Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С заключенными и проблемы их реализации 2 страница




--------------------------------

<228> См.: Карпец И.И. IV Конгресс ООН по предупреждению преступности // Советское государство и право. 1970. N 12. С. 136.

 

В повестку дня были включены и такие вопросы, как участие общественности в предупреждении преступности, оказание помощи освобожденным, а также вопрос о Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными в свете последних достижений пенитенциарной науки и практики.

С большим интересом на конгрессе были выслушаны выступления делегации СССР о новом исправительно-трудовом законодательстве и о практике исправления осужденных. Делегация отметила, что новое советское исправительно-трудовое право (Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., ИТК РСФСР 1970 г. и ИТК других союзных республик) впитало в себя прогрессивные положения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

Обсуждению подверглись и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, и в частности, такие направления, как характер Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, их статус, сфера действия; применение Стандартных правил в национальном законодательстве и международном масштабе; необходимость дальнейшего усовершенствования этих Правил.

Делегаты констатировали, что данные Правила имеют универсальный характер и применять их следует с учетом местных условий того либо иного государства, социальной и культурной жизни конкретной страны. Многие участники Конгресса ООН высказали мнение, что в будущем Минимальные стандартные правила обращения с заключенными можно будет преобразовать в международную конвенцию. Однако это предложение было отклонено как преждевременное.

Пятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в основном был посвящен уголовно-правовым и криминологическим проблемам и проходил под девизом: "Предупреждение преступности и борьба с ней - одна из основных проблем последней четверти века" <229>.

--------------------------------

<229> См.: Кирин В.А., Кудрявцев В.Н. Борьба с преступностью и социальное развитие // Советское государство и право. М., 1978. N 6. С. 110.

 

В соответствии с повесткой дня на различных секциях обсуждались следующие вопросы:

изменения в формах и масштабах преступности - международной и внутригосударственной; роль уголовного законодательства, отправления правосудия и других форм общественного контроля и предупреждения преступности; новая роль полиции и других органов обеспечения правопорядка с особым упором на изменяющуюся обстановку и минимальные нормы эффективности; экономические и социальные последствия преступности и новые задачи в области исследования и планирования.

На четвертой секции обсуждался доклад "Обращение с правонарушителями, содержащимися в заключении и находящимися на свободе". В данном докладе было высказано предложение о неукоснительном соблюдении принятых ООН Стандартных минимальных правил обращения с заключенными.

Дискуссия развернулась и по другим направлениям: замена тюремного заключения наказаниями, не связанными с лишением свободы; защита всех людей от пыток и других жестоких мер, которые унижают достоинство человека; установление более гуманного правосудия и пенитенциарных систем.

Участники Конгресса ООН единодушно отметили, что целями уголовного наказания и соответственно пенитенциарных систем являются: защита общества от преступников; снижение уровня преступности; ресоциализация (исправление) преступников.

Результатом обсуждения пенитенциарных вопросов стало принятие "Процедуры для эффективного выполнения Стандартных минимальных правил обращения с заключенными". По содержанию данного документа обсуждались вопросы по применению Правил с учетом регионального и национального законодательства; их распространению и ознакомлению с ними заключенных. В соответствии с "Процедурами" предусматривалось создание постоянно действующего специального Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней, который должен заниматься вопросами применения и совершенствования Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Было также рекомендовано включить изучение Правил в учебные программы подготовки работников пенитенциарной системы.

На шестом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в повестку дня были включены вопросы:

- о тенденциях в области борьбы с преступностью и стратегии ее преодоления;

- судебное преследование несовершеннолетних правонарушителей до и после совершения преступлений;

- реорганизация в области исправительных мер и их влиянии на лиц, находящихся в местах заключения;

- о роли международного сотрудничества в борьбе с правонарушениями и т.д. <230>.

--------------------------------

<230> См.: Сухарев А.Я. К итогам шестого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. II Советское государство и право. 1981. N 6. С. 140; Викторова И.Б. VI Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Исправительно-трудовые учреждения. 1981. N 16. С. 74.

 

В дискуссии по вопросу о реорганизации в области исправительных мер и их воздействии на заключенных рассматривались поиски наказаний, не связанных с лишением свободы; проблемы гуманизации и сужение элементов кары. В контексте данной проблемы дискутировались предложения о сокращении количества тюрем, об активном включении общественности в работу по исправлению осужденных. Делегаты Австрии, Швеции вышли с предложением об исключении смертной казни из уголовного законодательства как меры негуманной. Однако данное предложение большинство делегатов не поддержали. В документах конгресса отмечается, что сохранение смертной казни как временной меры за наиболее тяжкие преступления, в том числе за преступления против мира, человечества и за военные преступления, пока остается целесообразным.

Делегаты Австралии, Венесуэлы, Индии, Японии отметили, что растет потребление наркотиков, и в первую очередь со стороны молодежи и несовершеннолетних. В резолюциях по вопросам обращения с правонарушителями делегатам было рекомендовано приступить к разработке проекта Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство личности видов обращения и наказания, на подготовку кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

Конгресс обратил внимание на соблюдение международных пактов о правах человека применительно к лицам, отбывающим уголовные наказания по приговору суда. Работа шестого Конгресса ООН завершилась принятием Каракасской декларации. Особенно отмечалось, что в условиях успешной борьбы с уголовной преступностью следует улучшать социальные условия жизни людей.

В работе седьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившего под девизом "Предупреждение преступности в целях свободы, правосудия, мира и развития", участвовали делегаты от 123 государств, 10 межгосударственных, более 50 неправительственных организаций, 13 учреждений и институтов ООН <231>.

--------------------------------

<231> См.: Кудрявцев А. VII Международный конгресс криминологии // Воспитание и правопорядок. 1985. N 4. С. 25 - 27.

 

В повестку работы Миланского конгресса были включены следующие вопросы:

- новые формы борьбы с преступностью и предупреждение ее в контексте развития;

- процессы и перспективы уголовного правосудия в изменяющемся мире;

- будущие задачи; молодежь, преступность и правосудие; разработка и реализация стандартов и норм ООН в области правосудия и др.

На конгрессе специально рассматривался вопрос о выполнении рекомендаций Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, а также резолюции шестого Конгресса ООН о реализации международных стандартов по правам человека и соответственно документов в отношении субъективных прав осужденных. На конгрессе также была выражена озабоченность ростом преступности в подавляющем большинстве государств. Делегаты отметили, что причинами такого обстоятельства являются социальное неравенство и несправедливость; неграмотность и безработица; культ насилия и жестокость; аморальное поведение, нищета.

По итогам работы рассматриваемого конгресса было принято шесть основных документов и 24 резолюции, план действий по предупреждению преступности на предстоящий пятилетний период. В указанных документах вновь подчеркивалось, что успех борьбы с преступностью в немалой степени зависит от улучшения социальных условий жизни народа, от повышения уровня культуры всех людей.

Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшийся в Гаване, был одним из самых представительных форумов ООН. В его работе участвовали делегаты от более 130 государств и более 30 неправительственных организаций <232>.

--------------------------------

<232> См.: Голик Ю.В. Вызов принят. К итогам VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Правда. 1990. 19 сентября.

 

На конгрессе предметом обсуждений были следующие проблемы:

- борьба с терроризмом в международном масштабе;

- борьба с организованной преступностью;

- борьба с преступностью несовершеннолетних, а также с преступностью, связанной с распространением и потреблением наркотических веществ.

В числе рассматриваемых вопросов обсуждался ряд проблем, связанных с деятельностью пенитенциарной системы. В частности, делегаты отмечали, что она должна быть гуманной и справедливой.

Главный момент состоял в том, что конгресс выработал Основные принципы обращения с заключенными. В данном документе говорится об уважении человеческого достоинства заключенных, недопущении нарушения их прав, сформулированы положения, связанные с участием правонарушителей в культурно-воспитательных мероприятиях, общественно полезном труде и его оплате; провозглашено право заключенных на равное медицинское обеспечение, создание необходимых условий для их ресоциализации. Принципы были сформулированы в целях повышения эффективности внедрения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

Конгрессом были также выработаны рекомендации по защите прав несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы. Ставился вопрос об ограничении тюремного заключения в отношении данной категории лиц. Конгрессом ООН были представлены рекомендации по стандартизации предупреждения преступности среди несовершеннолетних, тем самым он внес определенный вклад в деле объединения мирового сообщества в вопросах борьбы с преступностью.

По инициативе Итальянской делегации развернулась острая дискуссия по вопросу о применении смертной казни. Наша делегация в этой связи высказала свое мнение, что сложившаяся криминальная обстановка в государстве пока не позволяет отказаться от ее применения, но законодатель принимает все возможные меры в целях ограничения применения данной исключительной меры. По итогам работы конгресса было принято 43 резолюции.

Девятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями был самым представительным из всех девяти Конгрессов ООН. Он состоялся в период с 29 апреля по 8 мая 1995 г. в Каире (Египет). В его работе принимало участие более чем 1500 виднейших криминологов, представлявших 140 государств, более 100 национальных и неправительственных организаций <233>.

--------------------------------

<233> См.: Сизый А.Ф. Международно-правовые акты, стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации в свете нового уголовно-исполнительного законодательства РФ: Учеб. пособие. Чебоксары, 1998. С. 15.

 

На конгрессе обсуждалась целая серия криминологических вопросов:

планирование и предупреждение преступности в городах; средства информации в предупреждении преступного поведения; искоренение насилия в отношении женщин и др. Специально рассматривался вопрос "О выполнении на практике Минимальных стандартных правил обращения с заключенными", и в Резолюции N 5 конгресс установил следующие рекомендации:

1) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными распространить среди администрации тюрем и лиц, находящихся в местах заключения, с целью их изучения;

2) постоянно обмениваться мнениями относительно улучшения условий содержания осужденных;

3) установить гласный контроль за деятельностью мест лишения свободы со стороны суда, парламента и независимых национальных органов;

4) доводить информацию об условиях содержания заключенных до сведения широкой общественности;

5) стимулировать проведение исследований, касающихся деятельности мест лишения свободы.

Девятый Конгресс ООН предложил также качественно улучшить деятельность пенитенциарных систем государств. В связи с этим было рекомендовано: переосмыслить деятельность пенитенциарной системы; установить приоритетные направления (модернизация тюрем, укрепить связь науки и практики); улучшить подготовку кадров для тюремной системы; уважать достоинство и права заключенных, содержащихся в местах лишения свободы; когда это возможно, в отношении правонарушителей использовать альтернативные меры наказания (например, условное осуждение вместо тюремного заключения).

Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в апреле 2000 г. в Вене (Австрия). Предметом его обсуждения были вопросы: укрепление законности (в основу подхода к законности была положена концепция верховенства закона и природы правопорядка); сотрудничество в борьбе с организованной преступностью; эффективное предупреждение преступности в соответствии с новейшими достижениями; ответственность и справедливость в процессе правосудия. Конгресс проходил под девизом: "Преступность и правосудие: ответы на вызовы XXI века" <234>.

--------------------------------

<234> См.: X Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Государство и право. 2000. N 9. С. 95.

 

Особое внимание участники конгресса уделили проблеме борьбы с организованной преступностью, которая связана с производством и распространением наркотиков, опасными тенденциями усиления терроризма, расширением незаконного рынка огнестрельного оружия.

Обсуждались и такие проблемы: борьба с коррупцией, участие общественности в предупреждении преступлений, женщины в системе правосудия, преступления, связанные с использованием компьютерной сети.

По проблеме предупреждения преступности конгрессом обращено внимание на разработку международных принципов предупреждения преступности, активизацию участия общественных формирований ее предупреждении.

Проблемы, связанные с исполнением наказания, на десятом конгрессе не рассматривались.

Одиннадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию состоялся в Бангкоке (Таиланд) и проходил 18 - 25 апреля 2005 г. В этом глобальном антикриминальном форуме принимало участие три тысячи делегатов из 178 стран.

Одиннадцатый Конгресс ООН характеризуется как уникальный форум, поскольку он обеспечил возможность обсуждения первоочередных проблем в области профилактики преступности и уголовного правосудия. В число пунктов повестки дня работы одиннадцатого Конгресса были включены пять основных вопросов:

профилактика преступлений и борьба с рецидивной преступностью; международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и другой транснациональной организованной преступностью; наркопреступность и противодействие наркотикам; экономические, финансовые преступления и противодействие коррупции; о преступлениях в сфере использования компьютеров и компьютерных технологий. Меры по предупреждению компьютерной преступности и кибертерроризма. В целом же одиннадцатый Конгресс ООН проходил под названием: "Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия".

Кроме того, в рамках конгресса было проведено шесть технических семинаров-практикумов по антикриминальной тематике.

На одиннадцатом Конгрессе ООН вопросы обращения с заключенными и связанные с этим пенитенциарные проблемы специально не рассматривались. Однако в процессе обсуждаемых вопросов отмечалось, что по-прежнему места лишения свободы остаются переполненными, где формируются далеко не гуманные отношения. К тому же, каких-либо позитивных подвижек в данном вопросе не наблюдается.

