Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вертеп-ящик




Характеристика вертепа как ящика (шкапчика или этажерки) наиболее неопределенна (см. описание Иркутского вертепа в конце работы (Ир.)) 2. К этому типу мы относим сцены без икон (или картинок, заменяющих иконы) и крыши, такие как вертепные сцены из с. Туривка или из Новгород-Северска (Тур., Нов.-С.). Наличие икон в вертепе позволяет соотнести его с иконостасом, а наличие крыши – с домом. Однако то сооружение, которое кажется собирателю простой "этажеркой", на деле могло обладать такими архитектурными деталями, которые позволили бы нам связывать его внешний вид с иконостасом. Черты иконостаса в облике вертепных театров – наиболее значимая и наиболее тонко проявляющаяся характеристика. Это не только наличие икон, но особенности резного убранства и общий архитектонический строй. Группа "ящиков" в нашей таблице представлена исключительно вертепами, известными нам по словесным описаниям. Возможно, что при наличии изображений, распределение по группам изменилось бы.

Некоторые дополнительные элементы убранства вертепных ящиков делают их похожими на святочную звезду или иконостас. В первом случае театр может быть снабжен светящимися фонарями (Бат.), крупной звездой-"зарей" или вертящимися от пламени свечи фигурами (Пс.). Специальный фонарь на Святках мог выполнять роль вифлеемской звезды. Это подтверждает тот факт, что в некоторых местностях святочный фонарь ставили в Красном углу вместо икон (Тор.зв.). Вертящиеся элементы вертепа, видимо, воявились под влиянием святочной звезды, которая очень часто освещалась изнутри свечой и могла вращаться (Мог.зв.). Й.Ю. Федас указывает, что в некоторых местностях вертепщиков называли "вертельщиками", поскольку в оформлении театра могла быть использована крутящаяся звезда3. Могилевский вертеп Кулешова (К.) соотносится нами с иконостасом из-за его ярко выраженного членения по горизонтали на три отделения. Такое членение в других вертепах ассоциируется с тремя вратами иконостаса. Трахчастное членение по горизонтали мог иметь и католический алтарь4. Очень выразительный пример такого членения в связи с вертепом дает деревянная алтарная композиция из церкви Св. Николая в Висмаре. Связывать формы кукольного театра с храмом позволяют не только наличие у последнего внешних характеристик церкви (купол, две башни с крестами), но и наличие у него внутренних характеристик храма. В вертепе из Минска-губернского (Мин.-г.) люлька Младенца не стоит, а подвешена внутри ящика. На Святки в католических костелах также вешались похожие люльки. "Кому не известно, – пишет Г. Кулижский, – что в те дни, когда бетлейщики разносят по домам свои бетлейки, ксендзы устраивают в своих костелах пещерки, вешают там люлечки, в которые кладут фигурки младенцев, изображающих новорожденного Спасителя? Каждый богомолец поколышет люлечку и от своего усердия положит здесь монету, яко те Иродовы волхвы, которые принесли родившемуся Иисусу злато и ливан и смирну"5. Присутствие на вертепных сценах каких-либо декораций не символического (ясли, трон) или архитектурного толка (колонны, балдахины, проемы) расцениваются нами как влияние на вертеп либо профессионального театра (Нас.), либо макетоподобных сцен Рождества, устанавливающихся в костелах. В вертепе села Настасив, например, на нижнем этаже сделан театральный задник с изображением сельской улицы. Вертеп-дом с Гуцульщины (Гуц.) выполнен с огромным количеством бытовых деталей. Его сцена уже не тождественна пространству вертепа: дом является такой же декорацией, как фонарь, колодец с журавлем или ограда. Герои расставлены вокруг строения, внутри него и на обширных крыльцах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.