Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местного самоуправления (главы муниципального образования), члена выборного органа местного самоуправления




Особый правовой статус депутата, выборного должностного лица

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 40) определяются три группы лиц, имеющих особый статус:

- депутаты представительного органа муниципального образования;

- выборное должностное лицо местного самоуправления;

- члены выборных органов местного самоуправления;

Депутаты – это члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Членом выборного органа местного самоуправления является выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выбора.

В соответствии со ст.36 Федерального закона глава муниципального образования – это его высшее выборное должностное лицо местного самоуправления. Он избирается или на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования из своего состава.

В случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию.

В случае его избрания представительным органом муниципального образования он является председателем этого органа.

При формировании представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в его состав и из депутатов представительных органов указанных поселений глава муниципального района является председателем его представительного органа.

В поселениях с численностью населения менее 1000 человек, глава муниципального образования, независимо от способа его избрания, одновременно может быть председателем представительного органа и главой местной администрации.

Помимо главы муниципального образования законодатель предусматривает наличие и других членов выборных органов местного самоуправления. Речь идет о случаях, когда устав муниципального образования предусматривает формирование на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании не только представительного, но и других органов местного самоуправления, например контрольного органа. Однако на практике до настоящего времени отсутствуют такие примеры, а поэтому о статусе члена выборного органа местного самоуправления можно говорить только применительно к главе муниципального образования, который входит в состав представительного органа.

В этой связи можно констатировать, что из числа упоминаемых в ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лиц, имеющих особый статус, фактически таковым на данный момент обладают: депутаты представительного органа муниципального образования и глава муниципального образования.

Особый правовой статус указанных лиц возникает в силу того, что они непосредственно от избравшего их населения получают мандат (наказ, поручение, полномочия) на представление, защиту, выражение его интересов при решении вопросов местного значения.

Понятия "правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления" и "статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления" различны по своему объему и содержанию. Если под первым следует понимать определяемое правовыми и иными социальными нормами фактическое положение, социальный статус данных лиц, то под вторым – их правовое положение, урегулированное Конституцией и законами Российской Федерации, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами. Следовательно, правовой статус является основной, но все же частью указанного статуса.

Рассматривая вопрос о понятии правового статуса депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Российской Федерации следует иметь в виду, что, согласно общей теории права, такой правовой статус является специальным и существует на основе общего правового статуса гражданина.

Гражданин Российской Федерации, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления, добровольно принимает на себя специальные условия, требований, предъявляемые к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности по выражению интересов жителей муниципального образования. Прежде всего, речь идет об установленных в законодательстве гарантиях и ограничениях, которые выходят за рамки общеправового статуса личности, а также - закрепленных в ст.55, ч.3 Конституции гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии и ограничения являются элементами специального правового статуса гражданина в случае избрания его депутатом. Исходя из этого, не вызывает сомнения традиционно существующая в отечественной науке точка зрения о различиях общего и специального правового статуса гражданина и соответственно - между гарантиями прав, свобод и обязанностей граждан и гарантиями депутатской деятельности. В связи с этим логично предположить, что первые носят общий характер и составляют основу специальных гарантий депутатской деятельности.

Юридические понятия "правовое положение депутата и выборного должностного лица местного самоуправления" и "правовой статус депутата и выборного должностного лица местного самоуправления" являются взаимосвязанными муниципально-правовыми институтами, отличающимися друг от друга только перечнем включаемых в них законодателем элементов.

Необходимо также отметить различия в правовом статусе депутата и главы муниципального образования. Депутат, несмотря на то, что после избрания он наделяется закрепленными в законодательстве и уставе муниципального образования полномочиями, несет ответственность за их исполнение, а также вправе осуществлять контрольные функции, не может считаться должностным лицом, поскольку “обладает распорядительно-властными полномочиями только в составе депутатской коллегии”[233].

Применительно к правовому статусудепутата и выборного должностного лица местного самоуправлениячасто применяется такой понятие как “ императивный мандат”, который рассматривается как определенная форма их взаимоотношений с избирателями, определяемая сущностью и политико-правовой природой такого мандата[234].

В самом общем виде под императивным мандатом следует понимать полномочия, полученные указанными лицами, при условии, что они обязаны нести перед избирателями ответственность и выполнять их наказы.

С вободный мандат, которым обладают депутаты законодательных органов государственной власти, предполагает, что они не могут быть связаны наказами избирателей, а должны действовать в представительном органе власти исходя из своих персональных убеждений в интересах всего народа, а при несовпадении общих и местных интересов такой мандатарий обязан отдавать предпочтение общегосударственным интересам.

