Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наказания не связанные с изоляцией от общества в законодательстве зарубежных стран




 

С учетом близости российской правовой системы к романо-германской правовой системе логичным является обращение прежде всего к опыту правового регулирования вопросов назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, в странах Германии (Швейцарии, Австрии и др.) и Франции (Испании и др.). Дополнить такой обзор может обращение ко второй по своей значимости и воздействию на иные правопорядки правовой системе – к англо-американскому праву.

По германской доктрине уголовного права наказание является регулярным правовым последствием виновно совершенного преступного деяния. При этом законодатель основными признает два вида наказаний: лишение свободы [§§ 38, 39 Германского Уголовного Уложения (далее ГУУ) от 15.05.1871 в ред. от 13.11.1998] и денежный штраф [§§ 40–43 ГУУ].

При этом, как отмечают Власов И. С. и Кузнецова Н. Ф.,[31]) штраф в уголовном праве Германии альтернативен лишению свободы. Указанными авторами отмечается, что «анализ санкций норм Особенной части свидетельствует о том, что такая альтернатива имеется в тех нормах, где срок лишения свободы не превышает пяти лет». Вместе с тем практика применения норм о штрафе показывает, что штраф в Германии (а также в других странах Европы) назначается, как правило, в случае, если правонарушителю грозит не более шести месяцев тюремного заключения. В связи с этим интересен анализ, представленный Дворянсковым И. В., Сергеевой В. В. и Баталиным Д. Е.[32]) Указанные авторы отмечают, что в Греции по Уголовному кодексу 1950 г. тюремное заключение может быть заменено на штраф, если только срок заключения не превышает шести месяцев. Позднее максимальный срок тюремного заключения для замены на штраф был повышен до одного года, а в соответствии с последней поправкой, внесенной в 1991 г., даже до двух лет. С другой стороны, в Италии, как отмечается теми же авторами, только приговоры к тюремному заключению на срок до 90 дней могут быть заменены на штраф. Примером сказанного может служить и Уголовный кодекс Австрии, в котором штраф может быть назначен в качестве замены лишению свободы на срок до шести месяцев [§ 37 Уголовного кодекса Австрии].

Законодатель выработал четкие критерии для судьи при определении размера штрафа: судья определяет размер штрафа в зависимости от положения лица, но таким образом, чтобы имущественные невыгоды, претерпеваемые лицом вследствие назначения данного наказании, были соразмерны его вине [ст. 48 Уголовного кодекса Швейцарии от 21 декабря 1937 года]. При этом при назначении штрафа учитываются: доход и имущество правонарушителя, его семейное положение и семейные обязанности, его профессия и заработок, возраст и состояние здоровья. Такое же детальное разъяснение порядка определения размера налагаемого штрафа содержат и другие кодифицированные акты стран германской правовой системы: например, § 32–34 Уголовного кодекса Австрии. Как и большинстве других стран существует возможность замены не исполненного наказания в виде штрафа – лишением свободы.

К дополнительным наказаниям относится запрещение управлять транспортным средством [§ 44 ГУУ]. Новым в уголовном законодательстве стал и т. н. «имущественный штраф» (Vermögensstrafe) [§ 43], рассматриваемый в настоящее время, как подчеркивает Серебренникова А. В., как новый вид денежного штрафа. Такой имущественный штраф назначается за корыстные преступления [§ 43а ГУУ] и имеет своей целью, как отмечают Крылова Н. Е. и Серебренникова А. В.,[33]) «изъятие прибыли, получаемой в результате преступной деятельности организованных групп, и предотвращение своеобразной реинвестиции денежных средств в сферу организованной преступности».

Здесь следует упомянуть положения Уголовного кодекса Австрии 1974 г., в которых также особо выделяется т. н. «изъятие прибыли» [§ 20 Уголовного кодекса Австрии]. «Изъятие прибыли» при этом применимо к тому, кто совершает наказуемое деяние и тем самым приобретает имущественную выгоду или принимает имущественную выгоду для совершения деянии, запрещенного под угрозой наказания. При этом нельзя смешивать данную категорию с «конфискацией», которая также предусмотрена уголовным законодательством [§ 26 Уголовного кодекса Австрии]: предметы, использованные лицом при совершении наказуемого деяния, которые были предназначены для того, чтобы использовать их при совершении этого деяния, или те, которые были получены в результате совершения этого деяния, должны быть конфискованы, если они в силу особых свойств могут быть использованы при совершении запрещенных под угрозой наказания деяний.

