Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторное занятие № 13




Анализ поэтического текста

Лабораторное занятие № 12

Метод проведения лабораторной работы: аудиторная работа, отработка навыка анализа поэтического текста.

Форма контроля: письменный анализ поэтического текста.

Задание. Проанализируйте стихотворение А. Вознесенского «Я – Гойя!» по предложенному плану

1. Анализ метрического уровня текста: размер, количество стоп и проч.

2. Анализ фонетического уровня: использование ассонансов, аллитераций, характер перекрестных сочетаний и проч.

2. Анализ лексического уровня.

3. Анализ морфологического уровня: употребление слов определенной части речи.

4. Анализ синтаксического уровня: использование простых / сложный конструкций, восклицательный / вопросительный конструкций.

5. Определение логико-смысловой доминанты текста.

 

Я – Гойя!

Глазницы воронок мне выклевал ворог,

слетая на поле нагое.

 

Я – Горе.

Я – голос

Войны, городов головни

на снегу сорок первого года.

 

Я – голод.

Я горло

Повешенной бабы, чьё тело, как колокол,

било над площадью голой…

 

Я – Гойя!

О грозди

Возмездья! Взвил залпом на Запад –

я пепел незваного гостя!

И в мемориальное небо вбил крепкие звёзды –

Как гвозди.

Я – Гойя.

(А. Вознесенский)

Домашнее задание.

Задание. Подготовьте ответы на вопросы, представленные в плане лабораторного занятия №13, используйте рекомендованную литературу.

Метод проведения лабораторной работы: коллоквиум.

Вопросы для обсуждения:

1. Послушайте и отметьте, как произносит А. Малинин в песне «О поручике Голицыне» следующие слова: «корнет», «Оболенский». Чем, по-вашему, может объясняться такое произношение?

2. Пронаблюдайте, как произносят московские теледикторы в сводках погоды слова «дождь, дожди». Каков результат ваших наблюдений?

3. Какие фонетические явления можно считать «напряженными точками» в орфоэпии? Укажите несколько явлений.

Литература. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.

4. Какие конкурирующие явления можно отметить в произношении слов (старая и новая норма): несу, шары, время, зверь, благо, к кому, щука, ежжу?

Литература. Баринова Г.П. О произношении [ж] и [ш] // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.

5. Установите изменения в произношении слов «верх, четверг, благодарю, вокзал, широкий, размахивать, моюсь, ходят, булочная». Затранскрибируйте их в произношении прежнем и современном.

6. В каких случаях при произношении двойных согласных долгота, на ваш взгляд, окажется большей? Расположите слова по степени убывания долготы: оттаскать, гамма, эффект, стремиться, ссора, длинный.

Может возникнуть предположение, что «наиболее устойчиво сохраняют долготу в произношении согласные, обладающие для этого чисто фонетическими предпосылками, т.е. имеющие наибольшую длительность во всех положениях» (М.Я. Головинская). Какие согласные в принципе имеют наибольшую длительность – щелевые, взрывные? Проверяя это, произнесите ещё ряд слов с двойными согласными. Обратите внимание на явления: двойные согласные на стыке морфем, их интервокальное положение, положение по отношению к ударному слогу. Стилистическую характеристику слов.

Сравните свои наблюдения с данными статьи М.Я. Головинской.

Литература. Головинская М.Я. О некоторых особенностях произношения заимствованных слов // РЯШ, 1968. №1.

7. Почему слова «филин, фу, фыркать, фордыбачить», начинающиеся с «ф», являются русскими по происхождению? Ведь буква «ф» - признак иноязычного слова.

Почему сочетания КЕ, ГЕ, ХЕ могут быть во многих случаях признаком нерусского происхождения слова? В каких случаях они оказываются у русских слов?

Почему слова с начальным Ю (юрта, юнга и др.) в современном языке считаются в основном нерусскими по происхождению?

Литература. Дементьев А.А. Фонетические и орфографические признаки нерусских по происхождению слов // РЯШ, 1968. № 3.

8. Почему существуют непроизносимые согласные? В чем их секрет?

Литература. Ветвицкая В.Т. Занимательное языкознание. М.; Л. 1956.

Терехов Т.Г. Произношение сочетаний трех согласных в современном русском литературном языке //Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.

Ганиев Ж. В. О произношении сочетаний СТК, ЗДК, НТК, НДН // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.

9. Всегда ли в русском языке соблюдалась в произношении ассимиляция согласных звуков и их оглушение в конце слова?

Литература. Русский язык и советское общество. М., 1968.

Иванов В. В., Потиха В. А. Исторический комментарий по русскому языку в средней школе. М., 1978. / Раздел «Согласные глухие и звонкие».

10. Что такое социофонетика?

Литература. Панов М. В. – вопрос 6, раздел «Социофонетика».

11. Что кроется за словосочетаниями «специфическая речь», «специфическое произношение»?

Литература. Горбачевич К. С. Нормы современного русского языка. М., 1978.

Статья «Специфическая речь» в энциклопедии «Русский язык». М., 1979.

12. «Есть 50 способов сказать «да» и 500 способов «нет» и только дин способ это написать» (Б. Шоу). Проиллюстрируйте это примерами своего произношения.

13. Поставьте ударения в словах (если считаете, что оно вариантно, укажите это): под голову, на сторону, на берег, за год, об стену, за морем, на гору, по лугу, без вести, под вечер. Каковы причины переноса ударения на предлог или отсутствие такого переноса?

Литература. Горбачевич К.С. Вариантность ударения в предложенных сочетаниях. Энклитика и проклитика // РЯШ, 1971. № 6.

Музыченко А.С. Перенос существительных в существительных на предлоги в русском языке // РЯШ, 1966. № 5.

14. Какие явления различаются с помощью ударения в словах «доктора, учите, духи, передохнуть, дома»?

Литература. Колесников Н.П. О различительной роли знака ударения // РЯШ, 1966. № 4.

Одно или два слова или значения передано в каждом из написанных слов: косит, косится, валит, отзыв, заговор?

Литература. Воронцова В.Л. О некоторых колебаниях ударения, связанных с семантическими разграничениями // РЯШ, 1966. № 4.

15. Почему при склонении существительного «посол» со значением «посланец», «высший дипломатический чин» исчезает один гласный из основы? Почему в другом слове «посол», которое звучит также, ударный гласный О не «убегает» в косвенных падежах?

Литература. Добродомов И.Г. Почему убегают гласные? // РР. 1968. №5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.