Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охрана окружающей среды 2 страница




сохранению плодородия почв и их использованию при про­ведении работ, связанных с нарушением земель.

Важным направлением поддержания и повышения плодо­родия земель является их мелиорация. Правовые основы дея­тельности в области мелиорации земель, а также права и обя­занности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осу­ществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелио­рированных земель, установлены Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определе­ны санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и тех­нологиям их производства (ст. 15). При этом наиболее принци­пиальное требование — пищевые продукты должны удовлетво­рять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.

Многие специфические требования по охране окружаю­щей среды в сельском хозяйстве установлены рядом актов аг­рарного законодательства. К таковым относится, в частности, федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Этот Закон уста­навливает правовые основы обеспечения безопасного обраще­ния с пестицидами, в том числе с их действующими вещества­ми, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды.

В соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» сохранение и воспроизводство используе­мых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов относится к основным целям государственной аграр­ной политики (ст. 5). Обеспечение мероприятий по повыше­нию плодородия почв является одним из основных направле­ний государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства (ст. 7).

Для охраны окружающей среды в сельском хозяйстве большое значение имеет Федеральный закон от 16 июля 1998 г..№ 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодо­родия земель сельскохозяйственного назначения». Этот Закон ус­танавливает, в частности, права (ст. 7) и обязанности (ст. 8) собственников, владельцев, пользователей, в том числе аренда­торов, земельных участков в области обеспечения плодородия Земель сельскохозяйственного назначения.

Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арен­даторы, земельных участков обязаны:

осуществлять производство сельскохозяйственной продук­ции способами, обеспечивающими воспроизводство плодоро­дия земель сельскохозяйственного назначения, а также исклю­чающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;

соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регла­менты проведения агротехнических, агрохимических, мелиора­тивных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного на­значения и загрязнения почв на земельных участках, находя­щихся в их владении или пользовании.

13. В соответствии с названным Законом обеспечение пло­дородия земель сельскохозяйственного назначения осуществля­ется по следующим

основным направлениям:

разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия этих земель, а также соответствующих региональных целевых программ;

проведение учета показателей плодородия земель сельскохо­зяйственного назначения и мониторинга их плодородия;

разработка стандартов, норм, нормативов, правил, регламен­тов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйст­венного назначения;

разработка планов проведения агротехнических, агрохими­ческих, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сель­скохозяйственного назначения;

разработка планов мероприятий по реабилитации земель, за­грязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами;

финансирование мероприятий по обеспечению плодородия земель;

контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними (ст. 11).

Охрана окружающей среды в сельском хозяйстве регулирует­ся многими другими законами, как федеральными, так и регио­нальными, а также подзаконными актами.

 

Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве

В целях охраны окружающей среды в сельском хозяйстве применяется весь комплекс эколого-правовых мер, предусмот­ренных российским законодательством, как экологическим, включая природоресурсное, так и иным — уголовным, административным и др. В систему важнейших для аграрной сферы Мер входят: экологическое и гигиеническое нормирование; оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; планирование; мониторинг земель; контроль; ответственность и др.

Экологическое и гигиеническое нормирование

Экологическое и гигиеническое нормирование — первей­шая и важнейшая правовая мера, направленная на предупреж­дение экологического и экогенного (т. е. вреда, причиненного здоровью человека и имуществу загрязненной окружающей средой) вреда. Применительно к сельскому хозяйству эта мера проявляется преимущественно в нормировании качества земель сельскохозяйственного назначения и нормировании предельно допустимых воздействий на землю, воды, атмосферный воздух. В сельскохозяйственной сфере наиболее актуальны химические воздействия на земли (почвы), связанные с применением ми­неральных удобрений и ядохимикатов. Хотя очевидно, что сельскохозяйственные земли загрязняются и иным образом::почвы загрязняются с осадками (дождем, снегом), вымывая за­грязняющие вещества из атмосферы; при использовании вод для ирригации, для полива сельскохозяйственных растений и проч.

Нормативы качества земель — составная часть нормативов качества окружающей среды. Такие нормативы в механизме экологического права выполняют ряд функций: устанавливают предельные величины вредных химических и иных воздействий на природную среду; служат для оценки состояния почв по хи­мическим характеристикам; служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окру­жающей среды.

Требования по нормированию качества земель сельскохо­зяйственного назначения установлены рядом законов и подза­конных актов. Общие требования содержатся, в частности, в

Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и Земель­ном кодексе РФ.

В соответствии с названным Федеральным законом норма­тивы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естествен­ных экологических систем, генетического фонда растений, жи­вотных и других организмов (ст. 21).

Согласно ст. 13 ЗК для оценки состояния почвы в целях ох­раны здоровья человека и окружающей среды Правительст­вом РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Соблюдение нормативов качества почв (нормативов ПДК) обеспечивается в основном путем регулирования предельно до­пустимых норм применения агрохимикатов в сельском хозяй­стве.

Гигиеническое нормирование содержания пестицидов в объектах окружающей среды регулируется федеральными зако­нами: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554.

