Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Промыслы по изготовлению игрушек




Сказочный мир народной игрушки особенно близок детям. Изготовление игрушек сначала не выделялось в самостоятельный промысел, а шло рядом с гончарным ремеслом. Мужчины занимались гончарством, а женщины делали игрушки. Лишь в некоторых местах игрушка обособилась в самостоятельную отрасль гончарства. Игрушки из одного места не похожи на игрушки из другого. Всюду делаются на свой фасон и украшаются по-разному.

 

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

 

Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими народными игрушками благодаря её белоснежному фону. Эту игрушку делают в пригородной слободе Дымково города Вятки. Оттого и называют её то дымковской, то вятской.

Ранним игрушкам свойственны обобщённые, даже несколько архаичные формы. Делали свистульки и изображения животных. Потом появились сказочные сюжеты, фигуры барынь и кормилиц. Из фигурок составлялись жанровые сценки. Дамы и кавалеры прогуливаются парами, няньки гуляют с детьми, охотник с собакой возвращается с добычей. У фигур в движении появляются ножки-столбики, для устойчивости их ставят на круглые подставки.

К концу ХIХ века дымковская игрушка была постепенно вытеснена дешёвой гипсовой скульптурой. В начале 30-х годов ХХ века энтузиаст, местный художник Алексей Деньшин поддержал последнюю, ещё работавшую мастерицу Анну Мезрину и добился поддержки.

Мастерицы лепят игрушки из красной местной глины, сушат, обжигают. Потом белят их мелом, разведённом на молоке, и раскрашивают красками на яйце (как в русской иконописи).

Характерная для дымковской игрушки праздничность и нарядность достигается за счёт росписи. Основу росписи составляет простейший геометрический орнамент, состоящий из кругов, овалов, прямых и волнистых линий. Декоративность игрушки подчёркивается белым фоном. Гамма росписи яркая, открытая. Она построена на контрасте цветов: синего и жёлтого, малинового и зелёного, чёрного и белого. Используются также голубой, розовый, коричневый и другие цвета. Игрушки украшают листочками сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка перестала быть только детской забавой. Она является прекрасной декоративной скульптурой, легко вписывается в современный интерьер, а также является частицей живого народного искусства.

 

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

 

Деревня Филимоново находится в тульской области. В облике деревни признаки гончарного промысла: кирпичные дома, крытые черепицей. Гончары здесь жили всегда, а по местному преданию, и основателем деревни во времена Ивана Грозного был гончар Филимон.

Мужчины изготовляли глиняную посуду, а женщины лепили игрушки. Для игрушек глину «синику» копают в оврагах за деревней. Называют её так потому, что в сыром виде она действительно отливает синевой. Лепили игрушки из целого куска глины, в отличие от дымковских, которые выполнялись по частям. Делают из куска глины жгут и из него «вытягивают» задуманную форму. Почти все игрушки одновременно и свистульки. Свистульки лепят так, как хозяйки делают пельмени. Глиняный шарик раскатывают в лепёшку, складывают пополам, и птичья основа свистульки готова. По формам игрушки Филимонова сильно обобщены. Игрушки с удлинёнными пропорциями из-за свойства местной глины давать быструю усадку при сушке и образовывать трещины. Их дополнительно заглаживают, поэтому игрушки приобретают удлинённые формы. Фигурки прочно стоят на коротких ножках. Игрушки делали дома и обжигали в своих горнах, сохранившихся от дедов – гончаров. Старые образцы игрушек небольшие по размерам, их масштаб соразмерен человеческой ладони. Фигурки стоят подбоченясь, с птицами-свистульками под мышкой. Всадники обхватывают короткими ручками и ножками длинные шеи коней.

Расписывать игрушки стали только с тех пор, как появились фабричные анилиновые красители. Краску берут в виде порошка, растворяя её на яйце. Игрушки не белили, так как местная глина после обжига становилась белой или светло-розовой. Часто перед росписью игрушки красят жёлтой краской, они становятся более нарядными.

