Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендуемый образец оформления и




За пределами Новосибирской области

 

 

Заведующей отделением

журналистики ИФМИП НГПУ

Е. В. Евдокимовой

Главного редактора газеты

«Новости Алтая»

Терещенко Валентина Ивановича

 

 

Запрос

 

Прошу разрешить студентке второго курса отделения журналистики Соловьевой Анне Владимировне проходить практику в газете «Новости Алтая» с 7 июля по 4 августа 2008 года. Прохождение практики в соответствии с предъявляемыми требованиями гарантируется. В качестве руководителя практики назначен ответственный секретарь Кириллов Сергей Александрович.

15.05.08 г.

 

 

Главный редактор

газеты «Новости Алтая» подпись и печать В.И. Терещенко
Приложение № 2

ведения «Дневника практиканта»

  Первая неделя практики День, дата Хроника событий Саморефлексия (фиксация и анализ эмоционального состояния) План действий на следующий день / неделю
1-й день практики, 1 июля 2008 года Приезд и знакомство с редакционным коллективом. Назначение руководителя практики, обсуждение с ним задания на летнюю практику. Участие в редакционной летучке и планерке. Мои опасения насчет того, что в редакции меня плохо примут, не оправдались. Правда, похоже, работать здесь придется денно и нощно. Никто не стал делать скидку, что это мой первый рабочий день, поэтому уже завтра я еду освещать конкурс «Лучший почтальон». Чувствую себя не очень комфортно, все-таки сложная мне досталась тема. Вдруг я не справлюсь?! В 8.30 прийти в редакцию, взять фотоаппарат и диктофон (обязательно проверить наличие батареек). В 9.00 встретиться с членом жюри конкурса, узнать о новых критериях оценки выступлений конкурсантов. В 14.00 прийти в редакцию, набросать план отчета с элементами репортажа и показать его руководителю практики.
       
       
       
       
  Вторая неделя практики          
         
         
         
       

 

Приложение № 3

Рецензия на отчет о летней ознакомительной

практике студентки второго курса

Яны Григорьевой

Во время ознакомительной практики Яна Григорьева проявила себя как настойчивый, инициативный и скрупулезный корреспондент. Студентка смогла эффективно организовать свою деятельность, так как поставила перед собой конкретную задачу — «убедиться в том, что, сдавая вступительные экзамены на отделение журналистики, сделала правильный выбор». Яна решила тщательно проверить свою профессиональную пригодность, поэтому в редакции «Бердских новостей» работала два месяца (с 20 июля по 20 сентября).

Несмотря на солидный срок прохождения практики, ее результатом не стало значительное количество материалов. Объяснение этому можно найти в характеристике, написанной редактором «Бердских новостей» В. В. Забелич: «Над темами Яна всегда работала вдумчиво и подолгу, — к сожалению, частенько не считаясь с фактором времени». В отчете студентка сама называет и анализирует как одну из основных проблем, возникших в процессе ее деятельности, отсутствие оперативности. Отчасти этот факт объясняется тем, что Яна Григорьева выступала не только в информационных жанрах, но и попробовала себя в аналитике. Журналистское расследование, в результате которого получилась корреспонденция «Зазаборный беспредел», потребовало от практикантки соответствующих временных затрат.

К достижениям практикантки можно отнести ведение рубрики «Не очень известный Бердск», посвященной 290-летнему юбилею города. Студентка продемонстрировала умение работать с таким источником информации, как документ. Яна по крупицам собирала данные из архивных материалов музея и городского отдела загса, в итоге смогла создать разноплановую панораму жизни города и вызвать читателей газеты на диалог. Данная рубрика работает на эффективную обратную связь с целевой аудиторией издания, так как рассчитана на удовлетворение читательских интересов и потребностей.

Интересы практикантки, касающиеся тематической и жанровой палитры, отличаются разнообразием. Она попробовала свои силы в написании рекламного материала «Красота и здоровье — в “Венеции”». Текст получился цельным, логически выстроенным, но слишком «приторным» и «сухим». Исправить ситуацию (и к тому же снять чрезмерную категоричность) можно было, предоставив слово сотрудникам косметического кабинета (специалистам) и постоянным посетителям, которые довольны оказываемыми услугами. В этом материале на первом плане оказался сам корреспондент, так как ему пришлось выступать в роли суродопереводчика, в то время как настоящий профессионализм журналиста заключается в том, что он умеет оставаться за кадром и проявлять свою оценку через отбор фактов и расстановку акцентов.

