КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
К вопросам местного значения, которые согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находятся в ведении муниципальных образований, относится создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественногопитания ибытового обслуживания. В сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения действуют предприятия и организации различных форм собственности: государственные, муниципальные, частные и др. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции планируют развитие данной сферы, обеспечивают рациональное размещение сети розничной торговли и общественного питания на территории муниципального образования. Они организуют эксплуатацию объектов торгового, бытового обслуживания, а также общественного питания, находящихся в муниципальной собственности, обеспечивают закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов. Режим работы муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания устанавливается по решению органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления принимают меры к развитию системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения, организации рынков и ярмарок, привлекают потребительские общества к торгово-бытовому обслуживанию проживающих в сельской местности граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ, в том числе пенсионеров, инвалидов, детей и других социально нуждающихся лиц. Органы местного самоуправления оказывают содействие развитию рыночных инфраструктур, созданию конкурентной сферы и преодолению монополизма в сфере торговли. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»* распространяется и на деятельность органов местного самоуправления. Законом запрещаются деятельность органов местного самоуправления, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Решения органов местного самоуправления о предоставлении льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежит согласованию с федеральным антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
* Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 32. Ст. 1882; № 34. Ст. 1966; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 22. Ст.1977.
Органы местного самоуправления (их должностные лица) обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую данному органу для осуществления его законной деятельности. Органы местного самоуправления оказывают поддержку малого предпринимательства в целях развития рыночной инфраструктуры, конкуренции. К числу основных задач создаваемых ими муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г., относится, в частности, долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг*. В сфере торгового и бытового обслуживания населения действуют соответствующие правила (правила выполнения отдельных работ, правила оказания отдельных видов услуг и т.д.), которые утверждаются Правительством Российской Федерации и распространяются на все предприятия и организации торговли и бытового обслуживания независимо от форм собственности. В этих правилах затрагиваются вопросы, относящиеся к ведению органов местного самоуправления.
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 25. Ст. 2343.
В соответствии с Правилами розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией»*, реализация алкогольной продукции может осуществляться исключительно в местах, определяемых органами местного самоуправления. Лицензирование розничной торговли алкогольной продукцией осуществляется органами местного самоуправления, на территории которых производится торговля этой продукцией. Порядок выдачи лицензии определяется Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденным указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации. * Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4193.
Органы местного самоуправления организуют ритуальные услуги и содержание мест захоронения. Гарантированный перечень услуг по погребению установлен Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г. Услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, которая создается органами местного самоуправления и которая, согласно закону, может наделяться органами местного самоуправления возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания данных услуг в течение месяца, за счет средств местных бюджетов. Органы местного самоуправления принимают решение о создании мест погребения, в связи с чем производится отвод земельного участка. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела*. Органы местного самоуправления обладают полномочиями, связанными с осуществлением ими защиты прав потребителей услуг (работ), оказываемых на территории муниципального образования организациями, независимо от формы собственности, индивидуальным предпринимателем.
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 146.
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в редакции от 9 января 1996 г.)* органы местного самоуправления вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать ихповопросам защиты прав потребителей; анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). * Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 140.
При выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества органы местного самоуправления извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). В случаях, предусмотренных законом, органы местного самоуправления вправе приостанавливать или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), например, при продаже товаров с просроченными сроками годности и др. Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры. Глава 22. ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ОБЛАСТИ
Деятельность органов местного самоуправления в социально-культурной сфере направлена на реализацию задач, которые закрепляет Конституция Российской Федерации, определяя в статье 7 наше государство как социальное государство. Основными задачами в этой сфере являются: а) создание необходимых организационно-правовых, финансово-экономических возможностей, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; б) оказание социальных услуг, а в ряде случаев прямой социальной поддержки и защиты социально нуждающихся категорий граждан (охрана материнства и детства, помощь инвалидам и ветеранам, охрана здоровья и труда). Эти задачи - общегосударственные. Поэтому в их решении прежде всего участвуют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. На федеральном и региональном уровнях принимаются законы, иные нормативные правовые акты, а также социальные программы, направленные на реализацию социальной политики государства. Важную роль в реализации этой политики призваны играть органы местного самоуправления ввиду их непосредственной близости к населению, знания его нужд и потребностей. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют деятельность, направленную на обеспечение основных экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина, создание необходимых условий жизнедеятельности населения. Социально-культурная сфера деятельности органов местного самоуправления в широком смысле этого слова включает в себя вопросы образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения. Деятельность органов местного самоуправления в этой области связана с функционированием социальной инфраструктуры как средства удовлетворения социальных и культурных потребностей населения, необходимого условия развития личности. Социально-культурная деятельность в нашей стране до недавнего прошлого носила преимущественно государственный характер. В ведении местных органов государственной власти находилась значительная часть объектов социальной инфраструктуры. Вместе с тем многие социально-культурные учреждения (детские ясли и сады, поликлиники, учебные заведения и др.) находились в ведомственном подчинении, ибо помимо территориального канала распределения ресурсов на развитие социально-культурной сферы, действовал и ведомственный (отраслевой). Конституция Российской Федерации признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, которые являются основой не только производственной, материальной деятельности, но и социально-культурной: наряду с государственными системами и структурами в области образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания населения развиваются муниципальные и частные системы в этих сферах, поддерживается и поощряется негосударственная деятельность, способствующая удовлетворению многообразных потребностей человека, реализации его социально-культурных прав и свобод. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку и гражданину: общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43); бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41); доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры (ст. 44); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); защиту материнства и детства (ст. 38). Деятельность органов местного самоуправления - и городских, и районных, и поселковых, сельских - подчинена достижению общих целей, таких как создание условий и предоставление возможностей для удовлетворения социальных и культурных запросов и потребностей населения, улучшение охраны его здоровья, социальная защита граждан. Органы местного самоуправления участвуют в решении этих задач путем принятия и реализации муниципальных целевых программ, планов развития территории, утверждения местных бюджетов, а также осуществления контрольных функции.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |