Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С заключенными и проблемы их реализации 3 страница




Вторая группа международно-правовых стандартов - это нормы-принципы специального характера, которые непосредственно отражают специальные права осужденных, то есть относятся к пенитенциарному законодательству либо в целом для уголовной системы.

К данной категории стандартов относятся:

1) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) <246>;

--------------------------------

<246> См.: Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М., 1990. С. 290 - 313.

 

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.) <247>;

--------------------------------

<247> См.: Международное сотрудничество в области прав человека: Док. и мат-лы. Вып. 2. М., 1993. С. 457 - 463.

 

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) <248>;

--------------------------------

<248> См.: Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М., 1990. С. 109 - 125.

 

Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.) <249>;

--------------------------------

<249> См.: Там же. С. 329 - 330.

 

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г. <250>;

--------------------------------

<250> См.: Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сб. междунар. док. Вып. 1. М., 1989. С. 138 - 142.

 

Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.) <251>;

--------------------------------

<251> См.: Международное сотрудничество в области прав человека: Док. и мат-лы. Вып. 2. М., 1993. С. 487 - 498.

 

Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 г. <252>;

--------------------------------

<252> См.: Там же. С. 518 - 529.

 

Основные принципы обращения с заключенными (1990 г.) <253> и др.

--------------------------------

<253> См.: Там же. С. 546 - 549.

 

Анализ данной классификационной группы стандартов позволяет сделать вывод, что их специфические положения имеют непосредственное отношение как к лицам, осужденным судом к лишению свободы, так и к лицам, осужденным к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Она является основой, которая регулирует различные аспекты деятельности пенитенциарной системы, а также совокупностью юридических отношений по исполнению уголовных наказаний.

Практическое назначение классификации стандартов состоит в том, что они ориентируют лиц, изучающих данную проблему, не только на стандарты общего характера, но и специализированные нормативные акты.

При осуществлении сотрудничества в области прав человека и обращения с заключенными всю совокупность международно-правовых стандартов по степени обязательности можно условно разделить на нормы обязательного и правила рекомендательного характера.

Международные договоры (пакты, конвенции), носящие договорно-правовой или конвенционный характер, в национальной системе не допускают каких-либо отклонений. Они, как правило, закрепляются в отечественном законодательстве и исполняются неукоснительно государствами, их подписавшими или ратифицировавшими.

В связи с этим Россия взяла на себя обязательство привести отечественное законодательство, в том числе и законодательство в сфере исполнения уголовных наказаний, в соответствие с общепризнанными стандартами.

Следующая группа международных документов, не носящих обязательного характера, специально создавалась для установления стандартов в сфере обращения с заключенными в рамках международных организаций как всеобщего, так и регионального характера. К числу таких рекомендательных документов или стандартов следует отнести, например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) и Положение о Европейских тюрьмах (1987 г.) <254>.

--------------------------------

<254> См.: Положение о Европейских тюрьмах. Рекомендация N R (87) 3 принятая Комитетом министров Европейского Совета 12.12.1987. Страсбург: Совет Европы. Комитет министров, 1987. 112 с.

 

Приведенная классификация, то есть деление всех международных документов на международно-правовые акты и стандарты, позволяет отличать обязательные стандарты от стандартов рекомендательного характера.

Если первая группа стандартов имеет обязательную юридическую силу для государства, ратифицировавшего те или иные нормативные акты, то рекомендательные нормативные акты внедряются тем или иным государством с учетом национальных, экономических, политических и иных предпосылок.

Главное назначение стандартов-рекомендаций как менее категоричных форм по сравнению с международными договорами (конвенциями) заключается в том, что они должны содействовать развитию внутреннего пенитенциарного законодательства в целях эффективного достижения ресоциализации заключенных. В последующем, по мере их внедрения в национальное законодательство, они приобретают характер обязательных. Таким образом, данная классификационная группа позволяет при изучении международно-правовых стандартов учитывать их различную юридическую силу.

