Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия 1 страница




(Статья: Докторов Б. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия "Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев ", 2000, №4, с 16-31)

Историко-методологическое введение

Время бежит стремительно. Многие из активно работающих социологов помнят, в каких жарких дискуссиях принималась советскими обществоведами идея использования математики в социологии, как трудно происходило освоение даже простейших приемов обработки первичной информации. Чуть позже некоторые социологи стали продумывать и создавать простейшие приборы, позволявшие снизить трудоемкость процедуры опроса, устранив из нее ряд рутинных операций. И по поводу этих устремлений высказывались пессимистические или, по крайней мере, иронические замечания. Начало перестройки и активизация практики опросов стимулировали проведение в ряде городов страны телефонных опросов, и снова возникали серьезные возражения. Тем не менее, в настоящее время российские социологи активно используют в своей работе компьютеры и современные статистические программы, а многие фирмы уже годами изучают мнения населения с помощью компьютерно-телефонных технологий опроса.

Но вот в России появляется Интернет, и он начинает осваиваться социологами сначала как "вещь в себе", потом как источник информации, и, наконец, в качестве новой опросной технологии. И опять, одновременно с попытками осторожного применения нового метода, выявлением его позитивных и негативных свойств, возникает критика сетевых (онлайновых, интерактивных) опросов. Критики отмечают следующие моменты: низкий уровень распространенности Интернета в России, невысокий уровень компьютерной культуры населения, плохое качество телефонных сетей, высокую стоимость телефонной связи, возможность взлома сети хакерами, правовую незащищенность информации и другое. Все это так.

Но не следует переоценивать вес этих очевидных аргументов при определении перспектив использования онлайновых опросов в стране. Смотреть надо шире, ибо выбор стратегии и определение тактических ходов в деле освоения российскими социологами и маркетологами web-пространства в значительной мере определяют их место и роль в стремительно меняющейся информационно-коммуникативной среде жизнедеятельности российского общества, а в известной мере и в культуре наступившего столетия Можно еще конкретнее: «Кому в ближайшие годы будет принадлежать ведущее положение в сфере проведения массовых опросов населения страны?». Тому, кто будет активнее в web-пространстве. При нынешнем развитии электронных технологий, это могут, прежде всего, оказаться не российские аналитические организации, а глобальные исследовательские структуры.

Заголовок статьи отражает наше понимание перспектив сетевых опросов. Уже через 10-15 лет преобладающей частью населения в США и ряда европейских и азиатских стран Интернет будет рассматриваться в высшей степени комфортной средой общения, а некоторые традиционные формы коммуникации - как тяжелые и потому мало привлекательные. В активную фазу жизни войдет поколение практически не умеющее писать от руки и рассматривающее телефон лишь как средство оперативной связи, а почту - как канал получения покупок, сделанных по Интернету. В этих условиях естественно допустить, что значительная часть опросов, политических, маркетинговых, затрагивающих локальную тематику,


ориентированных на специальные группы и т.д., будет осуществляться через web-сеть. Технические возможности для этого высоки: можно использовать тексты, трехмерные изображения, видео-сюжеты, электронную почту в режиме прямого диалога, телефонную связь.

Природа и процедурные решения web-опросов станут яснее, а отношение к ним более обоснованным, если понять, что новая опросная схема лишь отчасти нова, что она не родилась из ничего, а является логическим и технологическим продолжением всех (многих) начинаний и достижений опросной методологии. Чтобы в этом убедиться, следует рассмотреть процесс подготовки и проведения онлайнового опроса и попытаться понять, какие элементы этой измерительной цепи настолько уникальны, что не имеют аналога в уже десятилетиями апробированных опросных процедурах, а что является современной "копией" давно известного образца. Причем не будем останавливаться на анализе специфики фазы теоретической проработки предмета социологического исследования, формулирования гипотез и собственно выбора измеряемых показателей. Этот наиболее теоретический этап подготовки опроса в значительно большей степени определяет, регламентирует все процедурные и организационные решения, чем определяется, регламентируется ими. В силу своего статуса и феноменологии этот этап в своем содержании и структуре более инвариантен относительно применяемой технологии сбора данных, нежели все другие фазы измерительной процедуры.