«Яканья» лучше избегать и в отчете, так как оно приводит к нарушению одного из основных постулатов кодекса речевого поведения — постулата скромности. Подробное описание своих действий во время практики, эмоций и впечатлений также не всегда работает на создание эффекта присутствия и сопереживания. Однако к достоинствам отчета Яны Григорьевой можно отнести гармоничное сочетание самоиронии с саморефлексией, анализ допущенных ошибок и предложенные рекомендации по их исправлению.

Объективно оценить свою деятельность и работу редакции практикантка смогла благодаря проведенному анализу концепции издания (содержательной, композиционной и графической моделей). Только сначала необходимо было рассмотреть тематическую, а не жанровую палитру издания, так как сначала изучают содержание и только потом форму его воплощения. Также можно было вычислить среднюю информативность номера и информативность отдельных полос. Помимо тщательного рассмотрения концепции «Бердских новостей», в качестве плюса работы практикантки можно назвать анализ организаторской деятельности издания и участие в редакционной акции, посвященной дню города.

В процессе оформления отчета и написании публикаций Яне нужно обратить внимание на выбор языковых средств, в частности, на соблюдение языковых норм, которые нарушены в таких выражениях, как «под свое крыло меня сразу пригрел Е. А. Спиридонов», «по таблице хорошо прослеживается», «с одной стороны, на что мы жалуемся, если сами в какой-то мере поощряем деятельность “несанкционированных”, потребляя их продукты?» Чтобы понять смысл последнего предложения, читатель должен приложить максимальные усилия, так как без двух предшествующих абзацев текста непонятно, кто такие «несанкционированные» и о каких продуктах идет речь, а также покупают их или продают эти «несанкционированные». Кроме того, отсутствие абзацного отступа в тексте отчета и корреспонденции «Зазаборный беспредел» усложняет их восприятие, так как деление на абзацы визуально структурирует материал и оптимизирует читательское внимание.

Студентке следует поработать над авторским стилем, который в данный момент представляет собой сплав элементов разговорной речи и канцелярита. В тексте отчета и публикациях встречаются речевые и стилистические ошибки. Самые распространенные — тавтология на уровне смысла и неоправданные повторы. Следовательно, необходимо обогащать свой лексикон за счет синонимических рядов. Сложный синтаксис и семантически пустые высказывания (например, «спартакиада — дело серьезное») также не способствуют улучшению качества подачи материалов.

Яне необходимо усовершенствовать творческую лабораторию: поиск актуальных тем и информационных поводов, умение работать с источниками и способами получения информации. Особое внимание следует уделить заголовочному комплексу. Большинство заголовков не привлекают внимание читателя (не выполняют аттрактивную функцию), так как являются штампами. Примеры: «Со школьной скамьи в… ПАРЛАМЕНТ», «Они не такие, как мы…», «Красота должна жить внутри нас», «Красота и здоровье — в “Венеции”». За время практики Яне удалось придумать только два оригинальных заголовка, которые отражают суть материала («Зазаборный беспредел», «Окунуться в “Океан”»). Они выигрывают за счет двуплановости и образности.

В отчете студентка отмечает, что «на свои темы практически не писала, не было места в газете. Это огромный минус “БН” — постоянная нехватка места и обилие тем, которые нужно осветить. В силу этого получаются “некачественные продукты”. Приходится сжимать все материалы: из репортажа делать заметки, из интервью тоже заметки».

Дефицит печатной площади — характерная черта тех изданий, у сотрудников которых есть желание работать и получать хороший гонорар. Существует несколько вариантов решения данной проблемы. Первый — объем предоставляемого по итогам практики отчета никто не ограничивал, поэтому можно было к опубликованным заметкам приложить оригиналы, то есть репортажи и интервью. Второй — в городе Бердске существуют другие издания, где можно было опубликовать свои творения. Третий — в условиях жесткой конкуренции (14 практикантов в одной редакции) можно было стать «узким специалистом», то есть выбрать конкретную тематическую или жанровую нишу и максимально отточить свое мастерство. Значит, для каждого материала нужно было находить актуальную тему, информационный повод, уникальных героев и писать качественный текст с точки зрения выбора языковых средств, композиции и структуры.

Так, в социологическом опросе «Красота должна жить внутри нас» отсутствует информационный повод. Журналист не объясняет своей целевой аудитории, почему вопрос «Что такое красота для каждого из нас?» на сегодняшний момент является значимым и актуальным. Исправить положение можно было, опубликовав соцопрос вместе с рекламной статьей «Красота и здоровье — в “Венеции”».

