Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель диагностики и коррекции




УЧЕБНО_ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Е.В. Родина,

преподаватель Чебоксарского

экономико_технологического колледжа

Н аучно(методическая работа

процессов и состояний при помощи их реальных (фи(

зических) или идеальных объектов. Целью моделиро(

вания в данном случае будет являться приобретение

новых знаний об определенном педагогическом объекте

путем аналогии [2, с. 228].

Диагностическая и коррекционная деятельность

педагога в области учебно(исследовательской дея(

тельности студентов рассматривается нами с точки

зрения системного подхода. Опираясь на принципы

системного исследования (Н.В. Блауберг, ВН. Садов_

ский, Э.Г. Юдин), можно определить ее как целост(

ную, структурную и организованную систему, которая

подвергается управлению, не только функционирует,

но и развивается.

В ходе исследования нами разработана педагоги(

ческая модель системы диагностики и коррекции учеб(

но(исследовательской деятельности студентов колледжа.

Данная модель состоит из взаимосвязанных компо(

нентов (см. схему).

При составлении модели нельзя не учитывать тре(

бования заинтересованных сторон, составляющих со(

циальный заказ, в частности, государственную политику

в области среднего профессионального образования;

Госстандарт среднего профессионального образования;

требования работодателей.

Одной из системообразующих составляющих мо(

дели является ее цель – проектирование системы диа(

гностики и коррекции учебно(исследовательской

деятельности студентов колледжа. Реализация постав(

ленной цели предполагает решение определенных за_

дач. Задачами диагностической деятельности педагогов

колледжа являются:

❖выявление исходного уровня развития и перспек(

тив профессионализации личности студента в ка(

честве исходных параметров педагогического

прогнозирования;

❖ определение развивающего потенциала обучаю(

щей среды, выявление форм, методов и средств

диагностики использования учебно(исследова(

тельской деятельности в учебном процессе, поз(

воляющих спроектировать инновационную

педагогическую среду колледжа;

❖ проведение мониторинга педагогического про(

цесса с использованием учебно(исследовательской

деятельности;

❖ выявление благоприятных факторов и условий,

позволяющих выстроить динамику диагностики

деятельности педагогов профессиональных учеб(

ных заведений по использованию учебно(иссле(

довательской деятельности в учебном процессе;

❖оценка результативности диагностической и кор(

рекционной деятельности и определение перспек(

тив ее совершенствования;

❖коррекция использования учебно(исследователь(

ской деятельности в учебном процессе.

В основе диагностики и коррекции учебно(иссле(

довательской деятельности педагогами среднего про(

фессионального звена образования лежат принципы

системности, целостности, объективности, комплекс(

ности.

Так, принцип системности подразумевает, что в педа(

гогической модели, имеющей целостные характеристи(

ки, отдельно существуют элементы (единицы), свойства

и функции которых определяются их местом в рамках

целого. Немаловажное значение в построении и функ(

ционировании системы приобретает наличие связей (на(

пример, связи управления).

Специфическим способом регулирования функ(

ционирования системы является управление – «раз(

нообразные по формам и по "жесткости" способы связи

уровней, обеспечивающие нормальное функциони(

рование и развитие системы. Поскольку иерархичность

строения является специфическим признаком систем,

связи управления можно рассматривать как одно из

характерных выражений системообразующих связей»

[1, с. 23].

Наличие управленческих связей делает необходимым

при изучении некоторых систем определение их целей

и целесообразного характера функционирования. Од(

нако в связи с этим возникает проблема соотношения

этого функционирования и развития системы, а также

поиска соответствующих механизмов ее построения как

единой картины объекта.

Принцип целостности предполагает наличие опре(

деленных признаков у разрабатываемой нами модели

диагностики и коррекции учебно(исследовательской дея(

тельности студентов колледжа. Опираясь на исследова(

ния Н.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина [1, с. 29],

мы определили, что данная система представляет ком(

плекс взаимосвязанных элементов (схема), образует

единство со средой (в нашем случае – педагогическая сре(

да колледжа) и является элементом системы более вы(

сокого порядка.

Под принципом объективности мы понимаем макси(

мальную объективность всех этапов и уровней диагнос(

тической деятельности. При этом педагог не должен

предвзято относиться к исследуемым студентам или

выдвигать собственные необоснованные оценочные

суждения. Поэтому не менее важно для педагога осу(

ществлять самоконтроль своих симпатий и антипатий.

Существуют определенные правила адекватного отра(

жения диагностируемого объекта в соответствующих

терминах и величинах [2, с. 22]. Среди них: адекватное

отражение диагностируемого объекта в соответствующих

терминах и величинах; соответствие методик возрастным

и личностным особенностям испытуемых, научной

обоснованности применяемых методов и результатов

диагностики; сочетание качественных характеристик с

количественными, гибкость и стабильность в диагно(

стической деятельности, возможность перепроверки

данных. Предполагается, что педагог в процессе диагно(

стической деятельности должен фиксировать и поло(

жительные, и отрицательные для своего исследования

результаты.

Принцип комплексности процесса диагностики и кор(

рекции учебно(исследовательской деятельности педа(

гогами среднего профессионального звена образования

предполагает выдвижение нескольких задач диагности(

ческой деятельности, выделение из всего спектра свя(

зей изучаемого явления самых значительных. В процессе

44 СПО 6’2009

СПО 6’2009 Н аучно(методическая работа 45

Схема. Педагогическая модель системы диагностики и коррекции учебно(исследовательской деятельности

студентов колледжа

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ:

❖ государственная политика в области среднего

профессионального образования;

❖ Госстандарт среднего профессионального образования;

❖ требования работодателей

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ:

❖ диагностика готовности студентов к результативной

учебно(исследовательской деятельности;

❖ разработка личной траектории развития студентов в

процессе учебно(исследовательской деятельности;

❖ реализация учебного процесса с использованием

учебно(исследовательской деятельности;

❖ мониторинг качества профессиональной подготовки

студентов с использованием учебно(исследовательской

деятельности;

❖ коррекция результатов и выработка рекомендаций по

успешной адаптации к профессиональной

деятельности

ЗАДАЧИ:

❖ выявление исходного уровня развития и перспектив

профессионализации личности студента в качестве

исходных параметров педагогического

прогнозирования;

❖ определение развивающего потенциала обучающей

среды, выявление форм, методов и средств

диагностики использования учебно(исследовательской

деятельности в учебном процессе, позволяющих

спроектировать инновационную педагогическую

систему колледжа;

❖ проведение мониторинга педагогического процесса с

использованием учебно(исследовательской

деятельности;

❖ выявление благоприятных факторов и условий,

позволяющих выстроить динамику диагностики

деятельности педагогов профессиональных учебных

заведений по использованию учебно(

исследовательской деятельности в учебном процессе;

❖ осуществление оценки результативности

диагностической и коррекционной деятельности и

определение перспектив ее совершенствования;

❖ коррекция использования учебно(исследовательской

деятельности в учебном процессе

ПРИНЦИПЫ:

❖ системности;

❖ целостности;

❖ объективности;

❖ комплексности

ФУНКЦИИ:

❖ информационная;

❖ прогностическая;

❖ контрольно(корректировочная;

❖ оценочная;

❖ стимулирующая

РЕЗУЛЬТАТ:

сформированная система

педагогической диагностики

и коррекции учебно(

исследовательской

деятельности студентов

колледжа




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.