По своей технологии и организации самый новый онлайновый опрос наиболее близок самой старой схеме массовых опросов - почтовому анкетированию, имеющему более чем столетнюю историю со "светлыми" и "темными" периодами.184 Самые яркие годы - это период с 1916 до начала 1930-х, когда американский журнал "Литерари Дайджест", высылая миллионы опросных бюллетеней своим подписчикам, а также владельцам автомобилей и телефонов, успешно предсказал итоги трех президентских выборов. Особенно внушительным был успех 1932 года, когда журнал предсказал победу Франклина Рузвельта с 59,85% (набрал - 59,14 %).

В 1936 году неудача "Литерари Дайджест" и полная победа нового

направления - интервьюирования на базе относительно небольших выборок,

идеологами которого были Дж. Гэллап, А. Кроссли и Е. Роупер, повлекли за собою

резкую критику метода и значительное сокращение практики его использования. Но

одновременно начались поиски причин фиаско-36 и приемов совершенствования

этого метода сбора данных. Методические разработки, выполненные в 50-70 годы,

привели к созданию так называемой тотальной схемы повышения возврата почтовых

анкет, при применении, которых часто удавалось довести возврат до 70% и выше.

Оказалось, что величина возврата является функций многих переменных: темы

опроса, состава потенциальных респондентов, времени года, структуры анкеты, типа

и формулировка вопросов, цвета бумаги анкеты и конверта, характера обращения к

респонденту, наличия маркированного конверта для отправки заполненной анкеты, уведомления об опросе и напоминания, типа и размера вознаграждения и т.д. Через десятилетия обнаружилось, что многие методические результаты, и, что еще важнее, сами направления поиска приемов активизации участия потенциальных

184 Д окторов Б.3. Почтовый опрос. В кн..::Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн I. Отв. ред В Г Андреенков. М. Наука, 1990, гл. 3


респондентов в почтовом опросе, имеют принципиальное значение и для организации сетевого анкетирования

Вторая половина 30-х - 80-е годы - период массового использования метом личного интервью и время активного изучения рабочих характеристик этой технологии185. Имеет смысл говорить о трех направлениях проводившихся многоаспектных методических разработок повышение уровня достижимости потенциальных респондентов, снижение (контроль) влияния интервьюера на ответы респондента и повышение валидности измерения. Все, что было обнаружено в этих исследования, составляет золотой фонд методики опросов.

Некоторые макроизменения структуры населения Америки и его образа жизни, а также растущий уровень телефонизации жилищ американцев — к 1970-ым более 96% населения страны имело домашний телефон - повлекли сначала робкое использование метода телефонного интервью, а затем - становление мощной компютерно-телефонной технологии опросов.

Каждый из методов опроса обладает особой комбинацией достоинств и недостатков, но прав Хэмфри Тэйлор, один из руководителей Louis Hams & Associates, перефразировавший известный афоризм Черчилля о демократии: «Опросы - это худшее, что может быть использовано для измерения общественного мнения и поведения населения или для предсказания итогов выборов, но все остальное еще хуже» 186 Технологии онлайновых опросов "повезло" более других. Возникнув в самом конце 20 века, web-опрос во всех своих важнейших аспектах учитывает и продолжает все ценное, что было найдено и закрепилось в ранее созданных и эксплуатируемых в наши дни разновидностях социологических и маркетинговых опросов. Ниже будут рассмотрены основные этапы и элементы организации сетевых опросов, в том числе, американской фирмы InterSurvey Приводимая Таблица 1 составлена специалистами этой фирмы, она обобщенно характеризует свойства трех классических для 20 века опросных методов. Из анализа таблицы, в частности следует, что в ближайшие годы основная часть организационных усилии и методических поисков крупнейших американских организаций по сбору и анализу социальной информации различной природы будет направлена на совершенствование опросной web-технологии.

