Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование поисковых машин, каталогов и баз знаний




Этап 1. Формулировка и уточнение информационного запроса

Этап формулировки и уточнения запроса традиционно играет ведущую роль. От того, насколько верно сформулирован запрос, будет зависеть выбор информационных ресурсов и результат поиска. На данном этапе целесообразно сделать следующие шаги:

ШАГ 1. Формирование представления об искомой информации.

Для того чтобы получить это представление, обладателю информационной потребности необходимо как можно более точно выразить ее на естественном языке.

ШАГ 2. Определение типа информационной потребности.

Даже достаточно грубое представление о типе информационной потребности позволяет уточнить обуславливаемые ею требования, которые следует учитывать при поиске. Традиционно различают два типа информационных потребностей:

- границы информационной потребности четко определены. Например: «Какие учебные курсы делового английского были опубликованы в России в 2001 г.?», «Автомобили каких марок выпускались в России в 1966 г.?». В данном случае наилучшей информацией признается та, которая наиболее полно и точно описывает конкретную информационную потребность данного потребителя и позволяет получить точный ответ;

- границы определены нечетко, а также с течением времени могут изменяться. Например: «Методики преподавания делового английского», «Изучение информационных потребностей». В данной ситуации потребитель будет ощущать комфорт при возможности самому разбираться в информации.

Еще раз напомним, что процессы информационного поиска, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности разных типов, в целом отличаются друг от друга, поэтому существуют разные виды информационного поиска. Об информационном поиске, удовлетворяющем информационные потребности первого типа, говорят как о фактографическом. Об информационном поиске, удовлетворяющем потребности второго типа, – как о документальном. Однако часто, чтобы найти некоторые факты в Интернете, необходимо сначала провести поиск документов (веб-страниц), содержащих эти факты. В этом случае можно говорить о документально-фактографическом поиске.

Каталоги сайтов (справочники)

Каталог сайтов или справочник (Web-directory, синонимы: Директория, Каталог, Рубрикатор) - систематизированный перечень Интернет-ресурсов, имеющий иерархическую структуру и, фактически, представляющий собой систематический каталог Интернет-ресурсов. Это список адресов сайтов, сгруппированных по темам и снабжённых краткими описаниями. Объектом описания являются в большинстве случаев целые сайты или их большие разделы. Описания ресурсов включают название сайта, его адрес (URL) и аннотацию. Работа по классификации и аннотированию ресурсов производится вручную редакторами разделов. Каталоги делятся на универсальные и специализированные (отраслевые), а также на глобальные и национальные (региональные). С помощью справочников выполняется поиск ресурсов (сайтов), определенной тематики путем перехода от более общих его разделов, к более частным. Пример глобального справочника универсального характера: Yahoo!.

Как устроены каталоги. Информация о сайтах сгруппирована в каталогах по разделам. Каждый раздел имеет несколько подразделов. Кроме основных разделов многие каталоги имеют дополнительные, в которых сайты классифицированы по регионам, странам, сектору экономики. Внутри разделов сайты отсортированы по алфавиту. Встречается сортировка по посещаемости, дате создания, рейтингу, экспертной оценке. К названиям сайта прилагаются краткие описания, написанные редакторами.

К наиболее значительным справочникам всемирного масштаба относятся Yahoo! (www.yahoo.com), Open Directory (dmoz.org), About (www.about.com). Среди российских разработок в этой области значатся Апорт (www.aport.ru). Среди белорусских -- http://www.akavita.by/, http://www.all.by/, http://www.br.by/, http://catalog.tut.by/, http://www.poisk.com/ каталог + поиск по белорусскому интернету и др.

Главной отличительной особенностью справочников является то, что все они сделаны вручную. Редакционные коллегии каждого из справочников, которые по характеру труда более всего напоминают отделы каталогизации и систематизации крупных библиотек, регулярно просматривают содержимое вновь появившихся серверов и следят за изменениями на уже существующих. Выявленные данные анализируются и заносятся в разделы справочника в соответствии с принятой классификацией. Описание сервера в целом или его раздела, если он представляется вполне самостоятельным блоком, снабжаются краткой аннотацией, содержащей самые общие сведения о характере имеющейся информации. В некоторых случаях добавляются сведения о языке документов, посещаемости ресурса, его физическом месторасположении и т.п. Естественно, что подобным образом можно описать лишь часть ресурсов Сети, да и то только весьма крупные объекты, такие, как, например, сервера организаций и учреждений. По причине огромной трудоемкости такой работы, справочники отражают лишь незначительную часть ресурсов Сети, в первую очередь наиболее заметные сайты.

Основными параметрами, характеризующими достоинства справочников являются: объем; оперативность отражения новых или изменившихся ресурсов; логичность и последовательность иерархической схемы классификации; перекрестность структуры.

