Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование государственной регистрации субъектов хозяйствования




Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь.

Экономическая несостоятельность (банкротство) субъектов хозяйствования регулируется Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13 июля 2012 г.

Банкротство – это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением экономического суда.

Статья 61 ГК к субъектам, которые могут быть должниками в процедуре банкротства, относит:

1) Индивидуальные предприниматели, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) Коммерческие организации, за исключением казенных предприятий;

3) Некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов либо благотворительных или иных фондов.

Все дела о банкротстве рассматриваются экономическими судами Республики Беларусь по месту нахождения должника. Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве обладают сам должник, любой из кредиторов, или несколько одновременно (в том числе работники), прокурор, Департамент по санации и банкротству, налоговые и иные уполномоченные органы.

Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 г. № 1672 (ред. от 30.04.2013) «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» установлены коэффициенты ликвидности, обеспеченности собственными средствами и активами, которые используются в качестве показателей для оценки платежеспособности субъектов хозяйствования.

Основаниями для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) являются в совокупности: 1) наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер; 2) применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований; 3) наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление, в размере 100 базовых величин и более (а в отношении градообразующей организации - 2500 б.в.).

Все дела об экономической несостоятельности (банкротстве) рассматриваются экономическими судами по месту нахождения должника. Дела о банкротстве являются отдельной категорией дел неискового производства, а производство по делам о банкротстве является самостоятельным видом хозяйственного судопроизводства по рассмотрению заявлений о признании должников экономически несостоятельными (банкротами) и имеет целый ряд особенностей.

Судебное рассмотрение дел о банкротстве предусматривает следующие процедуры:

– защитный период;

– конкурсное производство (санация и ликвидация);

– мировое соглашение.

С момента принятия заявления о банкротстве должника судом устанавливается защитный период продолжительностью, как правило, до трех месяцев. Его основная цель – проверка наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, а также обеспечения сохранности имущества должника. Выполнение этой процедуры возлагается на временного управляющего, назначаемого судом. Руководитель должника продолжает осуществлять свои полномочия, но может заключать сделки и исполнять платежные обязательства только с согласия временно управляющего.

Конкурсное производство – процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также других лиц в процессе санации, а при невозможности ее проведения – в процессе ликвидации банкрота. Проверка устойчивой неплатежеспособности возлагается на антикризисного управляющего и хозяйственный суд. Общий срок конкурсного производства при проведении ликвидационного производства составляет 16 мес., а при проведении санации – 22 мес. Срок может быть продлен или сокращен.

Санация – процедура конкурсного производства, в ходе которой могут происходить переход права собственности, изменение договорных обязательств, реорганизация, реструктуризация или оказание финансовой поддержки должнику для восстановления платежеспособности должника, т. е. происходит финансовое оздоровление субъекта хозяйствования и вводится, как правило, на срок не более 18 мес.

Ликвидационное производство применяется к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации юридического лица или освобождения должника – индивидуального предпринимателя – от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок ликвидации, как правило, не превышает одного года. После открытия ликвидационного производства управляющий осуществляет продажу имущества должника на отрытых торгах, если не предусмотрен иной порядок.

Мировое соглашение между должником и кредиторами возможно на любой стадии процесса, но после погашения задолженности по требованиям первой и второй очереди кредиторов. Оно заключается в письменной форме на следующих условиях:

– отсрочки или рассрочки исполнения обязательств;

– уступки требования должника;

– исполнения обязательств должника третьими лицами;

– перевода долга;

– обмена требований кредиторов на акции и др.

 

 

2. Право собственности юридических лиц: содержание, объекты.

 

Имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право собственности представляет собой основанное на законе или договоре право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по собственному усмотрению, но с соблюдением требований закона.

Содержание права собственности составляют полномочия собственника: право владения, право пользования и право распоряжения.

Имущество юридического лица состоит из материальных, финансовых и невещественных активов (объекты права собственности юридических лиц).

1. В состав материальных активов входят основные и оборотные средства (здания, сооружения, станки, оборудование, приспособления, транспортные средства, сырье, полуфабрикаты и др.).

