Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охрана окружающей среды 3 страница




научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объедине­ний), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и за­интересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

7. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Применительно к каждому уровню в Федеральном законе «Об экологиче­ской экспертизе» определены объекты, по которым в обязатель­ном порядке проводится экспертиза.

В настоящее время к объектам государственной экологиче­ской экспертизы федерального уровня, в частности, относятся:

проекты нормативно-технических и инструктивно-методи- ческих документов в области охраны окружающей среды, ут­верждаемых органами государственной власти Российской Фе­дерации;

проекты федеральных целевых программ, предусматриваю­щих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую сре­ду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

материалы обоснования лицензий на осуществление отдель­ных видов деятельности, которые оказывают негативное воз­действие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с законодательством РФ феде­ральными органами исполнительной власти;

проекты технической документации на новые технику, тех­нологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на но­вые вещества, которые могут поступать в природную среду;

материалы комплексного экологического обследования уча­стков территорий, обосновывающие придание этим территори­ям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зо­ны чрезвычайной экологической ситуации.

8. Благодаря тому, что в Федеральном законе «Об экологиче­ской экспертизе» в перечни были включены наиболее значимые объекты, требующие обязательной государственной экологиче­ской экспертизы, достаточно детальному правовому регулирова­нию организации и проведения государственной экологической экспертизы, жесткой формализации процедуры, государствен­ная экологическая экспертиза была, пожалуй, единственной эф­фективной мерой охраны окружающей среды в Российской Фе­дерации в 90-е годы прошлого века.

Ситуация коренным образом изменилась с принятием Феде­рального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федера­ции и отдельные законодательные акты Российской Федера­ции». Этим Законом из перечня объектов обязательной госу­дарственной экологической экспертизы исключены проекты строительства, реконструкции, расширения, технического пе­ревооружения, консервации и ликвидации предприятий, маги­стральных трубопроводов и т. п. экологически опасных объек­тов. Впредь экспертиза таких объектов будет проводиться в рамках государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, регулируемых Градостроительным кодексом РФ.

Исключение из перечня объектов проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий и других экологически опасных объектов, наиболее распространенных и наиболее эко­логически значимых, в том числе и для сельскохозяйственной сферы, специалисты в области охраны окружающей среды оце­нивают как разрушение, уничтожение государственной эколо­гической экспертизы. Так как ОВОС проводилась преимущест­венно по проектам предприятий, соответственно, практически исключена из правового механизма охраны природы и оценка воздействия на окружающую среду в сельском хозяйстве.

 

Планирование охраны окружающей среды в сельском хозяйстве

 

1. Планирование в данной сфере регулируется рядом зако­нов и подзаконных актов. Согласно ст. 13 ЗК в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обяза­тельных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитар­но-гигиенических и иных норм и требований.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляются разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назна­чения и региональных целевых программ в данной области (ст. 13).

При этом федеральные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения формируются Правительством РФ и утверждаются в порядке, уста­новленном законодательством РФ. Региональные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения разрабатываются и утверждаются в порядке, преду­смотренном законами и иными нормативными правовыми ак­тами субъектов РФ,

На современном этапе важную роль в данной сфере при­звана сыграть Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 годы и на период до 2012 года». В Программе определены ее цели, задачи, этапы, объемы и источни­ки финансирования работ, ожидаемые результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности.

Так, цели Программы направлены на сохранение и рацио­нальное использование земель сельскохозяйственного назначе­ния и агроландшафтов, создание условий для увеличения объ­емов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполне­нии комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и ор­ганизационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.