Каждая система онлайновых опросов имеет видимую, или предъявляемую респондентам и клиентам, часть и скрытый от посторонних наблюдателей механизм, предопределяющий рабочие свойства этой системы Мотор системы - это ее софтвер, или ее программное обеспечение. От него зависит то, каким образом накапливается и эксплуатируется респондентская панель, софтвер задает важнейшие параметры рассылки и взаимодействия с респондентами, он очерчивает возможности социолога (маркетолога) в использовании тех или иных типов социологических вопросов и шкал и т. д. Эта "подводная" часть является "секретным оружием" каждой компании ее know-how. Цель настоящей статьи - рассмотреть видимые, манифестируемые рекламируемые аспекты американского опыта онлайновых опросов, указать на те их

I85 Cantril H Gauging Public Opinion. Washington: Kennikat Press, 1944 pp x-xi Hyman H II Interviewing in Social Research. Chicago & London: University of Chicago Press, 1970 Sudman S Braddburn N. Asking Questions. A Practical Guide to Questionnaire Design. San Francisco Jossey-Bass Publishers. 1983

I86 Taylor H Myth and Reality in Reporting Sampling Eггог How the Media Confuse and Mislead Readers and Viewers. http://www.pollingreport.com/sampling.htm


организационно-технологические свойства, которые, по мнению самих разработчиков, позитивно представляют их систему и могут быть привлекательными для потенциальных клиентов и для потенциальных респондентов

Таблица 1 Организационно-метрологические характеристики традиционных и онлайновых опросов

 

 

Характеристики опроса Традиционные опросные методы Онлайновые опросные методы
Личное интервью Телефонное интервью Почтовый опрос Web-панель добровольцев Процедура InterSurvey
Продолжительность месяцы недели месяцы дни часы
Контакт все виды аудио анкета зависит от пользователя все виды
Метод выборки много- ступенчатая случайный отбор номеров лист адресов квотная или иная выборка случайный отбор номеров
Консервативность Высокая разная низкая неизвестно высокая
Стоимость высокая средняя низкая и средняя низкая средняя
Контроль медленный и дорогой дорогой медленный и слабый разный дешевый и быстрый

Cooтветственно сформулированной цели выстроено содержание статьи. Прежде всего, дается краткий очерк web-опыта американского населения и показывается, что он уже вполне достаточен для участия в сетевых опросах. Затем кратко описываются общие моменты подготовки и проведения интерактивного опроса. Далее рассматриваются некоторые характеристики web-технологий, применяемых лидерами изучения интернет-аудитории, и, наконец, излагается наиболее совершенная, по мнению экспертов, Интернет-методика изучения общественного мнения населения Америки. Только собственный опыт дает возможность каждому исследователю сделать обоснованное заключение о действенности того или иного метода сбора и анализа эмпирической информации, но знакомство с достижениями зарубежных коллег - первый шаг к освоению онлайновой технологии

Население Америки готово к онлайновым опросам

Первая инвентаризация cети, проведенная Lycos в середине 1994 года, индексировала 54 тысячи web-cтраниц. Что представляет собою Интернет в самом начале 21 столетия? Шокирующий ответ на этот вопрос содержится в результатах только что опубликованного исследования американской фирмы BrightPlanet Известныепоисковые машины суммарно характеризуют один миллиард web-страниц, но новая технология BrightPlanet насчитывает500 миллиардов web-cтраниц.

Невидимая, некартированная сеть огромна.