Роспись яркая, в два цвета поперечными узкими полосками по всему тулову фигурок. По полосатой раскраске и узнают филимоновские игрушки. Морду и рога зверей сплошь покрывают краской. У женских фигурок самые нарядные – юбка и фартук с ярким орнаментом. Кофта и шляпка закрашивались краской, чаще всего зелёной и малиновой. Роспись проста: полоски, крестики, точки, круги, ёлочки, волнистые линии. Шапочки и шляпы часто украшены куриными перьями.

 

АБАШЕВСКИЕ СВИСТУЛЬКИ

 

Старинное село Абашево расположено в Пензенской области. Там делали посуду не только для себя, но и на продажу. В Абашеве игрушечным промыслом занимались мужчины.

В старину люди считали, что свист ветер призывает, а тот дождь с собой несёт. Дождь будет – урожай будет. Свистульку бородатого сеятеля, что засевает поле, горстями разбрасывая зерно из лукошка, называют «севец».

Приёмы обработки глины сохранились с давних времён. Глину долго мнут, пока она не станет совсем мягкой. Затем делают заготовки, катают дупли. Дупли – это деревянные палочки, утолщённые с одной стороны, похожие на кегли. На них накатывают глину. Снимают палочку, полую трубку изгибают под углом, замыкают пустоту внутри. Проделывают дырочки, чтобы получился свисток. Изделию придают вид какого-нибудь животного. Украшают оборками, кружочками, полосками, насечками. Изделия сначала сушат, а потом обжигают в горне или просто в русской печи. После обжига свистулька становится слегка розоватой.

Раньше абашевцы окрашивали свои изделия луковым взваром, отчего они становились золотисто-коричневыми. Золотили квадратиками сусального золота. Теперь окрашивают свистульки масляной краской, золотят бронзовым порошком, разведённым на лаке. Прежде всего золотят рога, оборки и ожерелья, на ножках животных делают золотые копытца. Та часть свистульки, которую берут в рот, не окрашена и имеет естественный розоватый цвет обожжённой глины.

Каких только свистулек не придумывают. Это - «петух-разбойник», курица, баран, лев, олень, утка, собака. Шерсть барана, льва, оперение птицы – каплевидные мазки глины. Тех же баранов, козлов, петухов делают и на сосудах. Например, «кувшин – петух», «чайник – баран». Посуду делают на гончарном круге, приклеивая шликером вылепленные вручную детали.. После просушки изделие два раза обжигают. После первого обжига остывший сосуд окунают в глазурь. Для коричневого цвета в глазурь добавляют окись марганца. Зелёный цвет даёт окись меди. Глазурь придаёт черепку большую плотность, он не пропускает воду.

 

КАРГАПРОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Город Каргополь Архангельской области не менее самобытный центр производства глиняной игрушки. Богатые залежи глины способствовали развитию гончарного производства с ХIХ века. Наряду с посудой делали и игрушки, которые продавали на ярмарках. Изготовлением игрушек занимались те же гончары, которые делали и посуду. Фигурки людей и животных приземисты, тяжеловесны, у них короткие ноги, толстая короткая шея, крупная голова. Они грубоваты и неуклюжи, но устойчивы и монолитны. Так же как и филимоновскую, каргапольскую игрушку лепят из целого куска глины, а дополнительные детали – отдельно, соединяя их с фигурой жидкой глиной. Небольшой заострённой палочкой делают глаза, рот, пасть зверя. Готовые изделия сушили две недели и обжигали в русской печи. Сейчас игрушки обжигают в электропечах.

Роспись размашистая с крупным орнаментом из полос, чёрточек, точек. Роспись по белому фону красной, синей, чёрной краской. Фигурки небольших размеров, есть и жанровые игрушки или быт простого народа: «кузнец – гармонист», дровосек, нянька с ребёнком. Кроме жанровых сцен есть фантастические образы. Архаика форм, статичность и суровый облик роднят эти фигурки с языческими божествами. «Полкан» - кентавр – полуконь, получеловек. Каргапольские игрушки узнаваемы. Того же Полкана нет больше нигде.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.