Общественная ценность того или иного вида мандата определяется тем, в какой мере он позволяет реализовать главное предназначение депутата – представлять интересы населения.

Применительно к обоснованию необходимости существования императивного мандата депутата, выборного должностного лица местного самоуправления концепцию народного представительства можно изложить следующим образом: во-первых, местное самоуправление учреждается Конституцией РФ в качестве самостоятельной формы народовластия, элемента политической системы общества; во-вторых, население муниципального образования как носитель муниципальной власти уполномочивает своих представителей осуществлять от его имени эту власть; в-третьих, депутат и должностное лицо местного самоуправления избираются для представления интересов всего населения муниципального образования, а не только тех, кто за него проголосовал; в-четвертых, институт отзыва указанных лиц выступает в качестве гарантии того, что они достойно представляют население и выражают его волю.

В этой связи представляется обоснованным существование императивного мандата только на уровне местного самоуправления.

Таким образом, под статусом депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования) следует понимать правовое положение, характеризующееся совокупностью предусмотренных в Конституции России, федеральных законах, конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах их прав, обязанностей; форм деятельности; срока, оснований досрочного прекращения полномочий и ограничений, связанных с их осуществлением; основных гарантии деятельности; муниципально-правовой ответственности.

Для более конкретного и системного рассмотрения правового статуса депутата и выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования) следует рассмотреть выделенные в данном определении его основные элементы.

Последовательность рассмотрения в данном учебнике указанных элементов во многом определяется логикой их правовой регламентации, заложенной в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где в о ст.40 закрепляются такие единые элементы правового статуса депутата и главы муниципального образования как срок, основания досрочного прекращения полномочий и ограничения, связанные с их осуществлением, основные гарантии деятельности, а отдельно – формы их работы, права, обязанности, основания и порядок наступления муниципально-правовой ответственности[235].

1. В соответствии со ст.3 Конституции Российской Федерации, а также исходя их теории народного представительства деятельность всякого депутата и выборного должностного, в том числе местного самоуправления должна носить срочный характер. Императивный мандат таких лиц предоставляет населению право в любой момент отозвать депутата и (или) главу муниципального образования, не справившихся со своими обязанностями, либо не желающего их исполнять.

Кроме этого, государство может досрочно прекратить их полномочия на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

В соответствии с Федеральным закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п.3 ст.40) срок полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва[236].

Предусмотренные законодательством юридические процедуры регистрации избранных депутатов, главы муниципального образования и официального опубликования результатов выборов не означают отсутствия у них полномочий после его избрания и впредь до завершения таких процедур или до начала работы представительного органа муниципального образования.

Правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления не зависит от порядка регистрации и официального опубликования результатов выборов, а также формирования и организации деятельности представительного органа муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п.п.3,4 ст.40) и законодательством субъектов Российской Федерации, например, уже упоминавшимися Законом г. Москвы от 25 февраля 2004 г. № 9 "О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" и Законом г. Москвы от 25 февраля 2004 г. № 10 "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве" полномочия депутата прекращаются со дня начала работы нового представительного органа муниципального образования, а выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования) - в день вступления в данную должность вновь избранного лица.

Полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно по следующим основаниям, определенным в п.10 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

- смерти;

- отставки по собственному желанию;

- признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

- вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

- выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

- прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

- отзыва избирателями;

- досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления и т. д.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п.п.5,6, ст.40) закрепляет две группы ограничений, связанных с осуществлениемполномочий лицами, имеющими особый правовой статус:

а) выборные должностные лица местного самоуправления (глава муниципального образования) не могут одновременно быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности России, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы.

б) осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

2. Авторы комментария к Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” основные гарантии деятельности, связанной с осуществлением полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования) связывают с необходимостью: во-первых, обеспечения условий для беспрепятственного и эффективного осуществления ими полномочий, закрепленных в законе и, во-вторых, - защитой их прав, чести и достоинства. Исходя из этого, они выделяют правовые, организационно-правовые и социальные гарантии депутатской деятельности[237]. Законодательство целого ряда субъектов также подразделяет такие гарантии на правовые и социальные[238].

Следуя указанной логике законодателя, а также с учетом зарубежного опыта правового регулирования такого рода общественных отношений, представляется наиболее удачным правовые гарантии деятельности указанных лиц связывать с их неприкосновенностью (иммунитетом)[239], а социальные – индемнитетом [240] депутатов и главы муниципального образования.

