функций охранных (подавления) и регулятивных по сравнению с эксплуататорским государством меняется в сторону расширения последних и сокращения первых. Этот процесс наглядно представлен в табл. 2

 

 

Таблица 2

Социальное государство
Внутренние функции   Внешние функции  
1. Хозяйствено-организаторская функция (организация производства, поощрение предпринимательства, управление внут-ренней торговлей) 2. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет     3. Управление образованием, наукой, культурой 4. Забота о личности и в первую очередь поддержка и помощь социально незащи-щенним слоя населения (социальная функция) 5. Защита прав, свобод и законных интересов граждан 6. Охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, савершивших противоправные поступки 1. Защита государственных границ, организа- ция таможни, решение иных вопросов нацио-нальной безопасности   2. Дипломатические и торгово-экономические Отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгосудар-ственных организаций 3. Культурный, научный и информационный обмен с другими государствами 4. Бородьба за мир, разоружение, не прими- нения силы в отношениях между государства-ми и народами, обуздания агрессоров 5. Участие в международном контроле за обеспечением прав, свобод и законных интерсов граждан во всех стравах мира 6. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем    

 

Таким образом, современное социальное государство – это институт, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за eго пределами. Необходимо отметить, что государство не утрачивает полностью своих карательно-репрессивных функций, но применяет их лишь в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также против государств-агрессоров и деспотических режимов, нарушающих права и свободы собственных народов.

В связи с анализом сущности социального государства представляется необходимым обратиться к рассмотрению государства социалистического, до недавнего времени существовавшего в нашей стране. Несмотря на этимологическую близость названий этих государств, их сущность представляет собой яркую противоположность, хотя исторические корни их происхождения имеют некоторую близость.

Одним из признаков вступления человечества в эпоху цивилизованного развития явились попытки сознательного преобразования общественного и государственного устройства в соответствии с определенными теоретическими концепциями, созданными учеными-философами, юристами, теологами и др. Начиная осознавать пороки и недостатки эксплуататорского государства, отдельные выдающиеся представители науки пытались создать концепции, направленные на совершенствование человеческой жизни, устранение недостатков в развитии основных ее институтов.

Одной из концепций такого развития стало социалистическое учение. Зародившись почти одновременно в различных странах (Франции, Италии, Германии, Великобритании), это учение имеет множестро школ, оттенков, самостоятельных ветвей и направлений развития. Одной из наиболее своеобразных моделей і общественного развития в рамках этого учения в современных условиях является так называемая шведская модель социализма. Значительным своеобразием отличалась так называемая советская модель, длительное время существовавшая в СССР и стрям Восточной Европы.

Теоретическая модель социалистического государства восточноевропейского типа была заложена работами К. Маркса и Ф. Энгельса, отстаивавшими идею построения единою обшепланеьарного государства трудящихся, первыми шагами которого становление диктатуры пролетариата, свержение власти буржуазии, отмена частной собственности на орудия и средства гиства, замена ее общественной собственностью, исключение эксплуатации человека человеком, уравнительное распределение средств, коллективизм в организации производства и обществественной жизни. Конечной целью общественного развития, по К. Марксу, было построение коммунизма, то есть такого общественно строя, основой которого явилась бы высочайшая производителыюсть груда, обеспечивающая распределение жизненых благ между людьчш в соответствии с их потребностями.

Одним из фундаментальных недостатков данной теории было В, что, дав блестящую критику современного им домонополистического капиталистического общества и государства, К. Маркс ф. Энгельс лишь в общем плане наметили прообраз будущего общественного устройства, не показав путей его реального дости-женин. Их теория страдала и целым рядом существенных недостатков принципиального характера. Так, причиной эксплуатации человека человеком УТИ философы считали наличие частной собственности Они отрицательно относились к федеративному устройству государства, проповедовали идею отмирания ("засыпания, по образному выражению Ф. Энгельса) государства и т.д. Причиной этих ошибок явилось чрезмерное их увлечение теорией классовой борьбы, интересам которой были подчинены все послы эшх. безусловно, выдающихся мыслителей XIX в.

Существенныи вклад в развитие учения К. Маркса и Ф. Энгельса внес В.И. Ленин, на практике воплотивший целый ряд идей социалистического учения, относящегося к крайне левым взглядам политического спектра. В частности, исходя из возмож-сти победы социализма в одной, отдельно взятой стране. И. Ленин создал теорию государства диктатуры пролетариата, блестяще воплотив ее з результате Октябрьского (1917 г.) воору-ї*енногґ) восстания в России — стране, слабо подготовленной не; *°лько к социалистическим, но и лаже к буржуазным преобразованиям Построение социализма в СССР сопровождалось подме-диктатуры пролетариата диктатурой партийно-государствсн-номенклатуры, введением уравнительного распределения до-созданием командно-административной системы управе эуономикой, огосударствлением собственности, введением '"идеологии, ограничением демократии и т.д. Дальнейшее раз-страны шло по пути усиления авторитарного режима, вульгаризаиии социалистических и коммунистических идей, усилі-ния! фискальных и карательных функций государства, вооруженного противостояния "идеологическим" противникам в лице "капнта-1 диетических" стран, превращения государств в авторитарно-эксплуататорские.

В то же время большинство стран мира идет по пути рсали-аации социалистических идей, но не левацкого, а либерально-демократического толка (лат. libere — свободный). Сама по себе социалистическая идея привлекает к себе все больше сторонников, о чем можно судить по расширению политического представительства социалистических партий в парламентах и правительствах развитых стран мира. Однако существенное отличие описанного выше социального государства от социалистического. особенно "советского" типа, состоит именно в наличии либерально-демократической модели развития.

Либерально-демократическое общество основано на невмешательстве государства в жизнь человека и всего гражданского общества в целом. Одним из его принципов является идейный и политический плюрализм, в соответствии с которым граждане вправе самостоятельно осуществить демократический выбор того политического режима и типа общественного устройства, который им в наибольшей степени по душе. Возможность подобного выбора позволяет скорректировать недостатки, имеюшиеся в любой (не только в социалистической) модели общественного и государственного развития, подчинить государство через институты непосредственной и представительной демократии интересам всего общества, всего народа.

Естественно, что чем более демократическим и свободным является общество, тем более сильным, устойчивым и стабильным должно быть государство, обеспечивающее нормальное его существование и защиту. Однако такое Государство не может не быть социальным, демократическим, правовым (перечисленные признаки более подробно будут рассмотрены ниже).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.