Классификация международных стандартов возможна и по их основному содержанию. Прежде всего это стандарты, содержащие общие положения - стандарты-принципы. Такие стандарты устанавливают основные принципы сотрудничества государств по пенитенциарным проблемам, международные резолюции, соответствующие концепции.

Стандарты-рекомендации могут регулировать конкретные правоотношения, возникающие в связи с исполнением того или иного вида уголовного наказания. Так, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными регулируют отношения в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы, а Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), касаются назначения наказаний, не связанных с тюремным заключением.

Назначение указанной классификационной группы стандартов - оказание непосредственной помощи региональным институтам в проведении научно-исследовательской деятельности по разработке правил обращения с заключенными.

Следующая классификационная группа - это деление стандартов по субъектам правоотношений.

С одной стороны, это международные стандарты, которые распространяются в основном на заключенных (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными), с другой - стандарты, относящиеся к определенным профессиональным группам: персоналу пенитенциарных учреждений и другим категориям должностных лиц (Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г., Токийская декларация Всемирной медицинской ассоциации 1975 г.).

Международно-правовые стандарты следует классифицировать и по территориальному действию. Они устанавливаются Генеральной Ассамблеей ООН и адресуются всем членам мирового сообщества. К ним относятся правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.) <255>; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (1990 г.) <256>.

--------------------------------

<255> См.: Международное сотрудничество в области прав человека: Док. и мат-лы. Вып. 2. М., 1993. С. 529 - 546.

<256> См.: Там же. С. 511 - 518.

 

Помимо ООН, пенитенциарными проблемами занимаются и другие региональные сообщества. Сюда в первую очередь следует отнести Совет Европы, который как региональная правительственная организация, занимающаяся проблемами защиты прав и свобод человека, была образована в 1949 г.

В соответствии с п. "b" ст. 1 Устава Совета Европы его целью является общий интерес - заключение соглашений и проведение совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной сферах.

Вопросы, касающиеся национальной обороны, в компетенцию Совета Европы согласно его Уставу, принятому 5 мая 1949 г., не входят.

Помимо Устава Совета Европы юридическую основу его деятельности составляют международно-правовые акты общего значения, а также принятая Советом Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Сюда же относится Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.

Под эгидой Совета Европы было принято Положение о европейских тюрьмах, где содержатся стандарты по обращению с заключенными, находящимися в местах лишения свободы стран - членов Совета Европы, и непосредственно адресованы только этим государствам. Наряду с международными правительственными организациями (Организация Объединенных Наций и ее рабочие органы) следует отметить деятельность международных неправительственных организаций (МНПО), которые занимаются вопросами прав осужденных, ресоциализации преступников, предупреждения преступности и обращения с правонарушителями и другими проблемами пенитенциарной политики.

К числу МНПО научного направления относятся Международное общество социальной защиты, Лига Д. Говарда по реформе пенитенциарной системы, Международное общество по предупреждению преступности, Международная ассоциация уголовного права, Международное криминологическое общество <257>.

--------------------------------

<257> См.: Стручков Н.Л., Викторова И.Б. Обсуждение пенитенциарных проблем на международном уровне. Рязань, 1983. С. 8 - 12; Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993. С. 81 - 88.

 

К числу гуманитарных МНПО относятся: Международная ассоциация помощи заключенным, Международная амнистия, Армия спасения, Международный уголовный и пенитенциарный фонд, Тюремное братство, Международная федерация прав человека и т.д. <258>.

--------------------------------

<258> См.: Зимин В.П. Международное сотрудничество правоохранительных органов. М., 1990. С. 4; Зимин В.П. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. М., 1993. С. 8 - 10.

 

Однако сотрудничество международных организаций как всеобщего, так и регионального характера в целом носит субсидиарный (вспомогательный) характер по сравнению с внутригосударственными методами исполнения наказаний и обращения с правонарушителями.