Особо выделяются в германском уголовном праве т. н. дополнительные последствия, к которым относятся согласно §45 ГУУ:

1) лишение права занимать определенные должности;

2) лишение права пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов;

3) лишение права публично избирать или голосовать;

4) лишение права быть избранным и права голоса.

Интересным является имеющийся в германском уголовном праве и особый институт публичных мер (Maßnahmen), которые не относятся к наказаниям, а представляют собой «правовые последствия виновно совершенного деяния». К ним относятся [§11 абз. 1 п.8 ГУУ] любые мероприятия, направленные на исправление и безопасность, изъятие предметов правонарушения и конфискация имущества, уничтожение или приведение в негодность соответствующих орудий преступления. Власов И. С. и Кузнецова Н. Ф. отмечают, что система таких мер представляет собой, с одной стороны, воплощение идеи ресоциализации, т. е. возвращение исправившегося преступника в правовое общество, а с другой – как раннепрофилактическую меру. § 61 ГУУ приводит примеры некоторых мер исправления и безопасности:

а) помещение в психиатрическую больницу;

б) помещение в терапевтическое учреждение для лечения зависимых от алкоголя и наркотиков лиц (применяется для случая, когда сохраняется опасность совершения лицом, совершившим противоправное деяние, новых правонарушений вследствие склонности к злоупотреблению алкоголем или наркотическими веществами);

в) превентивное заключение, применяемое к т. н. «преступникам по склонности»;

г) установление надзора

д) лишение родительских прав;

е)запрет заниматься определенной профессиональной деятельностью.

Развитость германского законодательства в исследуемой области проявляется и в наличие такого правового института, как т. н. «смежного уголовного права» (Nebenstrafrecht), которое представляет собой совокупность норм, содержащихся в специальных законодательных актах, таких, например, как Закон о защите животных (запрет содержания животного), [§ 20 ГУУ].

Необходимо отметить, что германское уголовное право является весьма показательным для европейских уголовно-правовых институтов. О влиянии германского права свидетельствует и то обстоятельство, что даже восточные государства (Япония, Китай, государства Юго-Восточной Азии) взяли в качестве примера для своих уголовно-правовых кодификаций германское право.

Примером здесь может служить и Японский гражданский кодекс 1907 г., в своей основе имевший германские уголовно-правовые традиции и ознаменовавший переход от французской правовой традиции. Примером воздействия германского законодательства в определенной степени может служить и Уголовный кодекс Китайской Народной Республики от 14 марта1997 г. с его делением наказаний на основные и дополнительные (ст. 32 Уголовного кодекса КНР). Вместе с тем, нельзя не отметить, что в целом система наказаний, не связанных с лишением свободы, по Уголовному кодексу КНР является достаточно узкой: надзор и краткосрочный арест (как основные наказания, не говоря здесь уже о смертной казни), денежный штраф, лишение политических прав и конфискация имущества (как дополнительные виды наказания).

Некоторые положения Уголовного кодекса КНР позволяют сделать вывод о существовании и других видов (несамостоятельных) наказаний, направленных на ресоциализацию преступника, хотя и не рассматриваемых в качестве наказания законодателем. Примером может служить ст. 46 Уголовного кодекса КНР: преступные элементы, осужденные к срочному и бессрочному лишению свободы, содержатся в тюрьме либо в исправительно-трудовых учреждениях; каждый трудоспособный проходит трудовое перевоспитание.

Германскому законодательству соответствуют и нормы французского уголовного права (примером здесь является Французский уголовный кодекс 1992 года, пришедшего на смену кодекса 1810 г.), которые в целом воспроизводят систему наказаний германского права. Как и германское право французское уголовное право предусматривает в качестве основных такие наказания, как лишение свободы (тюремное заключение) и штраф. При этом штраф имеет форму «штрафа» и «штрафа в виде штрафа дней» [п.2 и 3 ст.131–3 УКФ]. Под последним понимается ситуация, когда проступок карается тюремным заключением; в этом случае суд может назначить наказание штрафом в виде штрафо-дней, состоящее в том, что осужденный должен внести в казну сумму, общая величина которой получается в результате назначения судьей ежедневного взноса в течение определенного числа дней [ст.131–5 УКФ].

