Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика. Экспериментальная гипотеза




Экспериментальная гипотеза

Эксперимент 2: МЫСЛЕННАЯ ОТРАБОТКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Мы вновь поднимаемся в воздух! Вспомните тренажер, о которое мы рассказывали в предыдущей главе, в эксперименте с ночными посадками самолета. Такие тренажеры очень дороги. Экспериментальный психолог Дирк Пратер (1973) из Академии воздушных сил попытался найти более дешевый способ для обучения начинающих пилотов. Он имел дело с самолетом Т-37. А научить курсантов сажать такой самолет без тренажера, да еще за короткий срок практически невозможно — не хватит ни самолетов, ни инструкторов. И вот при изучении литературы по формированию навыков у Пратера возникла идея о самом дешевом тренажере—тренировке мысленной. На самом деле, большинство предшествующих исследователей отмечали высокую эффективность мысленной тренировки для совершенствования таких двигательных навыков, как, например, игра в волейбол или точное выполнение штрафных бросков в баскетболе.

Что понимает Пратер под мысленной тренировкой? Процитируем его: “Мысленная тренировка имеет место тогда, когда субъект пытается ясно представить в уме те конкретные двигательные операции, из которых состоит навык” (Пратер, 1973, с. 353). Ключевая идея здесь — умственное воображение. Пратер решил провести эксперимент и посмотреть, поможет ли курсантам созданная им программа мысленной тренировки. Подобно Гейтвуду и Перлоффу, он хотел распространить свои результаты на всю популяцию, представителями которой и были испытуемые в его эксперименте. Правда, это не столь обширная популяция: покупателей гораздо больше, чем курсантов летных школ.

Экспериментальная гипотеза состояла в том, что при дополнении обычных тренировочных программ специальной мысленной тренировкой у курсантов улучшится навык по выполнению посадки самолета Т-37.

Испытуемые. “Испытуемые были случайно отобраны среди курсантов, проходящих обучение по тренировочной программе “Т-37” на воздушной базе в Уильямсе. В экспериментальную группу вошли 13 человек. Еще 10 человек отобрали для контрольной группы (также случайным образом). Все курсанты были не очень опытны: 20 часов тренировок на самолете Т-41 и 4 часа— на Т-37” (Пратер, 1973, с. 353).

Экспериментальные условия. Сначала опишем условие Б, предложенное испытуемым “контрольной группы”. Это были обычные тренировки, в которых и раньше участвовали обе группы испытуемых, т. е. почти ничего (кроме, пожалуй, времени полетов) не изменялось.

Условием А для испытуемых экспериментальной группы была дополнительная программа специальных мысленных тренировок. Четыре раза за период обучения приземлению испытуемые помещались в макете кабины самолета Т-37. Макет состоял из подвижных рычагов управления и контрольной рукоятки. Через наушники испытуемым подавалась специальная магнитная запись. На ней рассказывалось о выполнении всех необходимых операций, сначала очень подробно, позднее—в самых общих чертах, т. е. “подсказки” постепенно убирались. “Испытуемых экспериментальной группы просили как можно более отчетливо представлять себе ситуацию посадки и выполнять те же действия, что и в реальном полете, вплоть до движения глаз” (Пратер, 1973, с. 354).

Процедура. Испытуемым экспериментальной группы (условие А) предлагали осуществлять мысленную отработку после четвертого, пятого, шестого и седьмого взлетов. Каждая такая серия продолжалась примерно 11—15 минут. Испытуемые контрольной группы (условие Б) выполняли в течение этого периода времени обычные тренировки (Пратер, 1973, с. 354).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.