Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вертеп-иконостас




Для вертепов типа иконостаса, не украшенных церковной крышей, характерно совмещение в их облике черт собственно иконостаса и церковного фасада, который является как бы наружным иконостасом храма13. Наглядным примером этому служат Сокиренский и Дьогтяринский вертепы. Сокиренский ящик однозначно оценивался исследователями как образ барской усадьбы14. Однако треугольный фронтон и колонны еще не являются свидетельством жилой архитектуры. Если считать, что Сокиренский ящик напоминает усадьбу, то почему у него парные колонны, вместо четырех и более колонн, полагающихся для классицистического портика? Откуда взялись на колоннах пояски? Что такое круглая розетка со звездой и полукружия с херувимами под фронтоном? И, наконец, почему боковые аттики снабжены плечиками и заканчиваются специфическими навершиями? На все эти вопросы можно найти ответы в европейской и славянской культовой архитектуре. Колонны с поясками – обычный прием для иконостасов. Этот же мотиввместе с остальными архитектурными особенностями Сокиренского ящика можно, например, увидеть в формах фасада храма Св. Михаила. Здесь соблюдено трехчастное членение по вертикали. Так же, как и в вертепе, под треугольным фронтоном находится круглый павильон, колонны с поясками поддерживают архитрав. Центральное окно с полукруглым завершением в среднем ярусе отвечает полукружию с херувимами среднего яруса. Вместо волют, украшенных длинными стелами, Сокиренский театр имеет по сторонам треугольные аттики, увенчанные короткими стелами. Даже цоколь, закрывающий пространство между ярусами и предназначенный для рук кукловода, оказывается – не чисто утилитарного происхождения: такой же цоколь между нижним и средним регистрами мы видим в фасаде собора Св. Михаила.

Та же архитектоническая схема, но без треугольного фронтона, прослеживается в алтаре церкви Св. Анны в Аннаберг-Бухгольц. Алтарь посвящен Рождеству Христову, и, помимо архитектоники, повторяет все семантические планы вертепной драмы, поскольку, как и она, связан с богослужебным истолкованием священных событий. Мы вновь видим круглую розетку в верхнем ярусе, в которой видны головы херувимов, – почти таких же, как в Сокиренском ящике. В полукруглом окне среднего яруса изображено поклонение Марии и Иосифа новорожденному Христу. Эта сцена происходит на ветвях древа Дома Давидова, которое берет свое начало от Адама. В самом нижнем ярусе полулежит праотец Адам (праотеческий ряд), в цокольном пространстве между ним и средним регистром – Давид, Соломон и другие пророки (пророческий ряд). Непосредственно под Рождеством – Иоаким и Анна. Алтарь членится на три части по горизонтали, как и вертеп. Две колонны по сторонам основной композиции перетянуты пояском поперечного карниза. Та же схема прослеживается в Львовском алтаре.15 Он является богослужебной параллелью описанному немецкому алтарю. Перед нами Рождественский и Страстной циклы, проблематика Рождественского и Великого постов. На славянском материале параллели Сокиренскому вертепному ящику также существуют. Православный иконостас западно-русского происхождения, воспроизведенный в одном из коллекционных альбомов библиотеки Академии художеств,16 имеет не только треугольные боковые кокошники с плечиками и навершиями, как Сокриренский ящик, но и херувимов на центральном фронтоне и абсолютно святочную звезду (зарю) с изображением Благовещения на Царских вратах. Если обратиться к описаниям святочной звезды, можно убедиться в явном сходстве. Иконостас соответствует двум верхним ярусам вертепа. Царские врата со звездой соотносятся с центральным средним отделом ящика, где помещалось кукольное Рождество. Внизу иконостас заканчивается цоколем, после которого в вертепе предполагается еще один нижний этаж для земного действия. Аналогии данной форме иконостаса прослеживаются и в порталах украинской архитектуры.

Могилевская батлейка из Этнографического музея совмещает в своем облике признаки православного иконостаса и католического алтаря. Двухлепестковое завершение связано с образом двухволютного мотива барочной архитектуры. Этот же чрезвычайно распространенный мотив мы видим, например, над алтарной картиной костела Св. Троицы в Ружанах. Подобно деревянному католическому алтарю, вертепный ящик имеет створки. Разграничение в нижнем этаже задней стенки на три части говорит о близости Могилевского ящика алтарной архитектуре. Второй этаж имеет "Царские", "Северные" и "Южные" врата. Согласно композиционной логике нижней части иконостаса, в котором по сторонам Царских врат помещаются иконы, в вертепе по сторонам центральной арки – картинка и фигурное изображение церкви.

 

 

Хорольский ящик может быть соотнесен в большей степени с алтарными композициями, чем с иконостасом.

Купянский вертеп – явление того же порядка, что и Сокиренский. Однако формы его чрезвычайно упростились и признаки иконостаса/алтаря в нем прослеживаются с трудом. (Трехчастное членение по горизонтали, наличие двух ярусов). По форме он напоминает простой дом. Однако генезис этой формы – тот же, что и у Сокиренского вертепа.

Итак, архитектура вертепных театров, судя по всему, в большинстве своем ориентирована на формы церковной архитектуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.