КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законодательный процесс и его стадии
Вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы. Вопросы, отнесенные к ведению Совета Федерации. Внутренняя структура палат Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации, его структура, порядок формирования. Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации. Порядок проведения выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Согласно ч. 1 ст. 81 Конституции РФ, Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать Президента РФ получают все граждане, достигшие на день выборов 18-летнего возраста. Отстраняются от участия в выборах только недееспособные граждане и лица, пребывающие в местах лишения свободы по приговору суда. Каждый избиратель имеет один голос, т. е выборы являются равными Участие граждан в выборах — добровольное. Конституция РФ устанавливает некоторые требования к кандидату на пост Президента РФ. На эту должность может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет (ч 2ст 81). ' Президент России может быть переизбран на второй срок, но после этого он не может участвовать в выборах третий раз подряд. Допускается выполнение лицом полномочий Президента РФ в течение третьего и четвертого сроков только после перерыва Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России, по мажоритарной системе абсолютного большинства. В Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» перечислены все этапы избирательного процесса, точно установлена их последовательность и длительность.
После окончания голосования проводится тщательный подсчет голосов избирателей сначала в участковых избирательных комиссиях, затем эти данные суммируются поочередно во всех вышестоящих избирательных комиссиях, и общие результаты выборов определяет ЦИК не позднее чем через десять дней после дня голосования. Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в бюллетене было указано более 2 кандидатов, возможна ситуация, когда ни один из них не получает необходимого большинства голосов. Тогда ни один из них не считается избранным, и назначается повторное голосование по 2 кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах. После проводится опубликование результатов прошедших выборов, а также церемония вступления Президента РФ в должность и начало исполнения им возложенных на него обязанностей. Всенародно избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК результатов выборов. Официальное опубликование результатов выборов Президента РФ осуществляется ЦИК РФ в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента РФ. В течение трех месяцев со дня официального опубликования полных данных о результатах выборов Президента РФ данные, которые содержатся в протоколах всех избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, размещаются ЦИК РФ в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет).
Торжественное вступление в должность сопровождается принесением присяги (ч. 1 ст. 82 Конституций РФ). Впоследствии он исполняет свои полномочия до момента вступления в должность вновь избранного Президента РФ. На основании четвёртой главы Конституции президент России осуществляет следующие полномочия: · назначает, с одобрения Государственной думы, председателя Правительства Российской Федерации; · имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; · принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; · представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности; · по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров; · представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов; · формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом; · утверждает военную доктрину Российской Федерации; · формирует администрацию президента Российской Федерации; · назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации; · назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; · назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствии с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания; · назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
· распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией; · назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; · вносит законопроекты в Государственную думу; · подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию; · обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; · Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда; · Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; · Президент Российской Федерации может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; · осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; · ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; · подписывает ратификационные грамоты; · принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;
· в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе; · решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; · награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; · осуществляет помилование. В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока пребывания его в должности. Моментом истечения срока полномочий считается принесение присяги вновь избранным Президентом РФ. В Конституции РФ (ч 2 ст 92) указаны 3 случая законного досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ: — Отставка, под которой понимается добровольный уход с поста с подписанием заявления, извещающего об оставлении должности. В этом случае обязанности Президента РФ временно принимает на себя Председатель Правительства РФ. Уход в отставку имеет окончательный характер. Президент РФ не может отозвать заявление об отставке и вернуться к исполнению обязанностей. — Прекращение исполнения полномочий по состоянию здоровья. Здесь возможны два варианта: а) Президент РФ серьезно болен, но находится в ясном уме и способен самостоятельно принять взвешенное решение. Тогда при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои полномочия. Президент РФ прекращает их исполнение, что, по сути, представляет собой ту же отставку, но с указанием конкретного основания б) Возможны ситуации, когда Президент РФ не в состоянии сам принять решение (он находится в бессознательном состоянии или есть основания сомневаться в ясности его ума и способности принимать обоснованные решения). В этом случае для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий требуется специальное авторитетное медицинское заключение. Отрешение Президента от должности (импичмент). Ст. 93 Конституции РФ называет в качестве оснований отрешения Президента РФ от должности государственную измену или совершение иного тяжкого преступления. В Конституции РФ описана и процедура отрешения. Для ее осуществления необходимо выполнение нескольких этапов. Первый этап состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы. Для рассмотрения данного вопроса в Государственной Думе требуется также заключение специальной комиссии, образованной этой палатой, она же вправе определять состав комиссии Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ должно приниматься квалифицированным большинством голосов, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты. Второй этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает подтверждение решения Государственной Думы заключениями Верховного Суда о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности состоит в принятии Советом Федерации собственно решения об отрешении Президента РФ от должности. Такое решение должно приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатов Совета Федерации в срок не более трёх месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинения, выдвинутые против Президента РФ, считаются отклоненными. Отрешение Президента РФ от должности также не состоится в случае принятия Советом Федерации до истечения трехмесячного срока решения об отклонении обвинения против Президента РФ. Отрешение Президента РФ от должности автоматически влечет за собой прекращение исполнения им полномочий. Президент РФ теряет при этом свою неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности в обычном порядке. Выборы нового Президента РФ должны быть проведены не позднее 3 месяцев после досрочного прекращения полномочий Президента РФ. Конституция (ст. 94) определяет, что парламент России - Федеральное Собрание - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Это означает, во-первых, что Российский парламент состоит из представителей народа. О представительном характере Федерального Собрания свидетельствует и его структура. Внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания РФ (далее - СФ) и порядок его работы определяются Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г № 33-СФ - О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ» с последующими изменениями и дополнениями. Председатель Совета Федерации и его заместители избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагается членами Совета Федерации, каждый из которых вправе предложить только одну кандидатуру. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации: а) созывает и ведет заседания Совета Федерации, организует работу Совета палаты и ведет его заседания, б) формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации, вносит его на рассмотрение Совета палаты, представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации. в)подписывает постановления Совета Федерации, г) ведает внутренним распорядком деятельности палаты, д) координирует работу комитетов и комиссий Совета Федерации, е) направляет Президенту РФ для подписания и официального опубликования одобренные Советом Федерации законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством РФ. В палате образуется постоянно действующий орган — Совет палаты. В его состав входят Председатель Совета Федерации и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты. Совет Федерации из числа членов палаты образует комитеты (Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, по правовым и судебным вопросам, по делам Федерации и региональной политике и других комитетов) и комиссии (Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ, по Регламенту и организации парламентской деятельности. по информационной политике и др. Всего 7 комиссий) Комиссии могут быть постоянными и временными. Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом (комиссией) Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совету Федерации проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты. Также они по основным направлениям своей деятельности могут образовывать подкомитеты, подкомиссии. При этом в состав их должны входить не менее трех членов Совета Федерации. Председателем подкомитета, подкомиссии, как правило, является заместитель председателя комитета и комиссии палаты. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Заседания комитета и комиссии Совета Федерации проводятся не реже двух раз в месяц Их заседания, как правило, проводятся открыто.
Полномочия Государственной Думы имеют законодательный и не законодательный характер. В соответствии со ст.103 Конституции РФ и ст.93 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г № 2134-11ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» к ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы, по которым он принимает постановления (они носят не законодательный характер): а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, б) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека. Председателя Центрального банка РФ, в) решение вопроса о доверии Правительству РФ, г) решение вопроса о недоверии Правительству РФ, д) объявление амнистии; е) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, ж) запрос в Конституционный Суд РФ и направление представителей Государственной Думы в него, з) парламентский запрос и др. Что касается законодательной компетенции Государственной Думы, то об этом сказано в ч 1 ст.105 Конституции РФ «Федеральные законы принимаются Государственной Думой», и в ч 2 ст. 104 Конституции РФ. «Законопроекты вносятся в Государственную Думу» Кроме того, законодательную компетенцию Государственной Думы как федерального законодательного органа составляют все вопросы, перечисленные в ст.71 и 72 Конституции РФ, т.е вопросы по предметам ведения России и совместном ведении России и субъектов РФ. Это вытекает из ст.76 Конституции РФ, в которой закреплено, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные законы и федеральные конституционные законы, а по предметам совместного ведения — федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии со ст.102 Конституции РФ и Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» к ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы: а) утверждение изменения границ между субъектами РФ, б) утверждение Указа Президента РФ о введении военного положения и введении чрезвычайного положения, в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ, г) назначение выборов Президента РФ, д) отрешение Президента РФ от должности, е) назначение на должность судей федеральных судов, членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, членов Центральной избирательной комиссии РФ, ж) рассмотрение вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества, з) проведение консультаций по вопросам о назначении и об отзыве дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, и) рассмотрение проектов договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, к) рассмотрение и принятие обращения Совета Федерации в Конституционный Суд РФ, л) принятие Регламента и внесение в него изменений и дополнений Однако этот перечень полномочий Совета Федерации не является исчерпывающим Сама Конституция РФ относит к полномочиям Совета Федерации и другие: одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой (ч 4 ст.105), принятие вместе с Государственной Думой федеральных конституционных законов (ст.108) и др. Законодательный процесс — регламентированный Конституцией, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов. Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса: · Внесение законопроекта — законодательная инициатива. · Законодательная инициатива — это конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты законов. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Определенные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ это — законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. · Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы · Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира (ст.106 Конституции РФ). Однако если в течение четырнадцати дней федеральный закон, принятый Государственной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. · Закон может быть и отклонен Советом Федерации. В этом случае может возникнуть дополнительный этап — преодоление разногласий между Советом Федерации РФ и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона. При отклонении его Советом Федерации обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума может принять предложения согласительной комиссии либо выразить несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, тогда закон ставится на голосование в Государственной Думе в ранее принятой редакции. В таком случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы · Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент должен либо в течение 14 дней подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу, либо применить свое право отлагательного вето и отклонить федеральный закон. Президентское вето может быть преодолено палатами Федерального Собрания РФ квалифицированным большинством голосов, в этом случае он подлежит обязательному подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение 7 дней. Принятие Федерального конституционного закона обладает некоторыми особенностями. Он считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |