Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изделия из дерева




Виды обработки дерева.

1.Геометрическая резьба – это комбинирование простейших форм: кругов, треугольников, полосок. Эта резьба – одна из самых древних. В язычестве сочетание геометрических фигур имели свой магический смысл и символику. Со временем смысловые значения забылись.

2.Контурная резьба – в её основе лежит тонкая, чуть углублённая линия (например, прялки).

3.Плоскорельефная резьба. Рисунок резьбы обычно растительного характера. Углубляется немного фон, а сам рисунок остаётся на одном уровне с доской.

4.Прорезная резьба выполняется тонкой пилкой – лобзиком. Фронтоны домов, наличники окон, входы, перила украшает прорезная (ажурная) резьба.

5.Глухая рельефная резьба – с глухим, непрорезанным фоном и высоким рельефом узора. Она применяется в отделке мебели, при оформлении фронтонов деревянных домов, дверей, ставен, ворот. Рельефная резьба считается трудоёмкой. В оформлении архитектурных сооружений часто вместо настоящей глухой резьбы с фоном применяется накладная ажурная резьба. Детали этой резьбы вырезаются отдельно, а затем крепятся в нужных местах.

6.Скульптурная (объёмная) резьба. Мастера вырезали чаши, ковши, которые украшали резными объёмными головами коней и птиц. Края посуды обрамляли резные узоры.

В старину корабли строили из дерева. Основание регулярного флота России относится к эпохе Петра I. За 25 лет царствования Петра I было построено 150 кораблей, 360 галер, основано 30 верфей. Скульптурные композиции на кораблях должны были поддерживать патриотический дух моряков, выражать гордость русских людей за свою страну, символизировать мощь, силу, храбрость российских моряков. Такую резьбу по дереву стали называть корабельной (домовой). Но с заменой деревянных корпусов кораблей металлическими, с развитием техники в ХIХ веке мастера перенесли своё искусство на берег для украшения деревянных домов. Появляются изображения русалок – «берегинь», львов с человеческими лицами. Такая резьба имеет свободный характер.

Птица счастья

В северных сёлах важную роль играла сделанная из светлого золотистого дерева, а иногда и с раскрашенным пёстрым хвостом, птица с веерообразными крыльями и хвостом, почти смыкающимися в круг. Солнечная птица освящала и охраняла ритуальную часть крестьянского жилища, красный угол с обеденным столом, где ежедневно семья собиралась на трапезу, где проводились семейные советы. Птица была подвешена на прочной нити.

Секрет изготовления кроется в знании свойств материала. Древесина хвойных пород при распаривании становится гибкой и неломкой, а высохнув, сохраняет приданную ей форму. Расщепив по годичным слоям фигурно обработанные сосновые чурочки, мастер разворачивал тончайшие планки веером, создавая из них лёгкую узорную поверхность. В наше время такая птица счастья стала частью декоративного оформления интерьера.

 

ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ

Русские мастера правильно понимали назначение детской игрушки – забавлять ребёнка и в то же время познавать мир. Героями русской деревянной игрушки становились главные в жизни народа образы – конь, пахарь, кузнец, женщина-хозяйка. Играя такими игрушками, дети включались во взрослую жизнь, производя простейшие житейские ситуации, осваивали стереотипы поведения. В русской деревянной игрушке, на первый взгляд просто забавной и яркой, отражены моральные и этические ценности народа. Вместе с тем народные игрушки – подлинные произведения искусства.

Многие игрушки рождались из древних ритуальных фигурок людей и животных. Утратив со временем свою обрядовую функцию, они стали предметом игры. Хотя подлинные обрядовые предметы никогда не применялись в играх.

Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно это касалось игрушек гремящих, шумящих. Именно поэтому среди глиняных игрушек больше всего свистулек, которые своим звучанием отгоняли от ребёнка все болезни и напасти. То же касалось игрушек – шаркунов из бересты, наполненных сухим горохом, глиняных «погремух». Эти звучащие игрушки стали прообразом современных погремушек.

Язык знаков и символов присущ народной игрушке, как и всему народному искусству.

Дерево более сложный материал, чем глина. Мальчиков обучали работе с инструментом уже с 5 – 8 лет. Девочки и женщины шкурили, расписывали игрушки, покрывали лаком.

Особенно были распространены среди плотницких игрушек коники. Их делали в районе Поволжья. Традицию коников продолжили современные городецкие каталки и качалки коней с яркой росписью.

Крупным центром производства игрушек в дореволюционной России был Сергиев Посад. Их работы отличает остроумие, им не свойственны фантастические образы, это реалистические персонажи: барыни, гусары, крестьяне. Под воздействием Сергиева Посада производство резных игрушек возникло в соседнем селе Богородское. Постепенно здесь сформировались свои художественные традиции, возник самостоятельный промысел. Богородская резьба – изготовление из дерева скульптур малых форм и игрушек является разновидностью скульптурной резьбы.

Богородские мастера выработали приём резьбы скульптуры из так называемой «горбушки» - четвёртой части круглого деревянного полена, разрубленного топором на 4 части. Из такой заготовки отходов минимальное количество. Обычно богородская скульптура вырезается из горбушки вместе с подставкой. Фигурки делали неокрашенными, что заставляло мастеров разнообразить их отделку порезками, которыми изображали складки одежды, рисунок перьев птиц. Появляются жанровые сценки из сельской жизни и народных сказок.

Богородские мастера изобрели много игрушек с движением на параллельных планках, на вращающихся основаниях, на планках – разводах, игрушки – «дергунки», собранные на прочных нитках и шнурках, игрушки – «трясучки», у которых головы укреплены на спиральных проволочках.

Сейчас русская деревянная игрушка стала предметом коллекционирования, превратилась в своеобразный символ народного искусства.

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.