Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фактически частью шенгенского пространства являются и малые страны Европы, не входящие в Европейский союз, - Андорра, Монако, Сан-Марино и государствоподобное образование Ватикан




На сегодня (2012 г.) в шенгенское пространство входят 22 государства - члена ЕС, а также не члены ЕС - Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн, итого 26 государств. Не входят в это пространство государства - члены ЕС: Великобритания, Ирландия, Кипр, Болгария и Румыния.

В то же время через шенгенскую систему к этой части механизма бывшей первой опоры присоединились в качестве ассоциированных членов Норвегия и Исландия, а недавно это сделали Швейцария и Лихтенштейн. Данные государства не являются членами ЕС, однако на их территорию можно въехать по шенгенской визе.

Уместно напомнить, что Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах 1985 г. и Конвенция о его применении 1990 г. вначале были подписаны лишь пятью из 10 тогдашних государств-членов (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, ФРГ и Францией) формально вне правового поля европейских сообществ. Впоследствии к ним присоединилось большинство членов Европейского союза (13 из 15 так называемых старых государств-членов), а с начала 2008 г. к европейской зоне безвизового режима присоединились еще девять стран - "новичков" ЕС.

Швейцария вступила в шенгенское пространство с декабря 2008 г. на основе ранее подписанного Соглашения между Швейцарской Конфедерацией, Европейским союзом и Европейским сообществом об участии Швейцарской Конфедерации в процессе реализации, применения и развития шенгенских достижений. Это Соглашение было подписано 26 октября 2004 г. в Люксембурге. Позднее к Соглашению присоединился Лихтенштейн посредством Протокола между Европейским союзом, Европейским сообществом, Швейцарской Конфедерацией и Княжеством Лихтенштейн о присоединении.

Повторим, что помимо вышеперечисленных малых европейских стран с шенгенской визой можно въехать в государства - не члены ЕС - Норвегию, Исландию, Швейцарию и Лихтенштейн.

 

5.2.2. Прюмская конвенция - Шенген III. Кодекс о границах

 

27 мая 2005 г. семью европейскими государствами <1> в г. Прюм (Германия) была подписана Конвенция о расширении трансграничного сотрудничества для борьбы с терроризмом, трансграничной преступностью и нелегальной миграцией. Конвенция условно, особенно в СМИ, именуется Шенген III или Шенген плюс. Неофициально по месту подписания называется также Прюмской конвенцией или Прюмским соглашением. Конвенцией, в частности, предусматривается обмен оперативной информацией, дактилоскопическими и генетическими данными на лиц, представляющих потенциальную опасность. С точки зрения проблематики ПСБП Прюмская конвенция является очередным шагом по укреплению полицейского сотрудничества участвующих сторон. Отметим, что формально, как и шенгенские соглашения, данная Конвенция была подписана вне правового поля ЕС. В то же время нормы подобных актов могут стать общими для всех государств - членов ЕС. Так, основные положения Прюмской конвенции вошли в проект решения Совета ЕС <2>. Это - развитие общей тенденции формирования европейского права, начатой Шенгенскими соглашениями, которые были вначале подписаны и реализовывались формально вне рамок европейских сообществ.

--------------------------------

<1> Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Франция.

<2> См.: JOCE C 71 du 28 Mars 2007 г. P. 35.

 

Из других важнейших актов, развивающих шенгенские достижения и составляющих правовую базу ПСБП, следует упомянуть Регламент Европейского парламента и Совета от 15 марта 2006 г. (ЕС) N 562/2006, создающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения границ (Шенгенский кодекс о границах). Это - первый в истории ЕС кодифицирующий акт, в котором собраны воедино правила пересечения физическими лицами внутренних и внешних границ государств - членов Союза. Кодекс вступил в силу 13 октября 2006 г.

Регламентом от 14 января 2009 г. N 81/2009 в данный Кодекс внесены определенные существенные изменения.

 

5.2.3. Общие условия въезда иностранцев

в шенгенское пространство. Визовый кодекс ЕС

 

Эти условия главным образом регулируются Шенгенской конвенцией 1990 г. и Шенгенским кодексом о границах 2006 г. Существует еще более 10 актов, образующих систему норм и правил выдачи виз для въезда на территорию Союза. Важнейшим из них является Визовый кодекс 2009 г. <1>. Следует также иметь в виду, что регулирование визового режима входит в совместную компетенцию Европейского союза и государств-членов, поэтому отдельные вопросы регламентируются национальным законодательством.

--------------------------------

<1> 25 июня 2009 г. Совет Европейского союза утвердил так называемый Визовый кодекс (Visa Code) - объемный документ, составляющий 175 страниц английского текста. Данный акт, принятый в виде регламента, представляет собой свод правил по оформлению въездных виз в шенгенское пространство. Он заменяет собой многие положения Шенгенской конвенции и Общей консульской инструкции. Визовый кодекс 2009 г. призван унифицировать процедуры по выдаче въездных виз странами шенгенского пространства.

 

Нормы Шенгенской конвенции, Шенгенского кодекса о границах 2006 г. и Общая консульская инструкция (о ней см. ниже) закрепляют правовой режим свободного пересечения границ между государствами шенгенского пространства и вводят единую (шенгенскую) визу. В этих же актах закреплены общие условия допуска иностранцев в шенгенское пространство на срок до трех месяцев.

Эти условия включают наличие: 1) действительного загранпаспорта или равноценного документа на поездку; 2) действительной визы; 3) материальных (финансовых) средств, необходимых для существования в период пребывания в шенгенском пространстве, жилья (например, забронированного номера в гостинице), обратного билета (средств на обратную поездку); 4) медицинской страховки.

Въезжающий иностранец должен также подтвердить цель своей поездки (например, в случае частной поездки иметь при себе оригинал приглашения от родственников или знакомых). Иностранец не должен быть внесен в "черный список" Шенгенской информационной системы как лицо, представляющее опасность для общественного порядка и национальной безопасности стран - участниц Конвенции, либо как лицо, являющееся объектом "информационного запроса в целях недопуска".

Соответственно, перечисленные условия, кроме условия (2), являются таковыми для выдачи въездной шенгенской визы.

Срок действия документа на поездку (например, загранпаспорта) должен превышать на три месяца срок действия визы.

По усмотрению дипломатических (консульских) представительств государств ЕС может быть потребована и иная дополнительная информация и документы, подтверждающие "добросовестность" ходатайствующего о визе лица. Это делается также в целях оценки миграционного риска (может ли лицо, запросившее визу, въехать и незаконно остаться), поскольку незаконная иммиграция - одна из острейших проблем Европейского союза.

В развитие Конвенции Шенгенским исполнительным комитетом <1> 28 апреля 1999 г. была утверждена Общая консульская инструкция <2>, в которой подробно расписывается порядок выдачи виз гражданам различных государств.

--------------------------------

<1> Учрежден Конвенцией 1990 г. в качестве главного нормотворческого органа по применению и развитию шенгенских соглашений, который за период своего существования утвердил порядка 200 документов. Большинство из них вместе с шенгенскими соглашениями составляют понятие "шенгенские достижения". В мае 1999 г. с вступлением в силу Амстердамского договора Шенгенский исполнительный комитет был упразднен, а его функции переданы Совету ЕС.

<2> Впоследствии неоднократно пересматривалась, и сейчас ее положения составляют большую часть Визового кодекса 2009 г.

 

Совокупность положений шенгенских соглашений, а также гораздо больших по количеству установлений и правил, появившихся позже, в частности, в результате деятельности Шенгенского исполнительного комитета и Совета ЕС, в специальной литературе именуется как "шенгенское законодательство", "шенгенское право" или "шенгенские достижения".

Таким образом, шенгенское право - это комплекс юридических норм, представляющий собой особый компонент европейского права и регулирующий правоотношения, связанные с обеспечением свободы передвижения как граждан Европейского союза, так и граждан третьих стран в пределах шенгенского пространства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.