Применительно к правовому статусу депутата и выборного должностного лица местного самоуправления указанное значение индемнитета следует рассматривать не только как их право на вознаграждение, а несколько шире – как совокупность всех организационных, материальных, социальных, трудовых и других гарантий деятельности, финансируемых за счет средств местного бюджета и позволяющих указанным лицам эффективно осуществлять свои полномочия.

Например, Закон г. Москвы от 25 февраля 2004 г. № 9 "О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" к числу такого рода организационных гарантий относит права депутата на прием в первоочередном порядке (ст.9); получение и распространение информации (ст.10); рассмотрение обращений (ст.11); депутатский запрос (ст.12).

К числу организационных гарантий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления можно отнести содержащиеся в законах многих субъектов Российской Федерации положения о том, что в целях организации приема граждан и осуществления иных полномочий, предусмотренных законом, депутату представительного органа муниципального образования, предоставляется служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой и средствами связи, а также право иметь помощника.

Законы субъектов Российской Федерации дифференцированно определяют социальные (материальные) гарантии указанных лиц, исходя из того на постоянной или непостоянной основе депутат осуществляет свои полномочия[241]. В частности, депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе наделяются правами на денежное содержание, пенсионное обеспечение в полном объеме, устанавливаемом для муниципального служащего. Депутаты, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, наделяются правом на компенсацию расходов, связанных с их деятельностью.

Всем депутатам и выборным должностным лицам местного самоуправления, независимо от их статуса, за счет средств бюджета муниципального образования могут быть предоставлены: возможность повышения квалификации и переподготовки; бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (за исключением такси) в пределах муниципального образования либо компенсация за проезд; служебная жилая площадь для проживания вместе с членами семьи (на срок осуществления полномочий); служебный автотранспорт для осуществления полномочий; служебный телефон (на срок осуществления полномочий); страхование на случай причинения вреда их здоровью и имуществу; социальное страхование на случай утраты трудоспособности[242].

Гарантии трудовых прав указанных лиц законы большинства субъектов Российской Федерации связывают с запрещением их увольнения с работы по инициативе администрации по мотивам, связанным с исполнением полномочий депутата и (или) выборного должностного лица местного самоуправления. Более того, таких лицам, работающим в органе местного самоуправления на постоянной основе, по окончании срока их полномочий работодателем должна быть предоставлена прежняя или, с согласия депутата, другая равноценная работа (должность)[243].

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п.9 ст.40) закрепляет такое свойство рассматриваемого индемнитета как невозможность привлечения депутата и выборного должностного лица местного самоуправления к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом[244].

Неприкосновенность депутата и выборного должностного лица местного самоуправления является важнейшей правовой гарантией его деятельности по выражению интересов населения муниципального образования, позволяющая им действовать, не опасаясь незаконного преследования и привлечения к ответственности.

В отличие в рассмотренных выше социальных, материальных, трудовых и иных других гарантий деятельности депутатов, которые в большей мере воплощаются в преимуществах, так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, проявляются в виде отрицательных льгот (освобождении от выполнения отдельных обязанностей - уплаты налогов, пошлин, освобождении от ответственности и т.д.).

В соответствии с требованиями п.8 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии прав депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении в их отношении или занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами[245].

Особенности уголовного судопроизводства в отношении, в том числе указанных лиц, определяются главой 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ и затрагивают процедуру возбуждения уголовного дела (ст.448), уголовно-процессуального задержания (ст.449), избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий (ст.450), а также направления уголовного дела в суд (ст.451, 452). В п.1 ст.447 Уголовно-процессуального кодекса особо оговаривается, что особый порядок производства по уголовным делам применятся в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления[246].

В частности, для возбуждения уголовного дела, в том числе в отношении указанных лиц, привлечения кого-либо из них в качестве обвиняемого не требуется согласия соответствующего представительного органа муниципального образования, а достаточно согласия прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации [247].

Депутат и другое выборное должностное лицо местного самоуправления пользуются иммунитетом только на территории соответствующего муниципального образования. Вне этой территории иммунитет не действует.

Особый правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления предусматривает установление в законодательстве не только гарантий, но и определенных ограничений его деятельности. Такой позиции придерживается Конституционный Суд Российской Федерации, который в своем определение от 15 ноября 2001 г. № 277-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Воронежского областного суда о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 7 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отметил, что закрепленное в ст.37 Конституции право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, не предполагает, однако, обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможности закрепления в законе специальных требований к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности в органах государственной власти или местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления, добровольно принимает условия (преимущества, ограничения), с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус выборного лица, и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре. Установленные законом запреты - если они обусловлены специфическим статусом, который приобретает избранное лицо, - не могут рассматриваться как неправомерное ограничение конституционных прав этого лица[248].