Например, Международное общество социальной защиты свои задачи видит в пропаганде гуманизации уголовной политики. Оно было организовано в 1949 г., объединяет в своих рядах более 50 стран, издает свой периодический журнал. Общество готовит и проводит раз в пять лет конгрессы социальной защиты по ресоциализации преступников. Кроме конгрессов, общество проводит также научно-практические семинары. На них собираются чаще всего специалисты в области уголовного права, пенитенциарных наук, социологии, психиатрии, психологии, медицины и других направлений. Данная неправительственная международная организация взаимодействует с другими национальными неправительственными и правительственными международными организациями.

Международные стандарты и их реализация могут классифицироваться по каким-либо отдельным конкретным направлениям, институтам, элементам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы и правил обращения с заключенными. К числу таких направлений следует отнести: организацию родовой и видовой классификации лиц, лишенных свободы; организацию микросоциальных условий отбывания наказания; организацию труда и профессиональной подготовки осужденных; организацию режима отбывания наказания; организацию воспитательного воздействия в отношении правонарушителей <259>.

--------------------------------

<259> Подробнее см.: Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. Рязань, 1994. С. 7 - 52.

 

Активное участие России в реализации международно-правовых стандартов по защите прав человека, гуманному отношению к правонарушителям позволило ей в соответствии с приглашением Совета Европы от 6 февраля 1996 г. <260>, а затем Федерального закона от 23 февраля 1996 г. "О присоединении России к Уставу Совета Европы" стать полноправным членом Совета Европы.

--------------------------------

<260> См.: Приглашение РФ стать членом Совета Европы / Резолюция 96 (принята Комитетом министров Совета Европы 6 февраля 1996 г. на 557-м заседании на уровне постоянных представителей). Страсбург: Совет Европы, Комитет министров, 1996. С. 10.

 

Следует особо подчеркнуть, что Российская Федерация активно осуществляет свою деятельность во всех сферах и формах международного сотрудничества, постоянно использует все свои возможности по согласованию координации научных исследований, изучению практической деятельности зарубежных пенитенциарных систем.

Итак, под международно-правовыми стандартами обращения с заключенными следует понимать принятые на международном уровне документы ООН (нормативные акты, рекомендации по правилам обращения с заключенными), которые направлены на совершенствование национального законодательства в такой сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, как исполнение уголовных наказаний.

 

§ 3. Социально-правовая характеристика Минимальных

стандартных правил обращения с заключенными

 

История создания международных норм обращения с заключенными началась с Лондонского конгресса 1872 г. Тогда был принят документ, систематизировавший правила обращения с заключенными. В 1926 г. в г. Берне пенитенциарная комиссия рассматривала новый проект документа об обращении с заключенными, который в 1934 г. был одобрен Лигой Наций и просуществовал до 1949 г.

В 1949 г. в Организации Объединенных Наций был создан комитет специалистов в области тюрьмоведения, предложивший пересмотреть правила обращения с заключенными, которые были разработаны под эгидой Лиги Наций. В 1951 г. последний вариант измененных правил был передан в ООН <261>.

--------------------------------

<261> См.: Стручков Н.А. Обсуждение пенитенциарных проблем на международном уровне. Рязань, 1977. С. 41 - 47.

 

Проект новых Минимальных стандартных правил обращения с заключенными был принят первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г. в г. Женеве (Швейцария). Указанные Правила были одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН в 1977 г. <262>.

--------------------------------

<262> Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 авг. 1955 г. // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 102 - 124.

 

Правила состоят из 95 развернутых статей, структурно делятся на две части и представляют собой один из наиболее подробных документов международного характера по обращению с лицами, лишенными свободы. После принятия Минимальных стандартных правил государствам-участникам было рекомендовано информировать Генерального секретаря ООН о ходе их выполнения через каждые пять лет.