Задачи Программы:

рациональное использование биоклиматического потенциа­ла, получение стабильных урожаев, систематическое воспроиз­водство природного плодородия почв, улучшение баланса пита­тельных веществ без отрицательного воздействия на все компо­ненты агроландшафтов;

организация мониторинга плодородия почв земель сельско­хозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственно­го назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйст­венного назначения;

защита земель от затопления и подтопления путем строи­тельства и реконструкции гидротехнических и мелиоративных сооружений, охрана сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии, опустынивания;

разработка системы агролесомелиоративных мероприятий, обеспечивающих оптимизацию воздушного и гидротермическо­го режимов агроландшафтов, улучшение качества природной среды и поверхностных водоисточников;

улучшение социальных условий в сельских районах путем сохранения и создания новых рабочих мест, сокращения забо­леваемости населения за счет получения качественной и безо­пасной (без токсикантов) сельскохозяйственной продукции и повышения водообеспеченности сельских районов;

научное и информационно-аналитическое, нормативное правовое и методическое обеспечение Программы, разработка научных методик, рекомендаций и технологий для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов.

Мелиорация земель

1. Мелиорация земель является специфическим технологиче­ским способом поддержания в благоприятном состоянии зе­мель — важнейшего для сельского хозяйства природного ресур­са. Мелиорация земель представляет собой коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоратив­ных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Регулируется мелиорация Федеральным законом «О мелиора­ции земель».

В зависимости от характера мелиоративных мероприятий Закон предусматривает проведение следующих типов мелиора­ции земель: гидромелиорация; агролесомелиорация; культуртехническая мелиорация; химическая мелиорация.

Гидромелиорация земель заключается в проведении комплек­са мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Гидромелиорация земель на­правлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посред­ством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также от­дельно расположенных гидротехнических сооружений. К это­му типу мелиорации земель относятся оросительная, осуши­тельная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улуч­шение земель посредством использования почвозащитных, во­дорегулирующих и иных свойств защитных лесных насажде­ний. К этому типу мелиорации земель относятся следующие ее виды:

противоэрозионная — защита земель от эрозии путем созда­ния лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях;

полезащитная — защита земель от воздействия неблагопри­ятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения;

пастбищезащитная — предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.

Кулътуртехническая мелиорация земель направлена на прове­дение комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяет­ся на следующие ее виды:

расчистка мелиорируемых земель от древесной и травяни­стой растительности, кочек, пней и мха;

расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предме­тов;

мелиоративная обработка солонцов;

рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы;

проведение иных культуртехнических работ.

Химическая мелиорация земель состоит в проведении ком­плекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв.

2. Регулируемый Федеральным законом порядок проведения мелиорации земель включает планирование мелиорации зе­мель, разработку, согласование, утверждение и реализацию проектов мелиорации. При этом планирование мелиорации зе­мель проводится федеральным органом исполнительной вла­сти, осуществляющим управление сельским хозяйством, в соот­ветствии с федеральными и региональными (территориальны­ми) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель также устанавливается федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством. Таким органом является Министерство сельского хозяйства РФ. Проекты мелиорации должны учиты­вать строительные, экологические, санитарные и иные стандар­ты, нормы и правила. Проводится мелиорация гражданами и организациями, имеющими лицензии на осуществление соот­ветствующих видов деятельности.

 

Консервация деградированных земель

1. В целях предотвращения деградации земель, восстановле­ния плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота. Ее осуществле­ние регулируется Земельным кодексом РФ, Федеральным зако­ном «О государственном регулировании обеспечения плодоро­дия земель сельскохозяйственного назначения» и Положением о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830.

Согласно ст. 11 названного Федерального закона разработка планов мероприятий по реабилитации земель сельскохозяйст­венного назначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами, относится к ос­новным направлениям обеспечения плодородия земель сель­скохозяйственного назначения.

2. В соответствии с Положением допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе:

земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздейст­вию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;

земель, имеющих просадки поверхности вследствие исполь­зования недр или естественных геологических процессов;

земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичны­ми химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентра­ций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биоген­ного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательст­вом РФ.

Предложения по консервации земель, находящихся в феде­ральной собственности, рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, земель, нахо­дящихся в собственности субъектов РФ, — органами исполнительной власти субъектов РФ, земель, находящихся в муници­пальной собственности, — органами местного самоуправления, которые принимают решения о консервации земель в пределах своей компетенции.