Кроме того, французский законодатель предусмотрел и такое оригинальное наказание, не связанное с лишением свободы, как «неоплачиваемые работы в общественных интересах» [п.4 ст. 131–3 УКФ].

Также как и в Германии, во Франции выделяются наказания в виде лишения или ограничения прав [п.5 ст. 131–3, п.1 ст.131–6 УКФ]: лишение водительских прав, запрещение вождения некоторых транспортных средств, аннулирование водительских прав, конфискация одного или нескольких транспортных средств, запрещение на определенный срок владения или ношения оружия, для которого требуется разрешение; конфискация оружия, лишения разрешения на охоту; запрещение на срок выдавать чеки, конфискация орудия преступления.

Кроме того, французский законодатель предусмотрел и «дополнительные наказания» [п.6 ст.131–3, ст. 131–10 УКФ]: когда это предусмотрено законом, за преступление или проступок может назначаться одно или несколько дополнительных наказаний, которые, относясь к физическим лицам, влекут запрещение, утрату права, ограничение правоспособности или лишение права, запрещение использования или конфискацию какого-либо предмета, закрытие заведения и афиширование судебного постановления или его распространение либо через печать, либо через любые аудиовизуальные средства распространения информации.

Следует признать, что французское законодательство в области системы наказаний может считаться достаточно оригинальной. Это было видно на примере упомянутого выше наказания «неоплачиваемых работ в общественных интересах». Это показательно и на примере имеющейся классификации наказаний на наказания за преступления, наказания за проступки и наказания за полицейские нарушения. Интересным является и классификация наказания по соответствующему субъекту: наказания для физических лиц и наказания для юридических лиц.

В ряде стран, относящихся к романо-германской правовой семье, классификация наказаний, не связанных с лишением свободы, чрезвычайна детальна. Примером здесь может служить уголовное законодательство Испании [Уголовный кодекс Испании 1995 г.][34]), по которому наказания делятся на строгие, менее строгие и небольшие [ст. 33 Уголовного кодекса Испании]. При этом строгими наказаниями, не связанными с лишением свободы, признаются: абсолютное поражение в правах, специальное поражение в правах на срок более трех лет, лишение права на занятие определенным видом деятельности на срок более трех лет, лишение права на управление транспортными средствами на срок более шести лет, лишение права на хранение и ношение оружия на срок более шести лет, лишение права находиться или помещать определенные местности на срок более трех лет. Менее строгими наказаниями, не связанными с лишением свободы являются при этом: специальное поражение в правах на срок до трех лет, лишение права на занятие определенным видом деятельности на срок до трех лет, лишение права на управление транспортными средствами на срок от года и одного дня до шести лет, лишение права на хранение и ношение оружия на срок от года и одного дня до шести лет, лишение права находиться или посещать определенные местности на срок от шести месяцев до трех лет, штраф в размере более двухмесячных заработных плат, штраф, пропорциональный причиненному ущербу. К небольшим наказаниям испанский законодатель относит: лишение права на управление транспортными средствами на срок от трех месяцев до года, лишение права на хранение и ношение оружия на срок от трех месяцев до года, штраф в размере от пятидневного заработка до двухмесячных заработных плат.

Интересным является особое указание испанского законодателя на то, что некоторые виды взысканий не являются наказаниями [ст.34 Испанского уголовного кодекса]: штрафы и другие взыскания, которые в административном или дисциплинарном порядке назначаются подчиненным и управляющим; лишение прав и исправительные санкции, которые установлены гражданским и административным законодательством.

Учитывая то обстоятельство, что законодатель предоставляет суду достаточно четкие критерии применения тех или иных видов наказаний, испанскую систему наказаний, не связанных с лишением свободы, можно признать в качестве одной из самых структурированных в Европе.

