Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология как наука




Соотношение житейской, философской и научной психологии

В середине XIX века О.Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющиеся одна другую формы знания: 1) религиозное (житейское) - основанное на индивидуальном опыте, вере и убеждениях человека; 2) философское - основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозаключительное по своей сути; 3) научное знание, основанное на регистрации фактов в ходе целенаправленного наблюдения и эксперимента.

Различные формы знания существуют и развиваются параллельно. Психологическое знание человека о себе и других людях так же имеет названные три формы.

Житейская психология - это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни. В житейском опыте мы опираемся преимущественно на эмпирические обобщения, основанные на непосредственно наблюдаемых и переживаемых свойствах предметов или явлений. Носителями житейской психологии являются конкретные люди; каждый из нас в большей или меньшей степени - своего рода житейский психолог.

Философская психология - это психологические знания человека, основанные на стремлении понять природу многих психических явлений. Вопрос о сущности психических явлений является ключевым. Большинство психологов и философов придумывали концепции психики, создавали свои представления о личности, об особенностях ее развития. В рамках философской психологии создаются “модели” психики и ее отдельных подсистем, которые помогают интерпретировать различные элементы эмпирического и научного психологического знания.

Научная психология - это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психологии. Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты и пр. Знания в научной психологии объективны, в отличии от житейской, знания которой носят субъективный характер.

 

Наука -сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Истинность знания можно доказать только с помощью методов. Кроме того, термин “наука” относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение процессов или явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, формулы и др. Идеалом научного поиска считается открытие законов - теоретического объяснения действительности.

Необходимо отметить, что если какая-то область знаний о существующей реальности претендует на звание науки и таковой является, то она обязательно должна обладать характерными признаками науки:

- иметь свой объект (та часть объективной реальности, изучением которой она занимается);

- иметь свой предмет (та часть объекта, которая изучается конкретно этой наукой);

- иметь свои законы, закономерности, принципы, методы и методики;

- иметь свой категориальный аппарат: свои понятия, термины, выражения и пр.

Наука как система знаний (результат деятельности) характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как деятельность характеризуется методом. Метод отличает науку от прочих способов получения знаний (откровение, интуиция, вера, умозаключение и пр.) Изучая психологию, человек становится исследователем, поэтому он должен владеть не только системой научных психологических знаний, но и разнообразными методами психологии как науки. Эти методы пригодны не только для собственного научного исследования, но и для изучения и понимания себя и окружающих людей. Знание методического арсенала психологического исследования - важный компонент профессиональной подготовки квалифицированных кадров, от которого во многом зависит успешность решения профессиональных психолого-педагогических задач.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.