В выступлениях делегатов Конгресса ООН затрагивались вопросы:

о замене наказания в виде лишения свободы наказаниями, не связанными с изоляцией от общества; гуманного отношения к осужденным несовершеннолетним и осужденным женщинам; необходимости усиления профилактической деятельности и контроля государственных органов за поведением лиц, которые освободились от отбывания наказания.

По итогам работы Конгресса ООН было предложено государствам и участникам конгресса разработать национальные программы профилактики преступного поведения. Речь также шла о разработке и принятии трансконтинентальной международной программы профилактической деятельности.

Таким образом, Конгрессы ООН и принятые ими резолюции ориентируют мировое сообщество на более эффективное использование цивилизованных средств, борьбу с преступностью. Особенно подчеркивается, что преодоление преступных проявлений должно осуществляться активной деятельностью национальных правоохранительных органов (учреждений) и представителями широкой общественности того или иного государства. При этом выполнение своих национальных планов в вопросах борьбы с преступностью должно максимально согласовываться с учетом соблюдения тех стандартов, которые были приняты и одобрены мировым сообществом.

 

§ 2. Понятие и классификация

международно-правовых стандартов

 

Тенденции роста международного сотрудничества по вопросам борьбы с преступностью обусловлены расширением экономических, гуманитарных, культурных связей различных государств, объединением их усилий в деле борьбы за приоритет общечеловеческих ценностей, утверждением принципов уважения прав человека, международно-правовых стандартов и направлены на эффективное достижение целей уголовного наказания <235>.

--------------------------------

<235> См.: Богатырев А.Г. Международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью. М., 1989. С. 18; Зимин В.П. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. М., 1993. С. 7; Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. Рязань, 1994. С. 9.

 

Одной из специфических актуальных международных проблем является сотрудничество мирового сообщества в деле выработки международно-правовых стандартов в области исполнения уголовных наказаний, либерализации пенитенциарной системы, ресоциализации преступников.

Установление таких международных стандартов стало возможным благодаря новому мышлению, взаимному доверию, сближению законодательства различных государств, в том числе разработке модельных уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного кодексов для государств - участников СНГ <236>.

--------------------------------

<236> См.: Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. М., 1996. С. 403 - 417.

 

В самом общем виде международно-правовые стандарты обращения с заключенными представляют собой объединение усилий различных государств и иных субъектов международных неправительственных объединений в целях повышения эффективности исполнения уголовных наказаний, а также ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Поэтому международное сотрудничество рассматривается в качестве важнейшего средства борьбы с преступностью и исправления правонарушителей <237>.

--------------------------------

<237> См.: Карпец И.И. Международная преступность. М., 1988. С. 39; Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. Томск, 1995. С. 38 - 47.

 

Актуальность международно-правовых документов, касающихся исполнения уголовных наказаний, продолжает возрастать, поскольку в них сформулирован опыт различных государств обращения с заключенными, гуманистические тенденции отношения к лицам, отбывающим наказания, закреплены юридические гарантии их правового статуса.

В ст. 46 Конституции РФ говорится: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека".

Данное положение Конституции является реальной гарантией защиты интересов и субъективных прав всех граждан России, в том числе и лиц, отбывающих уголовное наказание.

Приоритет международно-правовых стандартов, демократизация и гуманизация социальных процессов в РФ нашли свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, где сказано, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Таким образом, Конституцией определено, что общепризнанные стандарты, содержащиеся в международно-правовых актах, ратифицированных Россией, являются частью ее национального законодательства, имеют приоритет по отношению к внутреннему законодательству и означают прямое юридическое действие.

Следовательно, нормы международного права являются не только его источником, но и источником уголовно-исполнительного права. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными должны применяться в практике исправительных учреждений так же, как и нормы уголовно-исполнительного законодательства. Это связано в первую очередь с тем, что борьба со все возрастающей преступностью требует совместных усилий всех государств, и международно-правовые стандарты должны соблюдаться на всех уровнях и стадиях борьбы с преступностью.

Приоритет международно-правовых стандартов закреплен также в ч. 2 ст. 1 Российской декларации прав и свобод человека и гражданина (1991 г.), где говорится: "Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР" <238>.

--------------------------------

<238> ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.

 

Актуальность международно-правовых документов, стандартов исполнения уголовных наказаний связана еще и с тем, что в учебниках по исправительно-трудовому (уголовно-исполнительному) праву вопросы, связанные с защитой субъективных прав осужденных, защитой их законных интересов, практически не освещались.