Решения о консервации земель, находящихся в частной соб­ственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйст­венного назначения органами исполнительной власти субъек­тов РФ, а в отношении земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определя­ются сроки консервации земель, мероприятия по предотвраще­нию деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стои­мость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.

Земельные участки, изъятые из оборота в результате консер­вации, сохраняются за их собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами либо переводятся в земли запаса.

 

Предотвращение, гибели объектов животного мира при осуществлении сельскохозяйственной деятельности

Конкретные правовые положения в данной сфере уста­новлены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 997, утвердившим Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производ­ственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи. В частности, при осуществлении сельскохозяйственных произ­водственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, которые вызывают массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания.

При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудован­ную сельскохозяйственную технику, порядок работ, исключаю­щие возможность гибели животных. Производственные объек­ты, способные вызвать гибель объектов животного мира, долж­ны иметь санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение окружающей среды. Запрещается сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных.

Владельцы сельскохозяйственных угодий по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания обязаны обеспечивать за­щиту объектов животного мира в пределах этих угодий в перио­ды размножения и линьки и сохранение участков, являющихся убежищами для объектов животного мира.

При создании и эксплуатации ирригационных и мелиора­тивных сооружений в местах естественного обитания, на путях миграции и в местах сезонной концентрации объектов живот­ного мира необходимо обеспечивать условия для свободного и безопасного их передвижения через указанные сооружения, ос­нащать водозаборные сооружения и каналы гидромелиоратив­ных систем специальными защитными устройствами.

 

Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения

Мониторинг окружающей среды — система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и про­гноза изменений состояния окружающей среды под воздейст­вием природных и антропогенных факторов. В соответствии с законодательством проводится мониторинг как окружающей среды в целом, так и ее отдельных природных объектов, в част­ности земли, вод.

Данные мониторинга служат основой для ведения государст­венных кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений, в частности, связанных с использованием того или иного при­ходного ресурса.

Организация и проведение мониторинга окружающей сре­ды регулируется многими актами экологического законодатель­ства на уровне Российской Федерации и ее субъектов, включая федеральные законы: «Об охране окружающей среды» (ст. 63), «О гидрометеорологической службе», «О государственном регу­лировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйствен­ного назначения» (ст. 16), Земельный кодекс РФ (ст. 67).

Так, в соответствии с Федеральным законом «О государст­венном регулировании обеспечения плодородия земель сель­скохозяйственного назначения» мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения является составной частью государственного мониторинга земель, порядок проведения ко­торого устанавливается земельным законодательством.

Согласно ст. 67 ЗК государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

К задачам государственного мониторинга земель относятся:

своевременное выявление изменений состояния земель,

оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных про­цессов;

информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

обеспечение граждан информацией о состоянии окружаю­щей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой тер­ритории государственный мониторинг земель может быть фе­деральным, региональным и локальным. Он осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Порядок ведения государственного мониторинга земель ус­танавливается Правительством РФ. На современном этапе та­кой порядок регулируется Положением об осуществлении госу­дарственного мониторинга земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 846.

Контроль за охраной окружающей среды в сельском хозяйстве

1. Контроль за охраной окружающей среды (экологический контроль) — важнейшая правовая мера обеспечения рацио­нального природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве. Именно посредством экологического кон­троля в основном обеспечивается принуждение соответствую­щих субъектов экологического права к исполнению экологиче­ских требований. Весьма часто меры юридической ответствен­ности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.

В природоохранительной практике выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомствен­ный, муниципальный, производственный, общественный. Кри­териями классификации служат субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

2. Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, кото­рым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Государственный экологический контроль ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции Государства, он в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологиче­ский контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований в сельском хо­зяйстве, поскольку он как инструмент осуществления экологи­ческой функции государства может не только использовать собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов — прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пре­сечения (приостановление или прекращение эксплуатации эко­логически вредных объектов), административной ответствен­ности (предупреждение, штраф и др.), административно-про­цессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмеще­нии экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредитель­ного контроля является недопущение хозяйственной, управлен­ческой и иной деятельности, которая в будущем может оказы­вать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях ее планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуата­цию. Текущий контроль осуществляется специально уполномо­ченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Соответственно подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей сре­ды на органы общей и специальной компетенции государствен­ный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный. Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный — органами специ­альной компетенции. Подразделение государственного эколо­гического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

