Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Праблемы выхавання 3/2006 с




3.

ТЭОРЫЯ


емои ими, творимой ими новой социо­культурной среды» [8, с. 90].

Успешность социализации зависит не столько от широты и глубины усвоения уже готовых норм, сколько от полученной в процессе индивидуальной способности каждого к самостоятельной деятельности в обществе и на благо сообщества. В свою же очередь образование, участвуя в социа­лизации детей, становится частью социо­культурных механизмов саморазвития об­щества, его социокультурной технологией и, таким образом, стимулирует изменение тех норм и стандартов, с помощью кото­рых социализирует детей. Таким образом, социализация есть «не «включение в за­данное», а приобретение собственного по­следнего через анализ и реконструкцию. Социализация, в конечном счете, есть спо­соб самореализации ребенка и подростка в социальном бытии, в культурной жиз­ни; есть также и культивирование Себя, нахождение своего Места (индивидуально­го пространства) в изменяющемся мире» [8, с. 90].

.Индивидуализация, по утверждению О. С. Газмана, «это деятельность взросло­го (педагога) и самого учащегося по под­держке и развитию того единичного, осо­бого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приоб­рел в индивидуальном опыте» [4, с. 15]. О. С. Газман считал, что индивидуализа­ция предполагает «во-первых, индивидуаль­но ориентированную помощь детям в реа­лизации первичных базовых потребно­стей — без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого дос­тоинства; во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации задан­ных природой физических (наследствен­ных), интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного индивида. И, наконец, третья, стержневая черта индивидуализации — поддержка человека в автономном и духов­ном самостроительстве, в творческом само­воплощении («неадаптивной активности» по В. Петровскому), в развитии способно­сти к жизненному самоопределению (эк­зистенциальному выбору)» [4].

По мнению О. С. Газмана, «индивиду­ализация личности, развитие ее «самости» и составляет в широком смысле содержа­ние «педагогики свободы». Цель этой пе-


дагогики можно определить как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира («субъективной реально­сти», по В. Слободчикову); предметом этой педагогической отрасли выступают сред­ства, помогающие человеку в саморазви­тии, самоопределении и самореализации. А результатом является свободоспособность личности. Причем «педагогика свободы» ориентируется на способы изучения само­го себя. Изучая человека как субъекта вы­бора, она имеет в виду то, что человек де­лает (осуществляет) этот выбор по отноше­нию к себе, а значит, без самопознания свобода невозможна. О. С. Газман обраща­ет внимание на то, что «в исследовании свободы личности ребенка в образователь­ном процессе различаются два подхода к понятию «свобода». Первый рассматривает внутреннюю свободу субъекта как свободу воли: «хочу» (потребности, интересы), «могу» (творческая способность деятельно­сти), «надо» (моральный закон в себя). Второй — как условие для самовоплоще­ния свободы развития личности, определя­емого как саморазвитие» [3, с. 17].

Исследователь утверждал, что «ребенок в условиях поддержки и заботы начина­ет проявлять себя не просто в активных и позитивных формах поведения. Он всту­пает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудни­чества со взрослым» [5, с. 32].

Таким образом, педагогика свободы изначально рассматривает ребенка как уникальную духовную «самость» и инди­видуальную действительность, а не как индивидуальную возможность. Сама она рассматривается как теория и практика деятельности педагогов-профессионалов, ориентирующихся на развитие у детей свободоспособности, и этим самым сни­мает для нее проблему «человека как объекта воспитания» (социализация) и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосозна­ния), свободной деятельности (самодея­тельности), свободного поведения (жизне­деятельности). Поэтому проблема образо­вания личности выступает в педагогике свободы, по утверждению О. С. Газмана, как «проблема индивидуального самораз­вития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотруд­ничество, сотворчество взрослого и ребен-


1.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.