2. К финансовым активам относятся: кассовая наличность; депозиты в банках, вклады, расчетные документы в пути; страховые полисы, свидетельства и другие страховые документы; вложения в государственные и иные ценные бумаги; потребительский кредит, предоставленный работникам; пай, долевые вклады в имущество других субъектов хозяйствования; прочие финансовые средства.

3. Невещественные активы включают торговые знаки и знаки обслуживания; пакеты документов; ноу-хау; иные виды интеллектуальной собственности; имущественные права на пользование материальными ресурсами; прочие невещественные активы.

Формы собственности: государственная и частная.

Все юридические лица РБ, за исключением унитарных предприятий и учреждений, являются собственниками своего имущества, т.е. основываются на праве собственности (это АО, ООО, ОДО, товарищества, производственный кооператив, крестьянское (фермерское) хозяйство). Т.о. имущество, отражаемое на балансе перечисленных юридических лиц, является собственностью юридических лиц.

Право хозяйственного ведения – право владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим другому лицу – собственнику в пределах, определяемых в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 276 ГК на праве хозяйственного ведения создаются унитарные предприятия (УП), где все права собственника имущества принадлежат учредителю, передавшему свое личное имущество в качестве вклада в уставный фонд такого предприятия. У самого унитарного предприятия в отношении имущества имеются права, сходные с правами собственника (учредителя), за исключением возможности отчуждения имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения. Остальным имуществом предприятия оно распоряжается самостоятельно, кроме случаев, установленных законодательством и собственником. Т.е. УП распоряжается движимым имуществом самостоятельно, а недвижимым с согласия собственника). На праве хозяйственного ведения основываются РУП, КУП, ЧУП.

Правом оперативного управления имуществом признается основанное на праве государственной собственности право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями деятельности юридического лица, заданиями собственника и назначением имущества. Правом оперативного управления имуществом в соответствии со ст. 277 ГК обладают казенные предприятия и учреждения, финансируемые собственником. Например, ЧИУиП – учреждение. Порядок распределения доходов таких юридических лиц определяется собственником имущества. Т.о. право оперативного управления тоже, что и хозяйственного ведения, но распоряжаться имуществом еще необходимо в соответствии с целями деятельности, назначением имущества и заданиями собственника.

 

 

Субъектами хозяйствования признаются юридические лица и ИП, наделенные правом занятия предпринимательской деятельностью. Статус юридического лица, предприятия и организации приобретают только после соблюдения установленной законом правовой процедуры – регистрации в соответствующих органах государственного управления или совершения иных действий.

Порядок государственной регистрации коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей установлен «Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1.

Как правило, регистрация субъектов хозяйствования осуществляется местным исполкомом по месту нахождения юридического лица. Если это банки и финансово-кредитные учреждения, то они регистрируются в Национальном банке, страховые организации – в Министерстве финансов, резиденты свободных экономических зон (СЭЗ) в администрации СЭЗ.

До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:

- согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, некоммерческой организации (непосредственное согласование в Минюсте);

- определить предполагаемое место размещения коммерческой, некоммерческой организации;

- принять решение о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор - для полного и коммандитного товарищества;

Для государственной регистрации коммерческих организаций в регистрирующий орган представляются:

· заявление о государственной регистрации;

· устав (учредительный договор - для полного и коммандитного товарищества) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или.rtf);

· оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

· заявление о государственной регистрации;

· фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

· оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации.

Документы для государственной регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган путем личного обращения или посредством веб-портала Министерства юстиции (документ подается в электронном виде, целостность и подлинность которых подтверждается электронной цифровой подписью).

В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

ставит на уставе (учредительном договоре) юридического лица, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования;

представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Зарегистрированными считаются:

юридическое лицо - с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

индивидуальный предприниматель - со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня государственной регитсрации выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах".

Министерство юстиции вносит запись о включении субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в данном регистре.

Объявленный в уставе уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации этой организации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.