Объемом справочника определяется степень его надежности или "информационная прочность". От этого зависит уровень доверия, который пользователи питают к конкретному каталогу. Так как материалы в Интернет появляются, изменяются, а порой и бесследно исчезают ежедневно, важно то, насколько оперативно появляются ссылки на новые сайты и исправляются или удаляются ссылки на устаревшие ресурсы. В некоторых системах существует специальный механизм, периодически проверяющий доступность сайта и исключающий его из перечня при долгом "отсутствии" в Сети. Логичностью (научностью) применяемой схемы классификации определяется степень простоты, с которой пользователи могут находить требуемые сведения. Система же перекрестных ссылок позволяет выявлять информацию, используя разные подходы (например, территориальный или отраслевой). В этом случае схема классификации должна автоматически выводить пользователя на искомый объект, какой бы путь поиска не был выбран.

Возможности составления запроса для этого вида поисковых средств особой роли не играют, так как сложные разыскания, требующие большой детализации запроса, с помощью каталогов не проводятся.

Справочники предназначены для решения трех типов задач:

1) ориентация в незнакомой отрасли знания;

2) разыскание крупных объектов, каковыми являются, к примеру, серверы целых организаций или значительных проектов;

3) получение готового перечня ресурсов, имеющих размытый поисковый образ, например, клиник пластической хирургии, библиотек определенного типа, транспортных расписаний или сайтов различных политических партий.

Следует помнить, что, обращаясь к справочникам, мы изначально можем рассчитывать на получение лишь очень общих сведений по тематике, и никогда - детальных данных.

Yahoo! (http://www.yahoo.com)

Yahoo! является одним из самых первых, надежных и авторитетных справочников Всемирной паутины. У каталога два основных достоинства: - внушительный объем (на сегодня отражено порядка 2 миллионов сайтов в более чем 25 тысячах категорий) и научность и логичность используемой схемы классификации. За счет этого в справочнике объективно отражаются все отрасли знания без каких либо приоритетов. Эти достоинства на протяжении всей второй половины 1990 годов позволяли Yahoo! оставаться незаменимым инструментом для первоначального ознакомления с информационным наполнением в Интернет по любой области деятельности.

Интерфейс справочника Yahoo. Сегодня его нелегко разглядеть среди множества других сервисов, предоставляемых компанией.

Основной ряд Yahoo! включает 14 категорий, в числе которых: БИЗНЕС И ЭКОНОМИКА, КОМПЬЮТЕРЫ И ИНТЕРНЕТ, НОВОСТИ И СМИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ИСКУССТВО И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПОЛИТИКА, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ и т.д. Использование Yahoo!, как и любых других справочников, наиболее эффективно для ознакомления с наполнением Интернет по различным областям деятельности, при размытости критериев поиска - когда неизвестно по каким ключевым словам осуществлять поиск. Разыскание осуществляется путем последовательного просмотра категорий: шаг за шагом, разворачивая пункты меню, построенные в иерархическом порядке, можно знакомиться с полным перечнем ресурсов, постепенно сужая и конкретизируя тему. Так, от самого общего раздела СПРАВОЧНЫЕ РЕСУРСЫ (REFERENCES) можно дойти до web-сервера конкретной библиотеки, миновав по пути разделы БИБЛИОТЕКИ, БИБЛИОТЕКИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТРАНЫ, БИБЛИОТЕКИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ТИПА. На каждой ступени иерархии после названий разделов в скобках указывается число отраженных в них ресурсов. При большом количестве объектов в одном разделе пользователям предлагается выбрать первую букву названия сайта (например, названия университета или фамилии популярного исполнителя).

Учитывая гигантскую популярность и, следовательно, посещаемость Yahoo!, в последние несколько лет его владельцы уделяют все большее внимание побочным сервисам, среди которых электронные магазины, аукционы, службы новостей, агентства путешествий и т.п. Собственно справочник занимает все более и более скромное место в интерфейсе титульной страницы сервера. Кроме того, с марта 2004 года за включение сайта в справочник взимается не только разовая, но и ежегодная абонентская плата - 300 долларов. Это не только затрудняет включение в Yahoo! новых сайтов мелкого бизнеса, но и приводит к исключению из каталога сайтов, не уплативших ежегодный взнос. Естественным следствием этого является то, что содержание справочника постепенно все менее соответствует реальному наполнению Интернет. Эксплуатация известной торговой марки без поддержания высокого качественного уровня основного продукта уже обернулась снижением авторитета Yahoo! как ведущего справочника, и если в ближайшее время в этой области не будут предприняты кардинальные шаги, его популярность будет снижаться, несмотря на громкое имя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.