Отсутствие достаточной информации о международно-правовых стандартах у граждан нашего государства, а также специалистов не позволяло включать в систему отечественного законодательства нормы, принципы и рекомендации международных соглашений. Поэтому своевременная и исчерпывающая информация о принятых международно-правовых стандартах в сфере борьбы с преступностью и соблюдении прав человека служит неукоснительным условием выполнения как международных обязательств, так и непосредственно национального законодательства. В связи с этим доведение до сведения персонала исправительных учреждений международно-правовых стандартов будет способствовать расширению их профессионального кругозора, повышению уровня правовой культуры, более глубокому пониманию значимости своего труда.

Таким образом, изучение проблем международно-правовых стандартов позволяет использовать опыт борьбы с преступностью, в том числе исполнения уголовных наказаний, стремиться к совершенствованию и гуманизации ФСИН России.

В свою очередь, внедрение источников международного права в российское уголовно-исполнительное законодательство имеет значение не только для науки об исполнении уголовных наказаний, но и для науки международного права. Соответствующий механизм реализации норм международного права в самом общем виде уже разработан и закреплен в ч. 2 ст. 3 УИК РФ, где говорится: "Если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора".

Признание международно-правовых стандартов и внедрение их в уголовно-исполнительное законодательство РФ сделает его более эффективным, послужит гарантом законности прав человека, явится безошибочным направлением в правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих органов власти и должностных лиц.

Исходя из вышеизложенного, общепризнанные принципы и нормы международных стандартов являются фундаментальной базой для разработки как национального законодательства в целом, так и законодательства в сфере обращения с заключенными.

Для того чтобы более четко разобраться в содержании достаточно большого количества международно-правовых стандартов, необходима их юридическая классификация.

Международно-правовые документы в связи с этим следует делить на стандарты, которые адресованы ко всем гражданам, и стандарты, которые специально посвящены заключенным. Первая группа стандартов относится к правам человека вообще и лишь в отдельных случаях касается прав субъектов, находящихся в сфере действия уголовного законодательства. Такая группа международных стандартов имеет общий универсальный характер и относится ко всем отраслям права.

Наиболее важными международно-правовыми актами о правах человека общего характера являются:

Конвенция о принудительном или обязательном труде (1930 г.);

Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.) <239>;

--------------------------------

<239> См.: Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М., 1990. С. 14 - 19, 219 - 230.

 

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) <240>;

--------------------------------

<240> См.: Там же. С. 36 - 37.

 

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) <241>;

--------------------------------

<241> См.: Международное право в документах: Учеб. пособие / Сост. Н.Т. Блатова. М., 1982. С. 318 - 338.

 

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) <242>;

--------------------------------

<242> См.: Там же. С. 12 - 18.

 

Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.) <243>;

--------------------------------

<243> См.: Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М., 1990. С. 80 - 98.

 

Конвенция об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения (1982 г.) <244>;

--------------------------------

<244> См.: Международное сотрудничество в области прав человека: Док. и мат-лы. Вып. 2. М., 1993. С. 241 - 252.

 

8) Парижская хартия для новой Европы (1990 г.) <245> и т.д.

--------------------------------

<245> См.: Там же. С. 310 - 323.

 

Вышеуказанные международно-правовые документы о приоритете общечеловеческих ценностей в теории международного права принято считать основополагающими, или актами универсального характера. Так, ст. 2 Всеобщей декларации прав человека гласит, что права и свободы, провозглашенные Декларацией, относятся ко всем без исключения. Вместе с тем стандарты общего характера, не предназначенные специально для заключенных, содержат отдельные положения, касающиеся лиц, осужденных за уголовные преступления.

Статья 5 Всеобщей декларации прав человека указывает, что никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. Статья 10 Пакта устанавливает, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства. В пенитенциарных учреждениях должен быть установлен такой режим, целью которого является исправление и социальное перевоспитание лиц, лишенных свободы. В ст. 10(2) указано, что обвиняемые помещаются отдельно от заключенных, а обвиняемые несовершеннолетние - отдельно от совершеннолетних.

В Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе содержится принцип о гуманном обращении с лицами, отбывающими наказание в местах заключения, о недопустимости применения наказания, которое носило бы характер жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Наиболее важные положения международно-правовых стандартов уже нашли свое конкретное воплощение в ст. 1 Закона от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (на период 2002 - 2006 гг.).

Статья 3 УИК РФ специально устанавливает соотношение Уголовно-исполнительного законодательства РФ и международно-правовых актов. В частности, в ч. 1 ст. 3 УИК РФ закрепляется, что "уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, являющихся составной частью правовой системы РФ, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.