Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система налогов и сборов по законодательству РФ




Система: понятие, принципы построения.

Важный шаг в изменении системы был в 2003 году. Происходит изъятие фискальных налогов и сборов – отменен налог на имущество, переходящее по наследству и договору дарения, отменен ЕСН, однако снижения налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов не происходит.

Система налогов и сборов – это обусловленная федеративным устройством государства упорядоченная, целостная система единства платежей, признаки которой закреплены в ст.8 НК, основанное на принципах орг.-правового единства, законности, равенства, экономической обоснованности и определенности. Специальные налоговые системы (их 4) не входят в общую систему, это система правовых норма, регулирующих налогооблажения отдельных субъектов – упрощенная система налогооблажения, единый сельскохозяйственные налог, единый налог на вмененный доход, система налогооблажения при выполнении соглашения о разделе продукции.

Принципы построения системы налогов и сборов.

1. Принцип организационно-правового единства налогов и сборов. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Таким образом единство выражается в централизованном порядке установления налогов и сборов, а также обеспечения единой системы федеральных налоговых и таможенных органов. Федеральный законодатель жестко ограничивает право субъекта создавать НПА в данной области.

2. Принцип трехуровнего построения системы. Отражает федеративное устройство государтва.

3. Регулирование системы налогов и сборов только законом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. Состоит из 3-х императивов

a. Налоги и сборы устанавливаются ФЗ, законами субъектов, МПА.

b. Подлежат всеобъемлющему ограничению нормотворческих полномочий органов власти в сфере налогов и сборов.

c. Реализация законности обеспечивается юрисдикцией независимых судов.

ОКС от 10.10.2001. – по сборам. В 2006 году КС в ПКС от 28.02.06 №2-П меняет свою правовую позицию.

 

4. Принцип равенства. 2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Проявляется в установлении на законодательном уровне равных гарантий защиты.

5. Принцип экономической обоснованности налогов и сборов. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

6. Принцип определенности системы налогов и сборов. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

 

Источники правового регулирования системы налогов и сборов.

1. Международно-правовые акты.

2. Внутригосударственные акты.

a. Основные

i. Конституция. Определяет основные принципы регулирования отношений в сфере налогооблажения (ст. 8, 19, 57, 75).

ii. НК РФ, федеральные законы, законы субъектов, МПА, принятые в соответствии с НК РФ, и входят в состав законодательства о налогах и сборах. ПКС от 26.06.06 №12-П – о действии ФЗ в рамках налогового права.

iii. Законодательные акты, входящие в состав иных отраслей законодательства содержащие нормы о налогах и сборах.

iv. Подзаконные НПА (ст.4 НК)

1. Акты Правительства.

2. Акты Минфина.

3. Акты ФТС.

4. Акты исполнительных органов субъектов.

5. Акты исполнительных органов местного самоуправления.

ФОИВ принимают НПА только в случаях, установленных законом.

b. Вспомогательные

i. Акты международных судов.

ii. Акты КС РФ. В 2005 году КС принимает решение, в соответствии с которым допускает привлечение налогоплательщиков за пределами 3 лет (срок давности), говоря о возможности приостанавливать течение данного срока. Акты КС часто выступают механизмом стыковки налогового права с другими отраслями.

iii. Акты ВАС РФ. ППВАС от 12.10.06 №53

iv. Разъяснения финансовых органов. Письма Минфина не имеют статуса нормативно-правового акта, но ВАС признает за ними нормативность и как следствие возможность обжалования.

 

Действие налоговых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

 

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу (есть 2 режима обратной силы п.4 настоящей статьи)

4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Д/з понятие налога и сбора, система налогов и сборов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.