Размеры американской w еb-аудитории. В 1995 в Америке на каждых три человека приходился один компьютер, и 18 миллионов человек (почти 7% населения старше двух лет) могли пользоваться Интернетом из дома Понятно, почему статистика распространяется на столь юных пользователей Интернета, родителям


есть, что показать малышам в сети: например, "мультики” или поправившиеся телевизионные передачи. В ноябре 1997 года насчитывалось 56 миллионов сетян, в апреле 1999 - 95,8 миллионов, а в декабре - уже 119 миллионов. В течение последнего года завершившегося столетия численность сообщества людей, имеющих Интернет дома, увеличилась почти на 23%. В конце февраля 2000 года уже более 123 миллионов американцев пользовались в домашних условиях Интернетом. Недавний опрос известного Стэнфордского института количественного изучения общества дал следующую оценку численности американской сетевой аудитории: 65% американских семей имеют дома компьютер и 55% населения старше 18 лет пользуются Интернетом из дома или из других мест. По данным Nielsen//NetRatings. в июне "домашняя" web-аудитория насчитывала почти 140 миллионов человек, свыше 83 миллионов которых являются активными сетянами; более 34 миллионов американцев пользуются Интернетом на рабочем месте и практически все – активно.

Многие, не пользующиеся пока Интернетом, читали о нем или знают о нем от родных и друзей, поэтому можно с уверенностью утверждать, что болыпинство американцев знакомо с Интернетом. Возвращаясь к сказанному выше, приведем один из выводов специалистов Harris Poll. Согласно их многолетним исследованиям, в истории цивилизации не было столь быстро развивающихся технологий, как Интернет. Он осваивается обществом быстрее, чем телефон, кабельное телевидение, автомобиль и даже холодильник. В Америке насчитывается 333 миллиона электронных почтовых ящиков. Каждый компьютер, расположенный в фирме, имеет в среднем 1,5 почтовых ящика, а домашний - четыре. Если учесть, что многие американцы имеют рабочий и домашний электронный почтовый ящик, то получится, что сейчас в США существует примерно 110 миллионов пользователей e-mail. Стремительно увеличивается число подписчиков американского Интернета, передаваемого на мобильные телефоны. В начале 2000 года в Америке было 1,8 миллионов владельцев таких чудо-телефонов, к концу года их число возрастет до четырех миллионов.

Статистика использования Интернета Факт широкой распространенности Интернета автоматически свидетельствует и о том, что население Америки активно использует сеть. Но проиллюстрируем это утверждение соответствующей статистикой. В конце июня 2000 года активность населения страны в использовании Интернета характеризовалась следующим образом. В среднем каждый пользователь входил из дома во всемирную электронную сеть 18 раз в месяц, и каждый раз "находился" там 30 минут. На рабочем месте его web-поведение было еще активнее: 39 раз в месяц и в общей сложности - 20 часов. По мере освоения Интернета люди начинают меньше бродить по нему и посещают меньшее количество сайтов за один сеанс. Однако на каждом из них они читают большее количество страниц, так что их знакомство с размещенной на них информацией становится шире и глубже. Чем продолжительнее знакомство с электронной сетью, тем дольше продолжается каждый сеанс.

По результатам исследования Cahners In-Stat Group, завершенного в начале 2000 года, 43% из 14 миллионов семей, предполагающих приобрести персональный компьютер в наступившем году, прежде всего, сделают это, чтобы через сеть осуществлять необходимые покупки. Время между подключением к сети и началом сетевых покупок значительно сокращается. Четыре года назад первая web-покупка делалась примерно через 22 месяца после начала освоения сети, а «новобранцы сети»


1999 года сделали первоесетевое приобретение через четыре месяца. Опрос Greenfield Online, проведенныйв июне 2000 года, показал, что около 70% сетян сделали, по крайней мере,одну покупку в течение последних 90 дней. Еще один факт, обнаруженныйспециалистами известного Roper Starch Worldwide, позволяет прогнозировать развитиепрактики web-покупок. 62% американцев-сетян с равным успехом делают покупки убольших известных фирм и у небольших компаний.

