Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы детского сада




ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Список використаної літератури.

1. [Елекронний ресурс] Загальна інформація про Великобританію. //Доступ до інтернету: http://halupa.org.ua/article.php/2010060719443431

2.. Попович Г.М. Соціальна робота в Україні і за рубежем: Навчально- методичний посібник. — Ужгород: Гражда, 2000. — 134c.

3. Юридично-соціальний портал «Соціальний захист населення у Великобританії. //Доступ до інтернету: http://www.pilga.in.ua

 

 

(Шестой год жизни)

Программа предназначена для образовательной работы с группой умственно одаренных детей шестого года жизни. Ее использование требует от воспитателя не только общей квалификации, но и знания психологии одаpённых детей.

Начало обучения с пятилетнего возраста обусловлено тем, что выявление умственной одаренности в более раннем возрасте представляет значительные трудности.

Умственно одаpённый ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Это можно использовать по-разному.

Самый простой путь — попытаться дать такому ребенку как можно больше знаний по программе начальной школы (напpимер, грамота, математика, иностранный язык). Но, как показывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведёт только к ускорению умствен­ного развития: ребенок, в пятилетнем возрасте освоивший азы школьной премудрости (a это для одаренного ребенка не так уж трудно), сможет раньше поступить в школу и, вполне вероятно раньше ее окончить, но и только.

Другой путь — не дать одаренности угаснуть, способ­ствовать ее дальнейшему развитию. При правильном отборе в группу одаренных пощдут дети c ярко выраженной познaватeльной направленностью и высоким уровнем развития умственных способностей. Но это способности, характерные именно для дошкольного детства, — они проявляются главным образом в области образных форм познания мира — наглядно - образного мышления и воображения. Поэтому основная задача образовательной рабо­ты состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование этих способностей. Что касается познавательной направ­ленности, то ее сохранение и развитие обеспечено насыщенностью программы познавательными задачами и не требует каких-либо специальных воспитательных воздей­ствий.

Основное отличие предлагаемой программы от исполь­зовавшихся раньше программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания c содержания обучения на ero средства. Содержание — это знания, конкретные нaвыки и умения, усваиваемые на занятиях разного вида или в свободной деятельности, но для развития умственных способностей вaжны не столько сами по себе эти знания и навыки (каковы бы они ни были), сколько то, каким образом они преподносятся детям и как ими усваиваются. В дошкольном обучении стало уже общепризнанным, что любые знания и навыки должны даваться детям путем организации действий, направленных на их усвоение. Однако до сих пор недостаточно учитывалось то, что действия, которые выполняет ребенок в ходе обучения, с одной стороны, обеспечивают усвоение предлагаемого содержания, а с другой — развивают умственные способности, и внимание составителей про­грамм и педагогов-практиков было сосредоточено в ос­новном на первой стороне: именно c этих позиций подбирались виды действий, подходящие для каждого типа содержаний. Развитие же yумственных способностей хотя и происходило, конечно, и при этих условиях, но находилось вне поля зрения воспитателей, выстyпaло как побочный результат обучения. И это неизбежно вело к тому, что в полной мере не использовались возможности развития умственных способностей, имеющихся y всех детей, но особенно значительных y детей одаренных.

Задача, стоявшая перед авторами настоящей программы, состояла в том, чтобы ввести в дошкольное Обучение такие действия детей, которые в максимальной степени способствуют развитию их умственных способностей. Специальные психологические исследования показали, что таковыми являются действия по построению и использованию наглядных моделей, т. e. таких видов изобрaжения предметов, явлений, событии, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, обозначенных при помощи условных заместителей.

Наглядные модели и без специального вмешательства взрослых создаются детьми в разных видах деятельности: рисунки, аппликации, конструкции всегда моделируют действительность, передавая только общее строение пред­метов или ситуаций, компоненты которых обозначаются линиями, деталями строительного материала, геометричес­кими фигурами; моделирует действительность и сюжетно-ролевая игра, в которой дети условно обозначают других людей при помощи взятых на себя ролей и передают отношении между ними (мама — дочка, продавец — покущтель и т. п.). Однако, строя такие присущие детским видим деятельности наглядные модели, дошкольники обычно не выделяют их соотношения c изображаемой действительностью, что уменьшает возможности развития умственных способностей. Положение существенно меняет­ся, если наглядные модели становятся средством обучения, т. е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных c усвоением определенных знаний. В этих условиях максимально реализу­ются потенциальные возможности развития способностей: от построении и использования реaльных (графических, пpедметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию «в уме». B результате средства обучения превращаются в средства собственного мышления: построения замыслов, планирова­ния действий, решения рaзличных умственных задач. A это и есть развитие умственных способностей.

Перенос центра тяжести с содержания обучения на его средства наглядные модели — не снижает уровня усвоения знаний, умений, нaвыков, скорее, повышает его. Отбор содержания ставится в зависимость от того, какие

оно дает возможности для введения нaглядных моделей. Ведь сложившийся в системе дошкольного воспитания «учебный план» (перечень изучаемых детьми явлений действительности) не имеет серьезного научного обоснова­ния, a развитие способностей гораздо важнее для будущего (особенно для будущего, которое ждет одаренного ребен­ка), чем количество усвaиваемых им конкретных сведений, которое легко может быть увеличено.

Программа оxватывает только образовательную работу с одаренными детьми, т. e. их обучение на занятиях, хотя многие виды предлагаемых заданий могут быть включены (по инициативе воспитателя) в свободную деятельность детей, при этом содержание занятий может быть сущест­венно изменено или заменено новым (в соответствии c задачами развития умственных способностей).

