Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы темы




Институт отзыва депутатов и иных избранных лиц в местном самоуправлении.

Отзыв влечет прекращение полномочий избранного лица - депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (как правило, главы муниципального образования), но не нарушает установленного Конституцией РФ статуса этого лица как гражданина.

Институт отзыва впервые был закреплен еще в советский период - в 1917 г. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. «О праве отзыва делегатов». Он предусматривался Конституцией СССР 1936 г. В последующем был принят Закон СССР (от 30 октября 1959 г.) «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и Закон РСФСР (от 26 ноября 1959 г.) «О порядке отзыва депутата Верховного Совета РСФСР». В СССР и в союзных республиках были приняты также законы, предусматривавшие отзыв депутатов местных советов. Так в РСФСР действовал Закон «О порядке отзыва депутата краевого, областного, окружного, районного, городского, поселкового Совета депутатов трудящихся РСФСР» от 27 октября 1960 г. Это законодательство довольно активно применялось на практике. В 1960-1980 гг. были отозваны из местных Советов свыше 8 тысяч депутатов. Только в 1986 г. избиратели РСФСР выразили недоверие и отозвали 228 местных депутатов[87].

В Конституции РФ 1993 г. институт отзыва напрямую не предусмотрен. Отсутствует соответствующий закон и в отношении выборных федеральных лиц[88].

Тем не менее, этот институт на региональном и местном уровне был установлен законами ряда субъектов РФ еще в 90-х гг. Тогда же он появился он и в уставах многих муниципальных образований. Правовой основой при этом явились положения, содержащиеся в подп. 9 п. 1 ст. 8 и в п. 5 ст. 18 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[89].

В специальном федеральном законодательстве институт отзыва получил однозначное признание в Законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ст.24). По смыслу этой статьи депутаты представительных органов власти на местном уровне обладают императивным[90] мандатом. Следовательно. у населения муниципального образования имеется возможность использовать институт отзыва.

Отзыв влечет прекращение полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Институт отзыва расширяет возможности населения муниципального образования по влиянию на деятельность выборных органов местного самоуправления, служит гарантией в форме установления позитивной юридической ответственности депутатов, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. На местном уровне, в отличии от общефедерального отзыв может быть вполне успешно применен, так как масштаб и иные специфичные черты местного самоуправления смещают акценты в ответственности избранных лиц муниципальных органов власти в сторону их повышенной зависимости от мнения избирателя.

Инициатива отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления принадлежит населению муниципального образования в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума. Это логично, ведь депутат получает свои полномочия от избирателей, и отзыв народных избранников может осуществляться только избирателями. Правда в этом случае граждане выступают своего рода «контризбирателями», «негативными избирателями».

Законы субъектов РФ предусматривают более широкий круг субъектов, имеющих право инициативы отзыва.

Инициаторами возбуждения вопроса об отзыве депутата, выборного должностного лица местного самоуправления законы субъектов РФ признают:

1)гражданина (Хабаровский, Алтайский края, Саратовская, Оренбургская, Тюменская области);

2) группу граждан (Алтайский край, Красноярский края, Нижегородская, Тюменская области);

3) группу депутатов (Нижегородская область);

4)избирательные объединения (Волгоградская, Тамбовская, Пермская, Оренбургская, Челябинская области, Красноярский край);

5) представительный орган местного самоуправления (Амурская, Тюменская области, Красноярский край).

Если зачинателями отзыва выступают граждане (группы граждан), то эта их инициатива должна быть подтверждена определенным числом подписей в ее поддержку. В соответствующих законах субъектов Федерации предусмотрены различные варианты на этот счет. Как правило, нормативно устанавливается, что в поддержку предложения об отзыве необходимо собрать, определенный процент от числа избирателей округа, в котором выборное лицо ранее было избрано: не менее 10 % (Алтайский край); не менее 1% (Красноярский край); не менее 5% (Воронежская область) и т.д.

