Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о методологии в психологии




Правила для проведения тестирования

· при подборе теста учитывать его социокультурное назначение (возраст и пол испытуемых, их культурный уровень, профессиональную направленность);

· прежде чем применять тест, исследователю необходимо попробовать его на себе;

· позаботиться о том, чтобы испытуемые поняли правила выполнения заданий теста;

· во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы испытуемые работали самостоятельно и не оказывали друг на друга никакого влияния;

· не следует как-либо менять инструкции, материалы, время, отведенное на тестирование по инструкции;

· нельзя делать никаких разъяснений или задавать наводящие вопросы, не предусмотренные процедурой теста;

· во время проведения тестирования исследователю запрещается высказывать свое отношение к обследуемому.

 

Литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб: Питер, 2000.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4 – е изд. – М.: Владос, 2003. – Кн. 1: Основы общей психологии.

4. Троицкая И.Ю. Экспериментальная психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое пособие. – Арзамас: АГПИ, 2002.

5. Экспериментальная психология: Практикум: Учеб. пособие для вузов /Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Глава 2. Методология научного исследования

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В качестве таких положений выступает методология.

Методология -это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.

Обычно различают три уровня методологии любой науки.

Общая методология обеспечивает наиболее точные представления об общих законах развития объективного мира, его своеобразии, о месте и роли тех явлений, которая изучает данная наука. В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира. Содержание этого подхода составляют научные представления: о первичности материи и вторичности сознания; о движущих силах развития объективной реальности; о психике как функции головного мозга и др.

Специальная методология, или методология конкретной науки, формулирует законы и закономерности развития и функционирования тех феноменов, которые исследуются данной наукой. В качестве специальной методологии в психологии выступают ее методологические принципы:

- принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность человека.

- принцип детерминизма, т.е. принцип причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей человека;

- принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе развития;

- принцип личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого человека своеобразно и неповторимо.

Частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет науки. Частной методологией психологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты и др.) и методики исследования конкретных психологических явлений.

 

Метод следует отличать от методики. В самом общем смысле под методами понимают широкий класс методик, обладающих родством технологического приема. Метод - это способ эмпирического изучения психологических фактов (эксперимент, тест и т.д.) Методика - частное проявление исследовательского метода, составляет специфику исследования, отвечает конкретной исследовательской цели. Как правило, методика имеет автора (опросник Айзенка по определению темперамента, например).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.