Почти все материалы, представленные по результатам практики, страдают из-за дефицита источников информации. В корреспонденции «Зазаборный беспредел» есть актуальная тема, информационный повод, в результате журналистского расследования должен был получиться материал с высокой степенью действенности и эффективности. Но не были соблюдены все законы жанра, в соответствии с которыми корреспондент рисует картинку из жизни и делает выводы. На первом плане оказались не герои конфликта, а сам журналист с его оценками и суждениями. В результате, материал лишился своей объективности, а информация авторитетности. Возникает вопрос, почему Яна не дала возможности высказаться участникам конфликта — легальным и нелегальным торговцам, специалистам (представителям правоохранительных органов, проводящих на рынке рейды; сотрудникам санипедемстанции) и самим покупателям?

Корреспонденция «Зазаборный беспредел» могла бы обладать большей действенностью и эффективностью, если бы практикантка обратилась за комментарием сложившейся ситуации к конкретному лицу (главе города), в адрес которого поступила коллективная жалоба. Не мешало бы получить объяснение у представителей правоохранительных органов, которых журналист обвиняет в бездействии: «У многих бердчан невольно возникает вопрос: быть может, торговля на прилегающей к рынку территории давно стала легальной, — но знают об этом только люди при погонах, ибо именно они ее и легализовали, то ли по каким-то иным, нам не известным мотивам? Иначе просто невозможно объяснить прохладное, мягко говоря, отношение правоохранительных органов к этой проблеме».

Когда читаешь такой вывод, возникает вопрос: «С какой целью писался данный материал?» Конкретные виновники не названы, безадресные обвинения выглядят голословными, так как не наработана должная доказательная база, не предложен конкретный алгоритм действий для решения возникшей проблемы. Журналистское расследование не принесло конкретного результата, поэтому при прочтении возникает эффект обманутого читательского ожидания.

Не менее важная проблема в текстах Яны — неверно выбранный жанр (форма воплощения содержания). В материалах «Со школьной скамьи в… ПАРЛАМЕНТ» и «Они не такие, как мы…» информация представлена только с точки зрения организаторов мероприятия, поэтому тон повествования официозный и эмоционально выхолощенный: «Знакомство с официальными документами, работа с ними, составление каких-либо деловых бумаг и презентаций своим коллегам — такие задачи ставит перед собой “Школа парламентаризма”. В ходе работы были проведены тренинг по искусству публичного выступления, семинар по системе государственного и муниципального управления…» Этот текст больше похож на докладную записку «Школы парламентаризма» о проделанной работе. Оживить материал могли бы мнения участников данного проекта о том, что полезного для себя они получили, какие недочеты в работе нужно исправить.

Парадоксальной выглядит ситуация с выбором жанра в публикации «Они не такие, как мы…». В отчете студентка пишет следующее: «Второй раз отправилась на ежегодную спартакиаду областных психоневрологических интернатов (опять же в планах было интервью с сотрудником областного департамента социальной защиты Валентиной Шевчук…). Яна нашла злободневную тему, информационный повод, но жанр «интервью» не позволяет раскрыть суть существующей проблемы.

Можно предложить несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Первый — о спартакиаде можно было написать репортаж, для этого нужно было быть свидетелем или участником самих соревнований, чтобы создать эффект присутствия и сопереживания. Второй — написать отчет с элементами репортажа. В этом случае необходимо использовать такие источники информации, как участники (дети, их родители, воспитатели) и организаторы проекта, тренеры, судьи. Также стоило получить комментарий специалистов: психолога, физиолога и т. д.

Третий вариант решения данной ситуации — показать уникальность опыта проведения подобных мероприятий, проанализировать результаты, позитивные достижения, продемонстрировать читателю механизм влияния спортивных соревнований на мировоззрение этих детей (информационная корреспонденция). Четвертый вариант — взять интервью, но не у чиновника, а у ребенка (его родителей), чтобы показать, какую роль в жизни конкретного человека играет спартакиада.

Наличие перечисленных выше недостатков можно объяснить тем, что это первая ознакомительная практика. Студентка проявила инициативность и желание попробовать свои силы в различных темах и жанрах. Явным успехом Яны можно назвать публикацию «Один день в августе», когда практикантка смогла в обычном ходе событий найти яркие моменты, показать жизнь в сочных красках, заинтриговать читателя. Привлекают внимание живой язык, динамичные фотографии, а также удачное сочетание небольшого объема материала с глубоким содержанием.

Яна Григорьева выполнила задание на летнюю ознакомительную практику в соответствии с предъявляемыми требованиями, поэтому заслуживает отметки «отлично».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.