Законы субъектов РФ подробно определяют порядок назначения голосования по отзыву, образования участков голосования, составления списков участников голосования, деятельности комиссии по проведению голосования; гарантии для участников кампании по отзыву депутата; порядок проведения агитации и финансирования в период кампании по отзыву; порядок голосования по отзыву, подсчета голосов участников голосования и обработки итогов голосования, а также порядок обжалования решений и действий, связанных с голосованием по отзыву и ответственность за нарушение прав граждан на участие в мероприятиях и голосовании по отзыву.

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура их отзыва устанавливаются уставом муниципального образования.

По смыслу Конституции РФ основанием для отзыва депутата не могут служить его политическая деятельность, позиция при голосовании и т.п.

Основаниями для отзыва указанных лиц могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), что должно быть установлено в судебном порядке.

В большинстве субъектов РФ основанием отзыва депутата выступает утрата доверия. Утрата доверия населения выборным должностным лицом выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении последним возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения, нарушении Конституции РФ, федеральных законов, законов субъекта федерации или устава муниципального образования, а также в совершении действий, не достойных звания выборного должностного лица местного самоуправления. При этом основания отзыва депутата представительного органа могут быть конкретизированы в уставе муниципального образования. Основанием для отзыва также являются случаи систематического неучастия депутата в работе представительного органа местного самоуправления, невыполнение или ненадлежащее выполнение выборным лицом своих полномочий, нарушение законодательства и нормативно-правовых актов местного самоуправления, в том числе устава муниципального образования, нарушение положения о статусе соответствующего выборного лица, положения о депутатской этике.

Лицо, в отношении которого возбуждается вопрос об отзыве, вправе представить свои объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о его отзыве. Ему должна быть обеспечена возможность лично присутствовать на собрании избирателей. В связи с этим дата проведения собрания, предложенная инициатором, может быть изменена в случае невозможности участия в нем депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица по причине болезни, нахождения его в отпуске или служебной командировке, участия в другом собрании избирателей в связи с его отзывом, а также в связи с его участием в работе представительного органа местного самоуправления.

Депутат, члена выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за это проголосовало установленное региональными законами число жителей, являющихся избирателями в данном округе. Как правило это 50% + 1 голос, при условии, что число проголосовавших за отзыв больше, чем количество голосов, поданных за отзываемое лицо на прошедших ранее выборов (Орловская, Тамбовская области). При этом явка участников отзыва (жителей муниципального образования) должна быть не менее 25% от списочного состава лиц, обладающих избирательным правом (Саратовская область), а иногда и 50% (Тамбовская область).

Необходимо учитывать, что Конституционный Суд РФ, касаясь цифровых показателей, устанавливаемых при отзыве выборных лиц местного самоуправления, в своих постановлениях от 7 июля 2000 г. и от 24 декабря 1996 г. сформулировал на ряд принципиальных правовых позиций:

· должна устанавливаться достаточно высокая норма сбора подписей в поддержку начала процедуры отзыва – не менее числа подписей, требуемых для выдвижения кандидатуры на выборах;

· процентные показатели, определяющие минимальное число голосов, необходимое для осуществления отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, должны гарантировать от необоснованного противопоставления голосования по отзыву волеизъявлению избирателей на состоявшихся муниципальных выборах. Поэтому недопустимо, чтобы отзыв мог быть осуществлен в основном голосами граждан, оставшихся на соответствующих выборах в меньшинстве, т.е. голосовавших за проигравших на них кандидатов.

Полномочия депутата прекращаются со дня официального опубликования результатов голосования.

Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и принятые решения должны быть официально опубликованы (обнародованы) в СМИ.

Институт отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления пока еще не нашел широкого применения в муниципальной практике[91].

Подробнее см.: 4, 8.

 

Тема 11. Функциональные основы местного самоуправления в Российской Федерации

1. Важнейшие сферы позитивной ответственности местного самоуправления: проблемы и пути их решения.

  1. Функциональные основы местного самоуправления в муниципальной доктрине и муниципальном праве.
  2. Вопросы местного значения поселений.
  3. Вопросы местного значения муниципальных районов.
  4. Вопросы местного значения городских округов.
  5. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.