Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения




 

К вопросам местного значения, которые согласно Федераль­ному закону «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» находятся в ведении му­ниципальных образований, относится создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественногопитания ибытового обслуживания.

В сфере торговли, общественного питания и бытового обслу­живания населения действуют предприятия и организации раз­личных форм собственности: государственные, муниципальные, частные и др.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетен­ции планируют развитие данной сферы, обеспечивают рацио­нальное размещение сети розничной торговли и общественного питания на территории муниципального образования. Они орга­низуют эксплуатацию объектов торгового, бытового обслужива­ния, а также общественного питания, находящихся в муниципаль­ной собственности, обеспечивают закупку, хранение, переработ­ку и продажу сельскохозяйственных продуктов. Режим работы муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания устанавливается по решению органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления принимают меры к раз­витию системы торгового обслуживания социально незащищен­ных слоев населения, организации рынков и ярмарок, привле­кают потребительские общества к торгово-бытовому обслужи­ванию проживающих в сельской местности граждан, не явля­ющихся пайщиками потребительских обществ, в том числе пен­сионеров, инвалидов, детей и других социально нуждающихся лиц.

Органы местного самоуправления оказывают содействие раз­витию рыночных инфраструктур, созданию конкурентной сферы и преодолению монополизма в сфере торговли. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»* распространяется и на деятельность органов местного самоуправления. Законом запрещаются деятельность органов местного самоуправления, направлен­ная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Решения органов местного самоуправления о предоставлении льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежит согласованию с федеральным антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

* Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 32. Ст. 1882; № 34. Ст. 1966; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 22. Ст.1977.

 

Органы местного самоуправления (их должностные лица) обязаны по требованию антимонопольного органа представлять до­стоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую данному органу для осуществления его законной деятельности.

Органы местного самоуправления оказывают поддержку мало­го предпринимательства в целях развития рыночной инфраструк­туры, конкуренции. К числу основных задач создаваемых ими муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г., относится, в частности, долевое участие в созда­нии и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консуль­тационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг*. В сфере торгового и бытового обслуживания населения действу­ют соответствующие правила (правила выполнения отдельных работ, правила оказания отдельных видов услуг и т.д.), которые утверждаются Правительством Российской Федерации и распро­страняются на все предприятия и организации торговли и быто­вого обслуживания независимо от форм собственности. В этих правилах затрагиваются вопросы, относящиеся к ведению орга­нов местного самоуправления.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 25. Ст. 2343.

 

В соответствии с Правилами розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации, утвержден­ными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией»*, реализация алкогольной продукции может осуществляться исключительно в местах, определяемых органами местного самоуправления. Лицензирование розничной торговли алкогольной продукцией осуществляется органами мест­ного самоуправления, на территории которых производится тор­говля этой продукцией. Порядок выдачи лицензии определяется Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденным указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4193.

 

Органы местного самоуправления организуют ритуальные услуги и содержание мест захоронения. Гарантированный перечень услуг по погребению установлен Федеральным законом «О по­гребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г. Услуги по погребению оказываются специализированной службой по во­просам похоронного дела, которая создается органами местного самоуправления и которая, согласно закону, может наделяться органами местного самоуправления возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания данных услуг в течение месяца, за счет средств местных бюджетов.

Органы местного самоуправления принимают решение о со­здании мест погребения, в связи с чем производится отвод земельного участка. Деятельность на местах погребения осу­ществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, устанавливаемыми органами местного самоуп­равления. Для осуществления общественного контроля за дея­тельностью в сфере похоронного дела при органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдатель­ные) советы по вопросам похоронного дела*. Органы местного самоуправления обладают полномочиями, связанными с осу­ществлением ими защиты прав потребителей услуг (работ), оказываемых на территории муниципального образования органи­зациями, независимо от формы собственности, индивидуальным предпринимателем.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 146.

 

В целях защиты прав потребителей на территории муници­пального образования в соответствии с Законом Российской Фе­дерации «О защите прав потребителей» (в редакции от 9 января 1996 г.)* органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать ихповопросам защиты прав потребителей;

анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределен­ного круга потребителей).

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 140.

 

При выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества органы местного самоуправления извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). В случаях, предусмотренных законом, органы местного самоуправления вправе приостанавливать или прекращать продажу товаров (вы­полнение работ, оказание услуг), например, при продаже товаров с просроченными сроками годности и др.

Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.

Глава 22. ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ОБЛАСТИ

 

Деятельность органов местного самоуправления в социально-культурной сфере направлена на реализацию задач, которые закрепляет Конституция Российской Федерации, определяя в статье 7 наше государство как социальное государство.

Основными задачами в этой сфере являются: а) создание необходимых организационно-правовых, финансово-экономичес­ких возможностей, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека; б) оказание социальных услуг, а в ряде случаев прямой социальной поддержки и защиты социально нуж­дающихся категорий граждан (охрана материнства и детства, помощь инвалидам и ветеранам, охрана здоровья и труда). Эти задачи - общегосударственные. Поэтому в их решении прежде всего участвуют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции. На федеральном и региональном уровнях принимаются за­коны, иные нормативные правовые акты, а также социальные программы, направленные на реализацию социальной политики государства.

Важную роль в реализации этой политики призваны играть органы местного самоуправления ввиду их непосредственной близости к населению, знания его нужд и потребностей. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют деятельность, направленную на обеспечение основных экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина, создание необходимых условий жизнедеятельности населения.

Социально-культурная сфера деятельности органов местного самоуправления в широком смысле этого слова включает в себя вопросы образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения.

Деятельность органов местного самоуправления в этой области связана с функционированием социальной инфраструктуры как средства удовлетворения социальных и культурных потребностей населения, необходимого условия развития личности.

Социально-культурная деятельность в нашей стране до недав­него прошлого носила преимущественно государственный харак­тер. В ведении местных органов государственной власти находи­лась значительная часть объектов социальной инфраструктуры. Вместе с тем многие социально-культурные учреждения (детские ясли и сады, поликлиники, учебные заведения и др.) находились в ведомственном подчинении, ибо помимо территориального ка­нала распределения ресурсов на развитие социально-культурной сферы, действовал и ведомственный (отраслевой).

Конституция Российской Федерации признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, которые являются основой не только производственной, материальной деятельности, но и социально-культурной: наряду с государственными системами и структура­ми в области образования, культуры, здравоохранения, социаль­ного обслуживания населения развиваются муниципальные и частные системы в этих сферах, поддерживается и поощряется негосударственная деятельность, способствующая удовлетворе­нию многообразных потребностей человека, реализации его со­циально-культурных прав и свобод.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому че­ловеку и гражданину:

общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государствен­ных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43);

бесплатную медицинскую помощь в государственных и муни­ципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41);

доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры (ст. 44);

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и в иных случаях, установленных законом (ст. 39);

защиту материнства и детства (ст. 38).

Деятельность органов местного самоуправления - и городских, и районных, и поселковых, сельских - подчинена дости­жению общих целей, таких как создание условий и предоставление возможностей для удовлетворения социальных и культурных запросов и потребностей населения, улучшение охраны его здо­ровья, социальная защита граждан. Органы местного самоуправ­ления участвуют в решении этих задач путем принятия и реали­зации муниципальных целевых программ, планов развития тер­ритории, утверждения местных бюджетов, а также осуществле­ния контрольных функции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.