Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мастера Жостова




Возникновение жостовского промысла связывают с предпринимательской деятельностью купцов Вишняковых, уроженцев деревни Жостово Московской области. В 1825 году была организована мастерская по выпуску лакированных изделий из папье-маше с миниатюрной росписью. Кроме шкатулок, портсигаров и табакерок, стали выпускать железные лакированные подносы с сюжетной и цветочной росписью. На жостовских подносах ХIХ века встречались пейзажи, птицы, жанровые сюжеты, цветы. Сегодня цветы вытеснили все остальные сюжеты.

В конце ХIХ века мастера Жостова произвели сенсацию на Парижской Всемирной выставке.

Производство изделий из папье-маше заглохло в 1910 году. В 1924 году организовали «Жостовскую трудовую артель», в других сёлах тоже похожие артели. Они были объединены в 1928 году в артель «Металлоподнос» (ныне Жостовская фабрика декоративной росписи). В 30-е годы попробовали перенести с холста на подносы картины знаменитых художников и увидели, что картина – не поднос, а народный промысел – совсем иной вид искусства.

Мастер не пользуется ни эскизами, ни образцами. Цветы на подносе – это некий образ прекрасного. Художник сочиняет прямо на подносе – «думает кистью». Это живопись – импровизация, которая в русских промыслах бытует издревле. В изображении букета безупречная композиция, соразмерность декоративной росписи форме подноса. Крупные цветы в центре букета, вокруг более мелкие. Все цветы узнаваемы, но есть и придуманные. Самый любимый художниками цветок – роза. Листья вообще «беспородны» - просто листья.

Изготовление подносов

Листы железа «кроятся» на заготовки нужного размера и формы: прямоугольные, круглые, овальные, «крылатые» (с волнистыми краями). При помощи пресса выдавливают рабочее поле подноса. Заготовленный поднос «бортуется», то есть его края загибаются в валик с закладкой проволоки. Формы подносов разнообразны, известно 30 форм. Уникальные подносы создаются вручную специалистами-кузнецами по давней кустарной традиции.

Подготовка под роспись. Мастер – грунтовщик промазывает поднос с двух сторон замазкой в два слоя с просушкой и шлифовкой каждого слоя, затем покрывает двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. Шлифуют вручную. Загрунтованный поднос окрашивается чёрной краской и покрывается двумя слоями чёрного масляного лака.

Техника росписи. В руки живописцев поднос попадает с идеально ровной, слегка матовой поверхностью. У жостовских мастеров довольно трудоёмкая технология живописи, она делится на 6 этапов (замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка).

Жостовскую живопись называют лессировочным письмом, потому, что она делается в несколько приёмов, многослойно. Эти слои наносятся жидкими прозрачными красками. Мастера работают масляными красками мягкими беличьими кистями. Краску разбавляют льняным маслом и скипидаром. Краски разводят и смешивают на мраморной плите – палитре при помощи шпателя или мастихина.

Замалёвок наносят широкой кистью, обобщенно набрасывают силуэт композиции. После просушки в специальных шкафах поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают художнику.

Второй этап росписи – тенёжка. Это прописка затенённых мест.

Третий этап – прокладка. Высветляются выступающие части букета теми же красками, но более плотными из-за добавленных в них белил.

Бликовка – четвёртый момент росписи. Блики выполняют белилами на цветах и листьях, подчёркивая их объёмы. Белильную бликовку очень ценят, потому, что в местной росписи она – сама жизнь: «Пожелтели блики на цветах – увяла живопись».

Чертёжка – прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, пестиков и тычинок.

Привязка – в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор, стебельки, усики. Мастер смягчает переход от росписи к фону. Привязкой можно слишком увлечься, как говорят мастера, «замусорить травкой».

Почти после каждой операции подносы сушат, при этом температура и время меняется.

Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок», «Ветка с угла».

Борта подносов украшаются ажурным орнаментом, он бывает довольно затейливым и должен сочетаться с характером росписи подноса. Уборки – орнаменты на бортах подносов могут делать по липкому слою лака золотистой бронзовой краской. Орнамент можно выполнить и светлым лаком с последующей присыпкой его бронзовым порошком. Уборки обычно пишут мастерицы – орнаментальщицы (уборочницы), но иногда это делает и сам художник, расписывающий поднос. Бывает, что вместо уборок применяют отводки – цветные или золотистые линии, бегущие вдоль бортиков.

Помимо излюбленных чёрных фонов привычны в Жостове и цветные: зелёные и синие, красные и золотые, белые и под «слоновую кость».

Два основных принципа декоративной росписи подноса: сложный многоцветный букет и композиция орнаментального характера. При создании подноса с орнаментальной росписью используют поталь, перламутр, сусальное золото, металлические порошки серебряного и золотого цвета. Иногда порошком присыпают не весь поднос, а отдельные части будущей росписи, или подкладывают под них листочки потали или перламутровые пластины. Краски на них мерцают, светятся. Перламутровая инкрустация пришла в Жостово из Федоскина – расположенного неподалёку старинного центра русского лакового дела.

Отделка. Когда роспись закончена – поднос покрывается 3 слоями светлого масляного лака с просушкой и шлифовкой каждого слоя. Полировка подноса производится специальной полировочной пастой мягким сукном. Наводка зеркального блеска создаётся ладонями рук тончайшим порошком мела с вазелином.

Будущие художники – жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.