Первая часть рассматриваемых Правил содержит общие принципы, т.е. правила, применяемые ко всем категориям заключенных. В их числе положения, касающиеся предварительного заключения, принципы исполнения наказания, разбивки осужденных на категории (классификация), размещения, обеспечения осужденных одеждой и постельными принадлежностями, оказания им медицинской помощи, дисциплины и наказания, вопросы режима отбывания наказания заключенных в тюрьме, их связи с внешним миром. Здесь же содержатся положения о религии, хранении имущества заключенных, библиотеке, переводах в другие тюремные учреждения, штатах служащих, вопросы инспектирования пенитенциарных учреждений (ст. 6 - 55).

Вторая часть Правил содержит принципы, которые применяются к различным категориям заключенных, и состоит из следующих разделов:

раздел "А" содержит стандарты применительно к заключенным, в отношении которых вынесен приговор к лишению свободы;

раздел "Б" формулирует стандарты исполнения наказания применительно к душевнобольным и психически ненормальным заключенным;

раздел "В" посвящен заключенным, которые находятся под арестом или в ожидании судебного разбирательства.

В самостоятельный раздел "Г" выделены правила содержания заключенных, содержащихся в тюрьме в порядке исполнения решения по гражданскому делу.

Наибольший интерес представляет раздел "А", который состоит из следующих подразделов: основополагающие принципы (формулируются цели тюремного заключения); обращение с заключенными (дается попытка определить правовое положение заключенного); классификация и индивидуализация; стимулирующие средства. В данном разделе содержатся указания на средства исправления осужденных. В частности, формулируются принципы обязательности труда (ст. 71 - 76).

Так, п. 2 ст. 71 Правил устанавливает, что все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом. Как средство исправления труд заключенных не должен содержать бессмысленную работу, его организация в максимальной степени должна быть приближена к труду свободных граждан. Правила также указывают, что заключенным не следует поручать такую работу, которая приносит им те или иные страдания. Международно-правовой стандарт предусматривает для заключенных один день отдыха в неделю и справедливую оплату их труда. При этом заработанная плата должна распределяться на три части: на нужды самого заключенного, его семьи и в сберегательный фонд освобождения.

К иным средствам исправления Правила относят: учебу и досуг (развлечения, культурный отдых) заключенных (ст. 77, 78), физкультурно-спортивную работу (ст. 21), просветительную работу (ст. 39), религиозное попечение с оговоркой - там, где это возможно (ст. 41).

Специальной статьи о правовом положении Правила не содержат. Это слабая сторона рассматриваемого документа. Однако не следует полагать, что Правила обошли этот вопрос. Статья 61 Правил устанавливает, что заключенные продолжают оставаться частью общества и имеют право на социальное обеспечение. Указывается, что общество должно проявлять посильную заботу не только об осужденном, но и о его семье и обеспечивать защиту их интересов. Правила устанавливают принцип о том, что администрация тюрем обязана уважать и соблюдать гражданские права заключенных. В ст. 36 Правил говорится, что осужденные имеют право на подачу жалобы.

В ст. 67 Правил указываются цели классификации: изолировать заключенных от других категорий, которые могут оказать вредное воздействие; разделить заключенных на классы для того, чтобы обеспечить работу персонала в интересах исправления осужденных. Классификация осужденных рекомендуется не только после назначения наказания, но и в период отбывания наказания. Основаниями для раздельного содержания заключенных являются пол, возраст, уголовное прошлое, юридическое основание для тюремного заключения, их поведение.

Правила рекомендуют, что осужденные к лишению свободы должны содержаться отдельно от заключенных в порядке меры пресечения; лица, водворенные в тюрьму за долги, - отдельно от других лиц, осужденных за уголовные преступления; заключенные также должны содержаться по классам с учетом исполнения уголовного наказания по прогрессивной системе. При этом стандартом установлено, что администрация тюрьмы должна иметь самые полные сведения о личности заключенного (ст. 67 - 69).

