КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Праблемы выхавання 3/2006 с3. ТЭОРЫЯ емои ими, творимой ими новой социокультурной среды» [8, с. 90]. Успешность социализации зависит не столько от широты и глубины усвоения уже готовых норм, сколько от полученной в процессе индивидуальной способности каждого к самостоятельной деятельности в обществе и на благо сообщества. В свою же очередь образование, участвуя в социализации детей, становится частью социокультурных механизмов саморазвития общества, его социокультурной технологией и, таким образом, стимулирует изменение тех норм и стандартов, с помощью которых социализирует детей. Таким образом, социализация есть «не «включение в заданное», а приобретение собственного последнего через анализ и реконструкцию. Социализация, в конечном счете, есть способ самореализации ребенка и подростка в социальном бытии, в культурной жизни; есть также и культивирование Себя, нахождение своего Места (индивидуального пространства) в изменяющемся мире» [8, с. 90]. .Индивидуализация, по утверждению О. С. Газмана, «это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте» [4, с. 15]. О. С. Газман считал, что индивидуализация предполагает «во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей — без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства; во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой физических (наследственных), интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного индивида. И, наконец, третья, стержневая черта индивидуализации — поддержка человека в автономном и духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении («неадаптивной активности» по В. Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору)» [4]. По мнению О. С. Газмана, «индивидуализация личности, развитие ее «самости» и составляет в широком смысле содержание «педагогики свободы». Цель этой пе- дагогики можно определить как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира («субъективной реальности», по В. Слободчикову); предметом этой педагогической отрасли выступают средства, помогающие человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации. А результатом является свободоспособность личности. Причем «педагогика свободы» ориентируется на способы изучения самого себя. Изучая человека как субъекта выбора, она имеет в виду то, что человек делает (осуществляет) этот выбор по отношению к себе, а значит, без самопознания свобода невозможна. О. С. Газман обращает внимание на то, что «в исследовании свободы личности ребенка в образовательном процессе различаются два подхода к понятию «свобода». Первый рассматривает внутреннюю свободу субъекта как свободу воли: «хочу» (потребности, интересы), «могу» (творческая способность деятельности), «надо» (моральный закон в себя). Второй — как условие для самовоплощения свободы развития личности, определяемого как саморазвитие» [3, с. 17]. Исследователь утверждал, что «ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в активных и позитивных формах поведения. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослым» [5, с. 32]. Таким образом, педагогика свободы изначально рассматривает ребенка как уникальную духовную «самость» и индивидуальную действительность, а не как индивидуальную возможность. Сама она рассматривается как теория и практика деятельности педагогов-профессионалов, ориентирующихся на развитие у детей свободоспособности, и этим самым снимает для нее проблему «человека как объекта воспитания» (социализация) и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного поведения (жизнедеятельности). Поэтому проблема образования личности выступает в педагогике свободы, по утверждению О. С. Газмана, как «проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребен- 1.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |