Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I Праблемы выхавання 5/2005




I —I


 

• часто молодые люди лишены объек­тивной информации о себе, своих возмож­ностях, задатках, способностях, что при­водит к личному кризису, конформизму;

• они оказываются не в состоянии выбрать адекватные ориентиры для само­реализации, что проявляется в измене­нии самосознания и самооценки;

• возникают проблемы из-за того, что не хватает средств и возможностей вы­разить свой внутренний мир.

Развивая способности личности к са­мореализации и самовыражению, необхо­димо также формировать адекватную са­мооценку, предоставлять возможность для проявления творческой инициативы. Выявление познавательной и эмоциональ­ной направленности личности помогает определить индивидуальные формы само­реализации молодых людей, так как психологические особенности восприятия играют важную роль в формировании са­мосознания творческой личности. Усвое­ние информации осуществляется через взаимодействие потребностей, мотивов, мыслей, чувств, настроений, интересов, т.е. через всю ее структуру. Познаватель­ная и досуговая деятельность могут рас­сматриваться как важное условие для проявления самостоятельности личности при выборе способов реализации своих возможностей.

Результат педагогического процесса определяется динамикой личностного рос­та ребенка и качеством учебно-познаватель­ной деятельности учащихся. Последнее характеризуется следующими факторами:

1. Соответствием содержания и форм учебно-познавательной деятельности це­лям данного педагогического процесса.

2. Эффективностью этой учебно-позна­вательной деятельности.

В учебно-познавательной деятельности выделяют следующие компоненты: поиск информации; ее первичная переработка; воспроизведение информации; усвоение понятийного аппарата, фактологического материала; выработка операциональных и инструментальных умений и навыков; усвоение схем и алгоритмов деятельнос­ти; выработка умения применять факто­логический материал и операциональные навыки в стандартных ситуациях учеб­ных задач, выполнять неалгоритмизуе-мые действия и операции; создание не-существовавшего продукта (как результа­та интеллектуальной или производствен-


ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА


ной деятельности); рефлексия учебно-по­знавательной деятельности.

Чем раньше дети приобщаются к ин­тересующей и волнующей их практиче­ской деятельности, тем глубже они пони­мают смысл будущей трудовой деятельно­сти, тем активнее и осознаннее происхо­дит реализация их как личностей. Разви­тые в детстве творческие способности эф­фективно влияют на дальнейшую жизнь, непрерывное совершенствование человека.

Помимо специального опыта в конк­ретной области деятельности, человек поднимается на тот или иной уровень об­щего развития, накапливает жизненный опыт, обладает определенными свойствами нервной организации. Педагог должен учитывать эти общие основания специа­лизации трудового развития личности. При этом приходит осознание того, что специальные способности являются про­дуктом развития специальных видов дея­тельности, имеющих ведущее значение в общем развитии человека. Однако оно также влияет на формирование потенци­альных свойств личности. Продуктом об­щего развития является одаренность. Сле­довательно, педагогу предстоит опреде­литься в соотношении одаренности и спе­циальных способностей и в еще более фундаментальной проблеме соотношения общего и специального развития.

Общее развитие связано со специфич­ным производственным опытом человека, с достигнутым уровнем мастерства и ус­пехами в деятельности, которые влияют на остальные стороны жизни и психиче­ского развития. С точки зрения генетики, взаимоотношение между одаренностью и специальными способностями с возрастом видоизменяются и преобразуются. Специ­альные способности связаны как генети­чески, так и структурно с одаренностью, а последняя проявляется и развивается в специальных способностях. С. Л. Рубин­штейн отмечает, когда одаренность рас­сматривается «вне отношения к конкрет­ным видам деятельности и конкретным способностям, утрачиваются конкретные черты интеллектуального облика реально­го живого человека». Он подчеркивает, что «если под общей одаренностью разу­меть взятую в ее единстве совокупность всех данных человека, от которых зави­сит продуктивность его деятельности, то


в нее включается не только интеллект, но и в единстве и взаимопроникновении с интеллектом и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоцио­нальной сферы, темперамента, эмоцио­нальная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д.».

Ни одна отдельная способность не мо­жет быть достаточной для успешного вы­полнения деятельности. Надо, чтобы у че­ловека было много способностей, находя­щихся в благоприятном сочетании. Каче­ственно своеобразное сочетание способ­ностей, необходимых для успешного вы­полнения какой-либо деятельности, на­зывают одаренностью. Педагогу очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются основными, ведущи­ми для каждого вида деятельности у вос­питанника. Это поможет найти наиболее действенные методы формирования у де­тей таких способностей и повысить общую культуру и результативность деятельности.

Благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных субъектов для творчества характерна их индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей во вне­школьном учреждении надо не игнори­ровать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя различные методы индивидуального воздействия и взаимодействия. Предлагаемые технологи­ческие правила организации деятельнос­ти во внешкольном учреждении помогут достичь высоких и качественных резуль­татов деятельности как группы, так и каждого ее члена, а предлагаемый алго­ритм педагогической деятельности по са­моутверждению индивидуальности помо­жет воспитанникам социализироваться.

Результатом социализации являются следующие проявления личности: соци­альная адаптированность, автономность и социальная активность. Исследования творческой деятельности последних лет, в частности структуры одаренности, дают определенные основания для формирова­ния новых подходов относительно дина­мики и организации творческого процес­са, сущности творчества.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.