Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отдельных территориях, специально определяемых




Особенности организации местного самоуправления на

в федеральном законодательстве

В главе 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу территорий с особыми условиями организации местного самоуправления отнесены:

- внутригородские территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- закрытые административно-территориальных образования;

- наукограды;

- приграничные территории.

1. Согласно ст.2 указанного Федерального закона внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге закрепляются в ст.79 этого Закона. Применительно к рассматриваемой в данной главе тематике такого рода особенности связаны с тем, что установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий[128].

Приведенные положения Федерального закона развиваются и детализируются в нормах Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" о том, что образование муниципальных образований, установление их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению Мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий[129].

Таковым является Закон г. Москвы от 15 октября 2003 г. № 59 "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве", закрепивший территории 125 муниципальных районов города[130].

2. Согласно ст.80 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрытые административно-территориальные образования являются городскими округами. Особенности осуществления местного самоуправления на таких территориях устанавливаются специальным федеральным законом[131]. В настоящее время это Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", в соответствии с которым к их числу относятся "имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасности функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан ".[132]

Такого рода особый режим и специальные условия предполагают, в том числе и определенные ограничения и особенности в деятельности населения по осуществлению местного самоуправления на данных территориях, что находится в полном соответствии с требованиями Конституции и законодательства Российской Федерации, поскольку они устанавливаются в целях обеспечения конституционного строя, обороны страны и безопасности государства.

Указанный Закон к числу таких ограничений и особенностей относит:

а) правило о том, что решение о создании (упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается главой Российского государства по предложению Правительства России и по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся такие территории;

б) указание на то, что при принятии решения об упразднении закрытого административно-территориального образования с учетом предложений соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления определяются этапы и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно-территориального деления, виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения на период реорганизации указанного образования;

в) положения, предусматривающие в целях обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования, ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией и ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, особенности приватизации, совершения иных сделок с недвижимым имуществом, находящимся на таких территориях.

г) требования о том, что границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации, а населенные пункты, расположенные на территории такого образования, входят в состав городского округа.

В соответствии с требованиями Закона "О закрытом административно-территориальном образовании" особый режим такого образования предусматривает не только некоторые ограничения прав и свобод граждан, в том числе на – осуществление местного самоуправления, но – предоставление проживающим или работающим там людям социальных гарантий и компенсаций. К их числу ст.7 указанного Закона относит в частности: повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения таких территорий, меры их социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости, а также выделение, в том числе Правительством Российской Федерации средств на их переселение и обеспечение жильем[133].

3. Наукограды, согласно ст.81 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", являются городскими округами[134]. Особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации". В соответствии с указанным Законом такие особенности связаны с тем, что:

- статус наукограда присваивается муниципальному образованию на определенный срок и может быть досрочно прекращен Правительством Российской Федерации по основаниям, определяемым в федеральном законодательстве;

- Правительство утверждает приоритетные для данного муниципального образования направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

- наукограды могут претендовать на государственную поддержку, выражающуюся в финансировании из федерального бюджета в виде субвенций их дополнительных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такие субвенции и расходы, осуществляемые за их счет, не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

- государство в порядке, установленном законодательством, вправе осуществлять контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций, использованием ими средств, выделенных на научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники;

- установление и изменение границы наукограда осуществляется в порядке, специально определяемом законом соответствующего субъекта Российской Федерации;

- высвобождаемые в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизации или ликвидации организаций научно-производственного комплекса наукограда, по истечении срока действия или досрочного прекращении такого статуса, работники организаций научно-производственного комплекса наукограда вправе рассчитывать на обеспечение социальной защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь на своей территории градообразующий научно-производственный комплекс, отвечающий определенным в Законе критериям по: численности работающих в организациях этого комплекса жителей данного муниципального образования и объему научно-технической продукции, соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

В научно-производственный комплекс наукограда,входят зарегистрированные на территории данного муниципального образования в качестве юридических лиц и осуществляющие предусмотренную в данном Законе деятельность: научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации независимо от организационно-правовых форм при условии, что доля производства наукоемкой продукции, соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объема производства[135].

4. В соответствии со ст.82 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу территорий с особыми условиями организации местного самоуправления могут быть отнесены приграничные территории [136].

Особенности осуществления местного самоуправления на таких территориях устанавливаются Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. № 4730-I, определяющим в том числе, режим приграничной территории.

В соответствии с указанным Законом (ст.37) данный режим предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица:

- предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках федерального законодательства об охране окружающей природной среды;

- оказывают помощь пограничным органам и пограничным войскам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;

- создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

Уставами таких муниципальных образований могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам[137].

В случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, связанными с осуществлением определенных видов деятельности в данной области, им должны передаваться соответствующие материальные и финансовые средства.

Население приграничных территорий может привлекаться к защите государственной границы Российской Федерации на добровольных началах в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и в иных формах.

Привлечение населения к защите государственной границы Российской Федерации на добровольных началах в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации и в иных формах осуществляется в порядке, установленном в Постановлении Правительства России от 15 апреля 1995 г. № 339.

В соответствии с указанным Постановлением народные дружины создаются при структурных подразделениях органов и войск Федеральной пограничной службы при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В целях повышения эффективности и координации деятельности народных дружин в районе, городе, автономном округе, области, крае, республике решениями органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими структурными подразделениями органов и войск Федеральной пограничной службы могут создаваться штабы народных дружин из представителей органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, структурных подразделений войск и органов Федеральной пограничной службы, командиров народных дружин.

Исходя из местных условий, иные формы участия граждан в охране государственной границы Российской Федерации определяются совместным решением органов Федеральной пограничной службы, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации[138].

В соответствии Положением "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе", утвержденным Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 563, в защите Государственной границы в пределах приграничной территории могут участвовать члены хуторских, станичных, городских и приравненных к ним иных казачьих обществ, окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ.

Привлечение членов казачьих обществ для решения такой задачи основывается на принципах добровольности, равноправия, законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, а также подконтрольности и подчиненности казачьих обществ федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации[139].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.