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными регулируют порядок поддержания дисциплины, условия применения привилегий (ст. 70), средств усмирения (ст. 33 - 34), которые не следует применять в качестве мер взыскания. Средства усмирения могут применяться только в качестве средства безопасности для предотвращения нанесения вреда, пресечения побегов и по причинам медицинского характера.

Правила запрещают применение телесных наказаний, изоляцию осужденных в темной камере, категорически запрещается использовать такие средства усмирения, как кандалы, цепи, путы, а также все виды жестокого, бесчеловечного или унизительного наказания. Тем не менее персонал учреждения может применить насилие в случае необходимости и только в той степени, в какой это целесообразно.

Дисциплинарное взыскание в виде сокращения питания может быть применено только при наличии письменного согласия врача о том, что конкретное лицо может по своему физическому состоянию перенести данный вид наказания.

Заключенные не могут назначаться в дисциплинарном порядке на работу по обслуживанию пенитенциарного учреждения. Однако это правило не должно препятствовать функционированию системы самоуправления, при которой ответственность за определенные виды социальной, воспитательной или спортивной деятельности возлагаются на самих заключенных, которые работают под надзором в составе групп, создаваемых в целях их перевоспитания (ст. 28). Правила предусматривают и такое важное средство воспитательного воздействия, как индивидуальный подход к каждому заключенному (ст. 59, 63).

Формы участия общественности основываются на принципе добровольности.

Участие общественности в исправлении осужденных ("патронат") в соответствии с Правилами должно начинаться с момента вступления приговора в законную силу и осуществляется в целях помощи осужденным в рамках закона. Статья 81 указывает, что представители общественности должны иметь допуск в тюрьму.

Правила особо выделяют деятельность патроната в различные периоды. Во время исполнения наказания общественные формирования помогают осужденным в связях с их семьями, различными учреждениями. Особое внимание Правила уделяют заботе о заключенных после их освобождения. Это выражается в оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве, обеспечении одеждой, питанием.

Часть 3 Правил специально посвящена персоналу пенитенциарных учреждений (ст. 51 - 63) <263>. С одной стороны, от сотрудников требуется поддерживать в тюрьме высокий уровень безопасности, а с другой - персонал должен постоянно осознавать, что рано или поздно заключенные вернутся в общество. Поэтому ст. 56 Минимальных стандартных правил гласит, что все сотрудники мест заключения всегда должны вести себя и выполнять свои обязанности так, чтобы служить примером для заключенных и завоевывать их уважение. Само собой разумеется, что их заработная плата должна устанавливаться с таким расчетом, чтобы привлекать к этой работе способных и грамотных работников. Принимая во внимание исключительно трудные условия данной работы, Правила рекомендуют обеспечить этим людям соответствующие льготы и условия труда (ст. 46).

--------------------------------

<263> Согласно правительственной программе по проведению пенитенциарных реформ в США в 1965 г. была основана нынешняя Академия сотрудников исправительных учреждений для профессиональной подготовки тюремных служащих всех рангов и званий. См.: Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях: Сб. лекций. Домодедово, 1993. С. 35 - 40.

 

Администрация должна зарабатывать достаточно, чтобы избежать соблазна принимать взятки, иметь дополнительный заработок. Коррупция в данной сфере способствует нарушению законности, приводит к массовым беспорядкам, угрозе жизни персонала и осужденных. Сотрудники и общественность должны понимать, что они выполняют работу большого общественного значения. Для укрепления этого убеждения она должна использовать возможности общественной информации.

Прогрессивные положения Правил состоят в том, что они исключают: систему одиночного заключения в камере, жестокое обращение с заключенными (воздействие гипнозом не в целях исцеления, телесные наказания, пытки); проведение над заключенными медицинских опытов, применение повторного взыскания за одно и то же правонарушение.

В целом же Правила предусматривают гуманный характер обращения с заключенными, устанавливают ряд руководящих принципов, которые изложены в ч. 2 (ст. 56 - 84). Эти принципы охватывают вопросы безопасности заключенных, обращения и устройства их после освобождения.