Треть своего рабочего времени американцы проводят у компьютеров, в том числе пользуясь Интернетом, и девять человек из десяти утверждает, что это доставляет им удовольствие. Интернет превращается в новую среду, соединяющую домашнее и рабочее времямногих американцев и повышающую эффективность решения рутинных задач. В 1996 году только 3% американских сетян рассматривали Интернет в качестве источника различных новостей, в настоящее же время поиск новостей - это основная причина обращения к Интернету, следующая непосредственно за электронной почтой. В начале 2000 года каждый четвертый пользователей Интернета, по крайней мере, четыре раза в неделю входил в сеть, ради получения новостей. Опрос33 тысяч пользователей сети, проведенный NPD New Media Services в начале 2000 года, показал, что 81% респондентов обычно находит то, что ищут. Осенью 1999 года этот показатель равнялся 77%.

По данным телефонного опроса Gallup poll, две трети американцев предпочитают "скольжение" (surfing) по Интернету просмотру телевидения и только четверть ставят телевидение выше. При этом, правда, почти две трети опрошенных получают большее удовольствие от ТВ, но треть от пребывания в сети. В 1938 году Джордж Гэллап впервые спросил американцев о том, как они предпочитают проводить вечера: лидировали чтение, театр и кино, время в кругу семьи. В начале 60-х на первое место вышло телевидение. Такая же структура предпочтений наблюдается и сейчас, Интернет еще не сломал ее.

Практически все (90-95%) используют Интернет для получения новой информации, отправки и получения электронных сообщений, около половины пользователей делают покупки, и для каждого пятого - это форма общения. Около трех четвертей посетителей Интернета считают, что он делает их жизнь лучше, четверть не фиксирует никаких изменений, и только два человека из ста говорят об ухудшении их жизни. В США ежедневно пересылается 300 миллионов электронных писем. Электронная почта развивается стремительно, уже сейчас две трети пользователей Интернета предпочитают электронные сообщения почтовым и треть -телефонным.

Взрослые в Интернете. В 1999 году произошло структурное изменение американской аудитории домашнего потребления Интернета; впервые доли мужчин и женщин сравнялись. Но мужчины заметно опережают женщин по продолжительности Интернет-сессий: в декабре 1999 эта разница достигала 2 часов 12 минут. Есть различия и в специфике интересов: мужчины предпочитают новости и информационные сайты, а женщины более обращаются за утилитарными сведениями. 70% женщин, использующих Интернет, не могут представить свою жизнь без него.

Стаж использования компьютеров теми, кто старше 45 лет, составляет 8-9 лет; 8% из них называют себя экспертами в использовании компьютеров, половина -опытными пользователями, и четверо из десяти скромно считают себя новичками. Многие - 81% - пользуются Интернетом уже более трех лет, они образуют "ядро"


американского сетевого сообщества Примерно пять часов в неделю они используют Интернет как средство электронной почты и еще девять часов для иных целей.

Афроамериканцы и выходцы из стран Латинской Америки, пожилые американцы и группы населения с низким образованием менее активны в использовании Интернета. Согласно опросу, проведенному в марте 2000 года, информационные потребности 50 миллионов американцев пока не простираются до использования сети. Исследователи были шокированы тем фактом, что 44 миллиона человек имеют недостаточные навыки чтения, и крайне мало сайтов предназначено для представителей этнических групп, не знающих английского.

Завершившийся в январе 2000 года опрос 80 тысяч семей показывает, что сетевое поведение американцев не зависит от их расовой и этнической принадлежности. Сам по себе этнический фактор не объясняет характера внутрисетевои активности, необходимо учитывать возраст и образование человека,атакже его технологический оптимизм. Личные предпочтения пользователей (садоводство, любовь к охоте или рыбалке) сильнее детерминируют тематические предпочтения сайтов, нежели национальность или культурная принадлежность.