Гигиенический норматив — это допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значе­ние показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Общие требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве установлены Федеральным законом «Об охра­не окружающей среды». Согласно его ст. 49 юридические и фи­зические лица обязаны выполнять правила производства, хра­нения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском и лесном хозяйстве, требования в об­ласти охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обес­печения качества окружающей среды, устойчивого функциони­рования естественных экологических систем и сохранения при­родных ландшафтов в соответствии с законодательством РФ.

Закон запрещает применение токсичных химических препа­ратов, не подвергающихся распаду.

В общем виде требования по применению пестицидов и агрохимикатов установлены также Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Согласно его ст. 22 порядок применения пестицидов и агрохи­микатов определяется федеральными органами исполнитель­ной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и эко­логической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом ра­ционов животных.

Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключаю­щих их негативное воздействие на здоровье людей и окружаю­щую природную среду.

Пестициды и агрохимикаты применяются только при ис­пользовании специальной техники и оборудования.

В историческом аспекте важно обратить внимание на дос­таточно конкретные и обоснованные требования по нормиро­ванию применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, кото­рые были установлены в ныне утратившем силу Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей при­родной среды». Предельно допустимые нормы применения ми­неральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве предусмат­ривалось устанавливать в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств хи­мических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, со­хранение генетического фонда человека, растительного и жи­вотного мира (ст. 30).

Этим Законом предусматривалось установление также нор­мативов предельно допустимых остаточных количеств химиче­ских веществ в продуктах питания (ст. 31), что важно с точки зрения производства экологически безопасной продукции сельского хозяйства. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания устанавливались путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому исполь­зуемому химическому веществу и при их суммарном воздейст­вии. Указанные нормативы утверждались государственными органами Российской Федерации санитарно-эпидемиологиче­ского надзора по согласованию с государственной агрохимиче­ской службой РФ.

В действующем Федеральном законе «Об охране окружаю­щей среды» такие положения уже не нашли отражения.

В настоящее время практическое осуществление деятель­ности в данной сфере регулируется Гигиеническими нормати­вами содержания пестицидов в объектах окружающей среды (ГН 1.2.1323-03), утвержденными постановлением Главного го­сударственного санитарного врача РФ от 6 мая 2003 г. № 92. При этом пестициды, используемые в сельском хозяйстве, не должны выделять (отдавать) в окружающую среду вредные и опасные для здоровья человека вещества и соединения в коли­чествах, превышающих установленные гигиенические нормати­вы. Сельскохозяйственное сырье и пищевые продукты, произ­веденные с использованием пестицидов, должны соответство­вать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию остаточных количеств пестицидов и их метаболитов, представляющих опасность для здоровья ны­нешнего и будущих поколений.

Ответственность за соблюдение гигиенических нормати­вов содержания пестицидов и их опасных метаболитов в объек­тах окружающей среды несут физические и юридические лица, осуществляющие оборот пестицидов на всех этапах их произ­водства, хранения, транспортировки, реализации, применения, утилизации и уничтожения.

Контроль за соблюдением гигиенических нормативов содер­жания пестицидов в производимой сельскохозяйственной про­дукции осуществляется исходя из информации о применении пестицидов при производстве, хранении и транспортировке та­кой продукции.

На основе информации о применяемых пестицидах осуще­ствляется контроль и за содержанием их остаточных количеств в объектах окружающей среды (вода, почва, воздух).

При отсутствии гигиенических нормативов для отдельных сельскохозяйственных культур следует ориентироваться на нор­мативы, установленные для культур, входящих в ту же группу пищевых продуктов (косточковые или семечковые плодовые культуры, корнеплоды и проч.), имеющих близкие величины допустимой суточной дозы (ДСД) и среднесуточную норму по­требления в питании человека.

В законодательстве регулируется использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. Согласно ст. 14 ЗК земли, которые подверглись радиоактивно­му и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным за­конодательством требованиям, подлежат ограничению в ис­пользовании, исключению их из категории земель сельскохо­зяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производст­во и реализация сельскохозяйственной продукции.

Порядок использования земель, подвергшихся радиоактив­ному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объек­тов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ опре­деляется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздейст­вия.

Лица, в результате деятельности которых произошло ра­диоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначе­нию или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями ст. 57 ЗК, а также компенсиру­ют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначе­нию, или возмещают собственникам земельных участков в пре­делах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

 

Меры предупреждения вреда окружающей среде в сельском хозяйстве при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения

 

Для обеспечения охраны окружающей среды важное зна­чение имеет учет экологических факторов применительно к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения как в законода­тельстве, так и в процессе осуществления соответствующей деятельности. Очевидно, что при корректном учете экологиче­ских факторов достигаются цели предупреждения вреда окру­жающей среде и экогенного вреда.