Минимальные стандартные правила следует рассматривать как провозглашение руководящих принципов воспитательного воздействия на заключенных. С учетом их гуманной направленности они являются своего рода Великой хартией прав заключенных.

В ряде случаев в плане гуманизации исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы российское уголовно-исполнительное законодательство опережает Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Например, Законом РФ от 12 июня 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" отменено применение к осужденным такой меры безопасности, как смирительная рубашка <264>.

--------------------------------

<264> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 29. Ст. 1687.

 

В настоящее время в новом уголовно-исполнительном законодательстве РФ предусмотрен ряд важных стимулов, направленных на материальное обеспечение и стимулирование правопослушного поведения осужденных, тогда как Минимальные стандартные правила соответствующих мер в отношении заключенных не содержат.

Минимальные стандартные правила не могут оставаться неизменными. Они должны постоянно совершенствоваться, тем более со времени их принятия значительно обогатилась пенитенциарная наука и изменилась действующая практика учреждений. В связи с этим, как свидетельствует международно-правовой опыт деятельности пенитенциарных систем зарубежных государств, было бы целесообразно дополнить их следующими наиболее важными положениями:

тюремное заключение должно носить ограниченный характер и иметь постепенную тенденцию к сокращению. Поэтому перед пенитенциарной наукой стоит задача поисков мер альтернативного воздействия (штрафы, конфискация имущества и т.д.);

размещение тюрем в городах. Это даст возможность привлекать высококвалифицированных специалистов, приглашать ученых из университетов для чтения лекций, проведения бесед и других воспитательных мероприятий;

каждый преступник, независимо от того, где он совершил преступление, должен отбывать наказание, как правило, по месту его постоянного проживания;

образ жизни и условия содержания в пенитенциарных учреждениях должны быть, как правило, максимально приближены к жизни на свободе, что поможет вернуть правонарушителя в ряды правопослушных граждан, за исключением таких тюрем, где осужденные отбывают пожизненное лишение свободы;

Минимальные стандартные правила должны изучаться во всех юридических учебных заведениях государств наряду с такими дисциплинами, как уголовное, уголовно-исполнительное право, криминология, и другими предметами;

к персоналу учреждений должны предъявляться постоянно возрастающие требования. Это выражается в том, что он должен уметь пользоваться новейшими научными достижениями, применять самые эффективные методики позитивного воздействия на заключенных, в совершенстве владеть компьютером, а также уметь пользоваться новейшей электронно-вычислительной техникой;

в Правилах должны найти дальнейшее развитие такие институты, как применение конкретных мер поощрений и взысканий, установление степеней исправления правонарушителей, а также более эффективное привлечение общественности к воспитательной работе с лицами, ранее отбывавшими наказание в тюрьме.

В целом Минимальные стандартные правила принято считать рекомендациями прямого действия, однако они для государств - членов ООН обязательными не являются. Это связано с тем, что международно-правовой конвенции по ним до настоящего времени пока не принято.

 

§ 4. Конвенция против пыток и других жестоких,

бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения

и наказания. Характеристика Токийских и Пекинских правил

 

Международное сообщество уделяет значительное внимание запрещению пыток <265>. Во Всеобщей декларации прав человека (ст. 5), Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 10) говорится, что никто не должен подвергаться пыткам, жестокому обращению, наказанию, которое унижает достоинство человека.

--------------------------------

<265> См.: Международное право: Учебник / Под ред. Г.И. Тункина. М., 1994. С. 329.

 

В 1975 г. ООН была принята Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. На основе этой Декларации 10 декабря 1984 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания <266>. Конвенция была ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР и на территории бывшего СССР 26 июня 1987 г. вступила в обязательную силу. Поскольку Россия является преемником СССР, указанный документ автоматически действует на всей территории РФ. Она содержит 33 статьи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.