Законодательство, как субъектов Российской Федерации, так и федеральное, большое значение придает регламентированию несовместимости мандата депутата представительного органа местного самоуправления с занятием другой деятельностью. При этом речь идет не о депутатах, работающих в представительном органе на постоянной основе, а обо всех других депутатах местного самоуправления. "Принцип несовместимости" связан с конституционным положением о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, с необходимостью гарантировать свободу, самостоятельную деятельность депутата, независимую ни от каких влияний, которые возможны, если одновременно исполняются обязанности на другой должности, наконец, с потребностью в эффективной работе депутата[249].

В соответствии с п.п.6 и 7 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Кроме этого, те из них, кто осуществляет свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности[250].

Такие ограничения депутатской деятельности в аналогичной редакции находят свое отражение в Законе г. Москвы от 25 февраля 2004 г. № 9 "О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" (п.3 ст.1).

3. К числу элементов правового статуса депутата и главы муниципального образования относятся закрепляемые в законодательстве субъектов Российской Федерации их формы работы, права и обязанности

В качестве примера можно привести Закон г. Москвы от 25 февраля 2004 г. № 9 "О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" (ст.6), в котором определяются следующие формы его деятельности:

1) участие в заседаниях муниципального Собрания;

2) участие в работе комиссий муниципального Собрания;

3) обращение к должностным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителям организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественным объединениям по вопросам, отнесенным законами города Москвы к предметам ведения муниципальных образований;

4) внесение депутатского запроса;

5) участие в разработке проектов правовых актов муниципального образования, принимаемых муниципальным Собранием;

6) участие в разработке проектов законов города Москвы, вносимых муниципальным Собранием в Московскую городскую Думу в порядке законодательной инициативы;

7) встречи с избирателями, работа с их обращениями, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления;

8) участие в организации и проведении местных референдумов, публичных слушаний, собраний, конференций и опросов граждан;

9) участие в организации территориального общественного самоуправления и др.[251].

Для осуществления деятельности в указанных выше формах депутат наделяется указанным Законом правами и обязанностями, что является, важнейшим муниципально-правовым механизмом правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе организации местного самоуправления.

1. У частие в заседаниях представительного органа муниципального образования является одной из установленных в законодательстве форм работы депутата. Однако, в главе 2 Закона г. Москвы от 25 февраля 2004 г. № 9 "О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" (п.1,ст.7) не закреплена обязанность депутата участвовать в таких заседаниях, а содержится только указание на то, что депутат лично участвует в заседаниях муниципального Собрания. При этом указанный Закон обязывает должностных лиц, организующих заседание муниципального Собрания, своевременно информировать депутата о времени и месте проведения заседаний муниципального Собрания, о вопросах, вносимых на рассмотрение, а также предоставлять ему все необходимые материалы по данным вопросам[252].

В Законе не закреплены обязанности депутата соблюдать нормы этики и морали во время проведения заседаний представительного органа, что не в полной мере соответствует требованиям п.9 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми он может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за допущенные публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом[253].

Для того, чтобы депутат мог эффективно работать на заседаниях муниципального Собрания Закон г. Москвы от 25 февраля 2004 г. № 9 "О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" (ст.7) наделяет его следующими правами:

высказывать мнение по вопросам формирования создаваемых муниципальным Собранием органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых муниципальным Собранием;

предлагать вопросы для рассмотрения муниципальным Собранием;

вносить проекты правовых актов муниципального Собрания для рассмотрения на его заседаниях;

вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений и другим актам муниципального Собрания;

вносить предложения о заслушивании на заседании муниципального Собрания внеочередного отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного муниципальному Собранию; участвовать в прениях в установленном порядке;

оглашать на заседаниях муниципального Собрания обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение[254].

2. Для участия в работе комиссий муниципального Собрания Закон г. Москвы от 25 февраля 2004 г. № 9 "О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" (ст.7) наделяет депутата правами: избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в муниципальном Собрании; принимать личное участие в работе постоянных и временных комиссий муниципального Собрания, членом которых он является; вносит предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. Депутат может также принимать участие в работе комиссий, членом которых он не является, но только с правом совещательного голоса[255].