Особое применение нашли т. н. «альтернативные наказания» в англо-американской правовой системе, при этом показательным здесь является опыт правового регулирования в США. Именно в США зародились в 70-х годах 20 столетия в рамках специальных государственных программ «исправительные сообщества», вначале в качестве локальных экспериментов с незначительной государственной финансовой поддержкой. В настоящее время такие программы альтернативного наказания получили в США всеобщее признание. При этом предусматривается две формы альтернативного наказания: полная замена лишения свободы альтернативным видом наказания и частичная замена определенного срока таким наказанием. Существуют многочисленные формы альтернативного наказания:[35])

1) круглосуточное пребывание в специальных помещениях (своеобразная форма общежития) под постоянным надзором специальных сотрудников пробации;

2) принудительное лечение (госпитальное или амбулаторное) от алкогольной и наркотической зависимости;

3) домашний арест;

4) «интенсивная пробация», когда осужденный выполняет определенную деятельность под надзором сотрудников пробации;

5) обязательное посещение специальных центров ежедневного отчета;

6) участие в обязательных образовательных программах;

7) помещение в дисциплинарный лагерь с жесткой дисциплиной и специальными тренинговыми программами;

8) штраф;

9) некоторые другие.

Особое положение занимает среди указанных «альтернативных наказаний» т. н. «пробация». Хотя, нельзя здесь не сослаться на мнение Козочкина И. Д., согласно которому «пробация – это не наказание, т. к. в решении суда оно (которое могло быть тюремное заключение) даже не указывается»[36]).

Пробация имеет достаточно давнюю историю развития с момента своего возникновения в США в 1878 г. в г. Бостон. К середине 20 столетия пробация распространилась на большую часть территории США. Общепринятым является невозможность распространения пробации на тяжкие преступления. Апробация сопровождается необходимостью соблюдения соответствующих условий: участие в общественных работах, ограничение в посещении определенных мест; требование участия в обучении и/или лечении; требование воздержания от употребления алкоголя; запрет обладания оружием; необходимость регулярных встреч со служащими службы пробации и др. Пробация является объектом современной критики, согласно которой она не достигает основной своей цели – предоставление совершившему преступление лицу возможности исправления без применения жестких мер наказания. Вероятно, это связано – не в последнюю очередь – с распространенностью назначения пробации и недостатком соответствующим образом подготовленного персонала служб пробации.

При этом и в США, и в Великобритании штраф признается одним из основных – наряду с лишением свободы – видом наказания. Такое же положение существует и в английском праве. Следует здесь отметить, что в английском праве не существует градации наказаний на основные и дополнительные, здесь судья наделен самыми широкими полномочиями (за исключением убийства, за которое полагается пожизненное лишение свободы). Размер штрафа по общему праву (common law) ограничивается лишь указаниями, содержащимися в Великой Хартии Вольностей, о том, что «наказания не должны быть чрезмерными», и в Билле о правах, запрещающем применение «наказаний чрезмерных, жестоких или необычных», т. е. практически неограничен; в нормах статусного права (statute law) иногда определяется максимальный размер штрафа. Конечно, между отдельными странами, входящими в одну правовую семью, можно выявить определенные отличия. Так, например, различия между правом США и Великобритании в области назначения штрафа прослеживается уже в том, что штраф в Великобритании имеет достаточное количество ограничений в процессе своего назначения (так, например, он не может быть назначен одновременно с пробацией, что, однако, может иметь место в США).

Как это не может показаться странным, но телесные наказания сохранялись в правовых источниках многих современных государств вплоть до середины XX столетия. Примером может служить Великобритания, где телесные наказания (порка розгами) были отменены лишь в 1948 г. До 1967 г, как отмечают Крылова Н. Е. и Серебренникова А. В., они сохранялись в качестве дисциплинарной меры воздействия в местах лишения свободы[37]).

Как показывает сравнительное исследование правовых систем Германии, Франции, Великобритании и США, Испании, Китая, Японии и других стран, среди наказаний, не связанных с лишением свободы доминирует штраф, который, в свою очередь, имеет достаточно сложную структуру в романо-германской правовой системе.

Во всех правовых системах наряду с собственно наказанием широко представлены и т. н. меры безопасности, имеющие общей целью ресоциализацию преступника, представляемую собой механизм перевоспитания и «возврат» совершивших правонарушение лиц в общую систему нормальных общественных отношений. Англо-американское право отличается наиболее широким кругом дополнительных наказаний, которые предоставляют судье достаточное количество средств воздействия на преступника.

С позиции значения для российского права в области назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, важным может оказаться опыт стран романо-германской правовой семьи в части штрафа как наказания, тогда как интересным и значительным становится опыт стран англо-американского права в связи с назначением иных видов наказаний, не связанных с лишением свободы: пробация, лишение различного рода прав, общественные работы и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 3097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.