Правовые основы организации и осуществления государ­ственного экологического контроля установлены Конституци­ей РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Пра­вительства РФ и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. К основным актам относятся Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 64—66) и Земельный ко­декс РФ (ст. 71). Государственный контроль в сфере взаимо­действия общества и природы регулируется также законом об­щего характера — Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного кон­троля (надзора) и муниципального контроля».

Детальное регулирование такого контроля осуществляется Положением о государственном земельном контроле, утверж­денным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689.

Государственный специальный контроль за охраной окру­жающей среды в сельском хозяйстве осуществляют Федераль­ная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере природо­пользования в соответствии с положениями за охраной атмо­сферного воздуха, вод — в весьма значимых для сельского хо­зяйства сферах.

Особую роль призвана играть Федеральная служба по вете­ринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ве­теринарии, карантина и защиты растений, безопасного обра­щения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодо­родия почв, земельных отношений (в части, касающейся зе­мель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

 

Юридическая ответственность за экологические правонарушения в сельском хозяйстве

 

Важную роль в правовом механизме охраны окружающей рреды в сельском хозяйстве играет юридическая ответствен­ность за экологические правонарушения. При этом ответствен­ность выполняет ряд функций:

стимулирующую к соблюдению норм экологического права;

превентивную, обеспечивающую предупреждение новых пра­вонарушений;

компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение. Экологическое правонарушение — это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совер­шаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологи­ческий вред или создающее реальную угрозу причинения тако­го вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права.

За экологические правонарушения в сельском хозяйстве применяется дисциплинарная, административная, уголовная и имущественная ответственность.

Регулируется юридическая ответственность в данной сфере рядом законов: Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 75); Земельным кодексом РФ (ст. 74—76); Трудо­вым кодексом РФ; Кодексом РФ об административных право­нарушениях; Уголовным кодексом РФ; Гражданским кодек­сом РФ.

Дисциплинарная ответственность выражается в наложе­нии работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с при­родопользованием и охраной окружающей среды в сельском хозяйстве. Регулируется дисциплинарная ответственность тру­довым законодательством. Земельный кодекс РФ устанавливает специфическое требование о применении дисциплинарной от­ветственности за земельные правонарушения (ст. 75), вполне относящееся и к сельскохозяйственной сфере. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении зе­мельных правонарушений, несут дисциплинарную ответствен­ность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организа­ция понесла административную ответственность за проектиро­вание, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказываю­щих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, про­изводственными отходами и сточными водами.

В соответствии со ст. 192 ТК за совершение дисциплинарно­го проступка могут быть применены следующие дисциплинар­ные взыскания: замечание; выговор; увольнение. Федеральны­ми законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут предусматриваться и другие дисциплинарные взыскания.

Административная ответственность выражается в приме­нении компетентным органом государства мер административ­ного взыскания за совершение административного экологиче­ского правонарушения.

Регулируется применение административной ответственно­сти Кодексом РФ об административных правонарушениях и за­конодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях. Административные экологические правонарушения в сельском хозяйстве в КоАП РФ сформулированы в области охраны собственности (гл. 7), в области охраны окру­жающей природной среды и природопользования (гл. 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10).

Применительно к аграрной сфере особенно следует обра­тить внимание на статьи, предусмотревшие административную ответственность: за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1); нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3); порча земель (ст. 8.6); невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7); исполь­зование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйствен­ного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению зе­мель и охране почв (ст. 8.8); нарушение правил борьбы с ка­рантинными, особо опасными и опасными вредителями расте­ний, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (ст. 10.1); проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9); нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем (ст. 10.10 КоАП).

За совершение перечисленных выше административных экологических правонарушений КоАП предусматривает админист­ративный штраф или административное приостановление дея­тельности на определенный срок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.