Предлагаемая программа отличается от «Прогрaммы воспитания и обучения в детском саду» (1985) следующи­ми особенностями.

1. Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моде лирования и символизации.

2. Раздел «Ознакомление c окружающим» заменен разделами «Ознакомление с пpостранственными отноше­ниями» и «Развитие элементов логического мышления» (этот раздел дает возможность наряду с основным содержанием обобщить и систематизировать знания o явлениях природы и общественной жизни, полученные в семье, из художественной литератyры, во время экскурсий и т. п.).

3. Существенно углублено содержание ознакомления c художественной литературой.

4. Введены рaзделы «Ознакомление c элементарными физическими явлениями» и «Подготовка к сюжетно-роле­вой игре» (содержание второго должно помочь детям создавать замысел игры и планировать ее, но нив коей мере не подменять самостоятельную сюжетно-ролевyю игру).

Таким образом, программа состоит из 10 разделов, включающих задания, направленные на развитие умственных способностей:

1. Ознакомление с пространственными отношениями,

2. Развитие элементов логического мышления.

3. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

4. Развитие элeментарных математических представлений.

5. Подготовка к обучению грамоте.

6. Конструирование.

7. Подготовка к сюжетно ролевой игре.

8. Ознакомление с природой.

9. Ознакомление c элементарными физическими явлениями.

10. Изобразительное искусство.

В программе не предстaвлены занятия по музыке и физическому воспитанию, их необходимо проводить, но без акцента на задачу развития умственных способностей. Каждое из перечисленных десяти видов занятий целе­сообразно проводить не менее одного раза в неделю.

В каждом разделе прогрaммы даются основные задачи занятий, указываются те формы образовательной работы, которые не требуют специaльных средств обучения и могут быть спланированы самим воспитателем.

Форма проведения занятий может быть различной, по усмотрению воспитателей, занятия могут проводиться по подгрупщм, a при трудностях, возникающих у того или иного ребенка, — и индивидуально. Персоналу, работа­ющему c умственно одаренными детьми, необходимо помнить: существуют не только количественные, но и качественные различия в одаренности, характере ее компонентов: познавательной направленности и умственных способностей. Кроме того, одаренные дети обычно в большей степени по сравнению c другими различаются между собой по личностным качествам (активности, выраженности интересов и др.), поэтому их обучение требует большей индивидуализации, чем обучение в массовом детском саду.

На многих видах занятий может быть организована совместная деятельность, например выполнение задания двумя-тремя детьми (a иногда и большим их количеством) c распределением обязанностей между ними. Использова­ние наглядных моделей создает для этого особенно благоприятные условия. Так, например, один ребенок («архитектор») может создавать чертеж конструкции, другой («строитель») — реализовывать его, а третий («приемщик работ») — выстущть в качестве арбитра, сопоставляя чертеж c готовой конструкцией. Такое же распределение обязанностей возможно при сочинении сказки и во многих других случаях.

Нельзя забывать, что одаренные дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологи­ческими особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «овзросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Большая часть заданий дается детям в игровой, максимально привлекательной для них форме. Отношение взрослых к детям уважительное и доверительное. Воспитателю необходимо всячески поддерживать детскую инициативу, быть готовым изменить ход занятий в соответствии с ней. Следует

помнить, что одаренный ребенок может оказаться «умнее» взрослого при выполнении того или иного задания, придумать свой способ решения задачи, не предусмотренный заранее, что требует от воспитателя особого внимания и гибкости во взаимоотношениях c одаренными детьми.

К одаренным дошкольникам (так же, как и к дошколь­никам вообще) неприменимы школьные требования и приемы обучения (соблюдение дисциплины, явное или скрытое проставление оценок и т.п.).

Важен и язык, на котором даются задания, комментируется ход их выполнения, анализируются полученные результаты: не следует «сюсюкать», приспосабливаться к речи детей, но не следует использовать и «взрослые» термины, на что может натолкнуть содержание некоторых занятий, особенно использование моделей. Не стоит упот­реблять такие слова, как «модель», «заместитель», «понятие», «род», «вид» и Т. Д. Например, графические модели можно называть просто рисунками, а то, что это рисунки особого типа, дети поймут сами в процессе их и использования или создания («Я нарисовала дома. Вот так. Давайте построим дом, чтобы он вышел точно таким же, как на рисунке»). Вместо того чтобы просить детей найти подходящие заместители (например, для персонажей сказок), можно просто спросить их: «Что y нас будет вместо лисы? А вместо петушка?» Если необходимо предложить найти соотношение между родовым и видовым понятиями, например «растения» и «цветы», можно спросить, Как нaзывается все, что растет, и показать, что это «все» можно изобразить в виде большого круга, a затем спросить, какие они знают растения, и показать, что каждое из них можно изобразить в виде маленького кружка внутри большого.

У неподготовленного воспитателя работа по некоторым разделам программы и провeдение некотоpых типов занятий могут вызвать затруднения. Тогда следует или проконсультироваться y специалистов, или отказаться от этой части прогрaммы. Во всяком случае, то, что мало понятно самому воспитателю, детям преподносить нельзя.

Виды работы, не включенные в программу «Одаренный ребенок», можно проводить по общей программе, но лучше пригласить для проведения занятий по изобразительной деятельности, музыке, физкультуре специалистов, которые могут не столько дать детям конкретные знания и нaвыки, сколько обеспечить повышение их художественной культу­ры и охрану здоровья.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.