3. В соответствии с Законом г. Москвы от 25 февраля 2004 г. № 9 "О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" (ст.ст. 11, 12) обращения к должностным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителям организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественным объединениям вносятся депутатом в письменной или устной форме. На них должен быть дан ответ или предоставлены запрашиваемые им документы или сведения в 15-дневный срок со дня получения обращения, если оно не требует дополнительного изучения или проверки.

В случае необходимости проведения дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов должностные лица и руководители обязаны сообщить об этом депутату в 15-дневный срок со дня получения его обращения. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 30 дней со дня получения письменного обращения. Он имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов[256].

Обращения, подаваемые в форме депутатского запроса, отличаются юридическими процедурами их внесения и рассмотрения, а также кругом вопросов, которые они охватывает.

4. Участие в разработке проектов муниципальных правовых актов, а также проектов соответствующих законов субъекта Российской Федерации является важной формой работы депутата представительного органа муниципального образования. В основе такой его деятельности лежат положения ст.46 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования в соответствии с установленным в них порядком[257]. Кроме этого, в законах субъектов Российской Федерации, например Законе г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (ст.5), содержится норма о том, что представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации[258].

5. Следующей формой работы депутата в соответствии с Законом г. Москвы от 25 февраля 2004 г. № 9 "О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" являются его встречи с избирателями, работа с их обращениями, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с указанным Законом депутат для осуществления такой деятельности наделяется правами и обязанностями. Так, согласно п.8, ст.7 этого Закона он вправе оглашать на заседаниях муниципального Собрания обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение.

Сущность депутатской деятельности заключается в представлении интересов населения, защите их прав и свобод. Ст.13 указанного Закона наделяет его обязанностями обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; регулярно, не реже 1 раза в месяц, вести прием избирателей; своевременно рассматривать обращения граждан, организаций независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции; отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год[259].

Депутат обязан своевременно рассматривать обращения граждан, организаций независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции. Порядок рассмотрения обращений граждан в городе Москве регламентируется Законом г. Москвы от 18 июня 1997 г. № 25 "Об обращениях граждан"[260].

Депутат обязан отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год. Такую информацию население получает во время встреч со своими представителями, а также через средства массовой информации. Согласно ст.10 Закона г. Москвы от 25 февраля 2004 г. № 9 "О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" депутат имеет право на получение от органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественных объединений, соответствующих должностных лиц и руководителей информации по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, не являющейся государственной или иной охраняемой законом тайной.

Информация, на распространение которой федеральными законами установлены ограничения, предоставляется депутату по письменному обращению в порядке, установленном федеральными законами. Информация, отнесенная в соответствии с федеральными законами к государственной тайне, предоставляется депутату при наличии у него соответствующего допуска[261].

6. В соответствии с Законом г. Москвы от 25 февраля 2004 г. № 9 "О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" (ст.6) депутат призван участвовать в организации и проведении местных референдумов, публичных слушаний, собраний, конференций и опросов граждан, т.е. определяемых в законодательстве форм прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления.

Конкретные права и обязанности, формы участия депутатов в организации и проведении указанных форм прямого волеизъявления граждан определяются в соответствующих законах города Москвы. Так, например, в соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 30 июня 2004 г. № 43 "О референдумах в городе Москве" участие депутатов муниципальных Собраний в проведении местных референдумов может заключаться: в принятии уставов внутригородских муниципальных образований и соответствующих муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок проведения местного референдума; выдвижении муниципальным Собранием инициативы проведения местного референдума; назначении муниципальным Собранием местного референдума; формировании муниципальной комиссии при проведении местного референдума; принятии решений, направленных на реализацию воли народа, выраженной в результате проведения местного референдума[262].

7. Права и обязанности депутатов муниципальных Собраний по участию в организации территориального общественного самоуправления, вытекают из положений ст.9 Закона г. Москвы от 10 июля 1996 г. № 26-77 "О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве" о том, что: во-первых, органы местного самоуправления содействуют созданию и деятельности территориальных общин и их органов в соответствии с законодательными актами города; во-вторых, предложения территориальной общины, принятые собранием (сходом), конференцией и переданные для реализации в Управу района, в случае возникших разногласий рассматриваются муниципальным Собранием[263].

В отличие от рассмотренных выше форм работы, прав и обязанностей депутатов представительных органов муниципального образования,Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(п.4. ст.36) закрепляет следующие основные полномочия главы муниципального образования по:

1) представлению муниципального образования в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, действию без доверенности от имени муниципального образования;

2) подписанию и обнародованию в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования;

3) изданию в пределах своих полномочий правовых актов;

4) выдвижению требований о созыве внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.