Не удалось найти данных о русскоязычной американской сетевой аудитории. Но можно предположить, что молодежь из русскоязычных семей мало отличается в своем отношении к Интернету от своих сверстников из семей белых американце» Активность старших поколений сдерживается недостаточной языковой подготовленностью и "боязнью" компьютера

Web-поколение Новым поколениям принципиально легче, для них web-сеть -это естественная, традиционная форма общения, их мир в значительной мере порожден Интернетом, и без него не существует их информационное npocтpaнcтвo. Нередко 5-6-летние дети уже являются проводниками своих родителей по тропам виртуального пространства, а многие подростки вообще не представляю! сноси жизни без Интернета Данные исследовательского центра Roper Stach, опубликованные в ноябре 1999 года, показывают, что две трети подростков oт 9 до 17 лет предпочитают Интернет телевидению и более половины – телефону. Совсем юные (9-11 лет) выходят в сеть три раза в неделю, чтобы пообщаться с друзьями в реальном времени, отправить письма и переписать для себя понравившиеся музыкальные произведения. Те, кто старше 15, используют Интернет пять раз в неделю.

Исследование потребительского поведения обнаруживает еще одну существенную черту отношения американской молодежи к Интернету. Сейчас молодежь в возрасте от 16 до 22 лет составляет примерно 10% всего населения Америки, и почти половина молодых людей имеет доступ к электронной сети. Люди постарше пытаются соотнести элементы нового для них сетевого потребления со своим пред-Интернетовским опытом, тогда как молодые, наоборот, пытаются найти место традиционных (оффлайновых) черт потребительского поведения в естественных для них онлайновых потребительских стереотипах.

Вся обучающаяся молодежь автоматически может быть зачислена в аудиторию пользователей web-сети. Недавнее исследование, охватившее 4,000 учебных заведений, обнаружило, что в течение 1999 года количество американских колледжей, предлагающих различные формы обучения через Интернет, удвоилось. За год колледжи истратили на приобретение "техники" 2,7 миллиардов долларов, и


более трети колледжей обеспечивают компьютерами студентов, живущих в
кампусах.

По мнению аналитиков US National School Boards Foundation и Children's Television Workshop, 40% школьников в возрасте от 9 до -17 лет связывают с Интернетом улучшение отношения к школе. Почти половина учащихся из семей, имеющих Интернет, входят в сеть, прежде всего в связи с их школьными заданиями, и многие взрослые помогают им в этом. Родители не замечают, что из-за использования Интернета, их дети стали меньше читать, бывать на улице и общаться с другими членами семьи, но видят, что монитор компьютера становится более привлекателен для детей, чем телеэкран.

Интернет в Америке — привычное дело. Итак, статистика распространенности и использования Интернета в Америке показывает, что к началу 21 столетия эта технология адаптирована населением страны и рассматривается примерно половиной взрослою населения как нечто обычное, каждодневное, привычное и даже комфортное. Интернет в Америке стал обыденностью, а его использование стало для американцев привычным делом. Две трети взрослых и детей сказали, что если бы им пришлось жить на необитаемом острове, то они взяли бы с собой персональный компьютер и Интернет. Проект American Internet User Survey, разрабатываемый с 1994 года компанией CyberDialogue, сфокусирован на многоаспектном изучении динамики сетевого поведения. Вот прогноз на не очень отдаленное будущее: в течение своей жизни пользователь Интернета проведет 23,5 месяца в сети, из которых 9,5 будет затрачено на отправку и прием сообщений по электронной почте. В целом, сетяне проводят в Интернете более 5% своей жизни.

Онлайновые опросы пользователей Интернета. Общая характеристика

Немного истории. Только человеку, совсем не знающему истории освоения человечеством новой техники, кажется неоспоримым утверждение о том, что в России еще рано начинать проведение сетевых опросов, ибо в стране мало компьютеров, невелика аудитория пользователей Интернетом, не готова технологическая и финансовая база развития этого социально-технологического изобретения. Можно подумать, что обычно общество в буквальном смысле "заказывает" техническую новинку и затем немедленно начинает пользоваться ею. Все происходит иначе, освоение обществом технических новинок растягивается на годы, десятилетия.