Вопросы предупреждения вреда окружающей среде и здо­ровью человека в данной сфере весьма актуальны и в реально­сти стоят остро. Так, в дер. Ваулино Можайского района Мос­ковской области в 800 м от жилых строений расположен свино­комплекс ЗАО «Тропарево», принадлежащий Останкинскому мясокомбинату (г. Москвы). Господствующее направление вет­ра здесь — юго-восточное, от животноводческого комплекса к жилым строениям. В результате того, что в свое время не было грамотно, правомерно осуществлено размещение данного про­изводственного объекта, ветер доносит вредоносные запахи от свиноводческого комплекса, где производится газоопалка туш животных, хранение падежных особей, к жилым домам. Жите­ли и дачники дер. Ваулино неоднократно писали жалобы в прокуратуру, санитарно-эпидемиологическую службу Можай­ского района по данному факту.

Как в экологическом, так и санитарно-эпидемиологическом законодательстве содержатся правовые нормы, направленные на предупреждение таких ситуаций, в целом не редких в Рос­сийской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпиде­миологическом благополучии населения» при планировке и за­стройке городских и сельских поселенийдолжно предусматри­ваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреж­дению и устранению вредного воздействия на человека факто­ров среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проекти­рования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, про­мышленного и сельскохозяйственного назначения и установле­ния их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объ­ектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благо­устройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Ряд важных требований по предупреждению экологиче­ского и экогенного вреда в этом контексте предусмотрен в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, де­мографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприят­ной окружающей среды, биологического разнообразия, рацио­нального использования и воспроизводства природных ресур­сов (ст. 35).

5. При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропо­генной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться ме­роприятия по предупреждению и устранению загрязнения ок­ружающей среды, а также способы размещения отходов произ­водства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, вос­становлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов (ст. 36).

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооруже­ний и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строитель­ство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утверж­денных проектов в ущерб требованиям в области охраны окру­жающей среды. В процессе строительства и реконструкции зда­ний, строений, сооружений и иных объектов принимаются ме­ры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 37).

Закон устанавливает также требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 39). Так, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуата­цию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Кроме того, названные субъекты права обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребле­ния, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны ок­ружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству тер­риторий в соответствии с законодательством.

Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодатель­ством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

Общие требования в области охраны окружающей среды применительно к эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения содержатся в ст. 42 Закона. При эксплуатации объек­тов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, расте­ний, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие произ­водство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продук­ции, иные сельскохозяйственные организации при осуществле­нии своей деятельности должны соблюдать требования в облас­ти охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и ат­мосферного воздуха.

 

 

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза — важнейшие инструменты охраны окружающей среды в сельском хозяйстве

 

комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасно­сти при проведении экологической экспертизы;

1. Вопросы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) регламентированы Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 32), а также Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета РФ по охране окружаю­щей среды от 16 мая 2000 г. № 372.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирова­ния. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.

2. В механизме экологического права оценка воздействия на окружающую среду выполняет функции, связанные с выявле­нием потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению. Если государственная экологическая экспер­тиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хо­зяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хо­зяйственного решения.

3. Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечае­мой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

определение общественно значимых характеристик намечае­мой хозяйственной и иной деятельности;

выявление и анализ возможных альтернатив достижения це­лей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельно­сти);

анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (со­стояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т. п.);

выявление возможных воздействий намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности на окружающую среду с учетом аль­тернатив;

оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хо­зяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффек­тивности и возможности реализации;

оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ни­ми социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;

разработка предложений по программе экологического мо­ниторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятель­ности.

4. С правовой точки зрения весьма важно участие общест­венности в процедуре ОВОС. В соответствии с действующим Положением информирование и участие общественности осу­ществляется на всех этапах оценки воздействия на окружаю­щую среду. Участие общественности в подготовке и обсужде­нии материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, органи­зуется органами местного самоуправления или соответствую­щими органами государственной власти при содействии заказ­чика. Эффективной формой участия общественности в про­цедуре ОВОС служат общественные слушания.

Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (ис­полнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением прото­кола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуж­дения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и мест­ного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в оконча­тельный вариант материалов по оценке воздействия на окру­жающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельно­сти, представляемых на государственную экологическую экс­пертизу.

5. Организация и проведение экологической экспертизы регу­лируются Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Положением о порядке про­ведения государственной экологической экспертизы, утверж­денным постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698.

Согласно Федеральному закону «Об экологической экспер­тизе» экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечае­мую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требова­ниям, установленным техническими регламентами и законода­тельством в области охраны окружающей среды, в целях пре­дотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреж­дения возможных неблагоприятных воздействий соответствую­щей деятельности на окружающую природную среду в сельском хозяйстве и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспер­тизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. По не­которым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных реше­ний.

В Российской Федерации проводится государственная и об­щественная экологическая экспертиза. Принципиальное разли­чие между этими видами экспертизы состоит в юридической силе принимаемого ими экспертного заключения. Если заклю­чение государственной экологической экспертизы является юридически обязательным, то общественной — не обязатель­ным, оно носит информационный характер.

6. Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта эколо­гической экспертизы;

 

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.