Надо ли ждать российским социологам и маркетологам, когда Интернет станет в России обыденностью, и лишь после начинать изучать и применять онлайновую технологию опросов или уже сейчас они должны конструировать технологию опросов, "работающую" в условиях страны, и вместе с другими заинтересованными общественными структурами по мере своих сил и возможностей содействовать, убыстрять развитие процесса "интернетизации" общества?

Во время одной из встреч В.И.Ленин попросил Арманда Хаммера помочь России приобрести у Генри Форда миллион тракторов. "Тракторы, - сказал Форд Хаммеру, - это хорошо", и сразу же спросил, не интересуют ли Россию автомобили, с которыми он связывал общественный прогресс. Хаммер стал говорить, что российские дороги обессмысливают приобретение автомобилей. "Это - одна из величайших ошибок - ответил Форд. Автомобили должны предшествовать дорогам, если вы имеете автомобили, дороги придут автоматически. Это верно для Америки.


Это должно быть справедливо и для России".187 Иными словами, уже сейм пора

начинать проведение онлайновых опросов в России; к тому времени, когда эта технология станет эффективной, в стране возникнет высокая сетевая культура. Сегодня, открывая газету, встречая уличную рекламу, просматривая мельчайшую телерекламу, читая ресторанное меню, получая новую визитную карточку

американец ищет знакомые знаки www и @. Но еще три-четыре года назад этогоне было, а об Интернете говорили преимущественно специалисты компьютерных фирм ученые и студенты.

Идея использования сети как инструмента сбора социологической информации, обсуждалась и в 1980-е, но она была впервые реализована лишь шесть лет назад. В самой сжатой форме история Интернета выглядит следующим образом:

1960-ые Развитие американского проекта the ARPANET

1970-ые Развитие протоколов, возникновение международных линков

1980-ые Расширение использования - колледжи и университеты, исследовательские организации, госструктуры, начало коммерческого использования

1990-ые Экспоненциальный рост в объеме, скорости работы, коммерциализации

По утверждению Джеймса Питкова и Маргарет Рекер из Georgia Institute of Technology, в январе 1994 года ими был проведен первый опрос пользователей электронной паутины; в октябре-ноябре того же года опрос был повторен. Пионерное значение названного опроса подтверждается Паулин Берри, освещающей первые шаги развития web-сети и ее изучения.188 В частности, указывается, что в 1994 году основными потребителями Интернета были студенты, жившие в университетских кампусах. В 1995 этот вывод нашел подтверждение и конкретизацию в исследованиях The SRI International: были найдены две группы пользователей сети: академические ученые и профессионалы, участвующие в разработке новых технологий; студенты и недавние выпускники университетов.

Пит Комлей в докладе для ESOMAR отмечал, что первые сравнения рабочих характеристик почтового и сетевого опросов появились в 1995 году в Journal of the Market Research Society. Ричард Коттлер, выступая в 1997 году на одной из научных конференций, отметил, что "два-три года назад небольшое число компаний, чутко чувствующих новое, начали проведение сетевых опросов". И здесь же последовало его ироническое заявление о том, что никто не знает, как это делалось. Но уже в марте 1998 года на ежегодной конференции Market Research Society он выступил с докладом, озаглавленным "Скептики, поберегитесь! Сетевое интервьюирование завоевывает свои права. Подключайтесь или отстанете". В частности, он отметил, то в середине 1995 некоторые не процветающие компании спрашивали исследователей рынка: "Что такое всемирная электронная сеть? Это что-то требующее нашего внимания?". В начале 1996 года пионеры попробовали использовать сеть для cбора данных. К середине того же года эти вперед смотрящие стали делиться своими




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.