Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Это надо запомнить




ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8. Фемиде без меча чаши в голову бросают. Л. Берне

Судебная власть в РФ состоит из трех ветвей — Конституционно­го, общих и арбитражных судов.

Конституционный суд РФ. Конституционный суд РФ пред­ставляет собой особую ветвь судеб­ной власти и осуществляет консти­туционное судопроизводство. Он занимается конституционным кон­тролем, обеспечивает толкование Конституции РФ и не допускает ее нарушения органами государства. Конституционный суд состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Пре­зидента РФ. Судьей может быть назначен только крупный специалист в области права. Один чело­век не может быть конституцион­ным судьей более 12 лет.

Дела, которые решает Консти­туционный суд РФ:

1. Конституционный суд решает дела о соответствии нормативных актов Конститу­ции РФ.

2. Конституционный суд решает споры о компетенции между органами государственной власти на уровне Федерации и в субъектах Федерации.

При применении Конституции РФ могут возникать различные неясности. Разрешать их путем толкования Конституции может только Конституционный суд.

По вопросам своего ведения Кон­ституционный суд может выступать с законодательной инициативой.

Решения Конституционного суда обязательны для всех, в том числе и для любых государствен­ных органов, причем обжалованию и пересмотру они не подлежат.

Суды общей юрисдикции. Тер­мин «юрисдикция» (от лат. jus — «право», dico — «говорю») исполь­зовали еще древние римляне. Юрисдикция — это право государ­ственных органов разрешать право­вые споры, а также дела о правона­рушениях и применять санкции к правонарушителям.

Суды общей юрисдикции, или общие суды, — это такие судебные органы, которые рассматривают юридические дела между гражда­нами или между гражданами и организациями.

По любым спорным вопросам любой человек (гражданин РФ или иностранный гражданин, лицо без гражданства) вправе обратиться в суд, и ему нельзя отказать в судеб­ном разбирательстве. Споры между гражданами (гражданами и органи­зациями) носят самый разнообраз­ный характер, и закон, конечно, не может предусмотреть все без исклю­чения возможные конфликты. Суд, руководствуясь принципами права, в частности принципом справедливо­сти, а также здравым смыслом, рас­сматривает и не предусмотренные за­коном ситуации. Поскольку нет четкого перечисления юридических дел, рассматриваемых судом, эти суды и называют судами общей юрисдикции или общими судами.

Виды судопроизводства. Раз­личают следующие их виды.

1. Уголовное судопроизводство. Это деятельность суда по рас­смотрению дел о совершении граж­данами (иностранцами, лицами без гражданства) преступлений. Поскольку она носит репрессивный характер, понятно, что закон (Уголовно-процессуальный кодекс) еедетально регламентирует.

2. Гражданское судопроизвод­ство. Оно связано с разрешением гражданских дел, т. е. споров между гражданами или между гражданами и организациями. Гражданс­кие дела весьма многочисленны.
Перечислим наиболее распространенные их виды:

1) имущественные споры. Они могут возникать по поводу права собственности, в результате неис­полнения договорных обязательств, причинения вреда и др.;

2) семейные дела. В основном это дела о расторжении брака, разделе имущества, а также споры о детях;

3) трудовые дела (об увольне­нии, о переводах, о взыскании за­работной платы, об отпусках, о наложении дисциплинарных взыс­каний, а также о применении ма­териальной ответственности);

4) жилищные споры (об обмене жилой площади, о ее разделе, о выселении и др.);

5) дела о конституционных правах и свободах (по поводу права на вероисповедание, избиратель­ных прав и др.).

3. Административное судо­производство. Речь здесь идет о рассмотрении судом жалоб на действия органов исполнительной власти (их иногда еще называют административными органами). Проступки, за которые органы ис­полнительной власти могут нала­гать на граждан штрафы, доволь­но многочисленны (неуплата налогов, проживание без регист­рации, мелкое хулиганство и др.). Они предусматриваются Кодек­сом об административных право­нарушениях. Вполне вероятно, что эти органы могут ошибиться при назначении административ­ных санкций. Жалобы на их дей­ствия рассматриваются судьей в укороченный срок — 10 дней.

Как видим, компетенция судов очень широкая и носит действи­тельно общий характер. Именно на их плечи ложится основное бремя разрешения споров.

Система общих судов. Суды общей юрисдикции — это наиболее разветвленная сеть судебных орга­нов. Это и понятно: в стране проживает более сотни миллионов людей, и у каждого есть свои инте­ресы, за которые люди готовы бо­роться. Варварские или силовые способы их отстаивания («око за око, зуб за зуб») ушли в прошлое. В настоящее время разрешение споров осуществляет специальный государственный орган — суд. Это независимый орган. За ним стоит авторитет государства. Рассматри­вая конкретные споры и руковод­ствуясь при этом законом, суд вы­носит по ним решения не от своего имени, а от имени государства.

Система общих судов состоит из трех звеньев:

ü Верховный суд Российской Федерации

ü Суды среднего звена (краевые, областные, республиканские)

ü Суды основного звена (городские, районные)

Общие суды являются стерж­нем судебной системы в России.

Судами нижнего (основного) звена системы общих судов явля­ются районные (городские) суды. Им подсудны практически все дела, кроме тех, что передаются в ведение вышестоящих судов. Эти суды занимаются исполнением ре­шений всех судов в части имуще­ственных взысканий, контролиру­ют деятельность органов следствия в части обеспечения прав подозре­ваемого, обвиняемого.

В настоящее время принят за­кон о мировых судьях, которые, как предполагается, возьмут на себя разрешение простейших дел и тем самым разгрузят районные (городские) суды. Они будут со­ставлять четвертое звено судебной власти.

Суды среднего звена — это суды субъекта Федерации. В эти суды поступают дела о наиболее тяжких преступлениях. Кроме того, эти суды принимают и рас­сматривают жалобы на решения районных (городских) судов.

Возглавляет систему общих судов Верховный суд Российской Федерации. В этот суд поступают особо сложные и важные дела. Этот суд может проверять законность и обоснованность решений районных (городских) судов и судов субъек­та Федерации. Помимо этого, Вер­ховный суд РФ обобщает практи­ку судов всех уровней и на ее основе дает судам руководящие разъяснения закона, отдельных его положений и ошибок в его приме­нении.

Арбитражные суды. В нашей стране экономические споры, где спорящими сторонами являются организации, рассматриваются не общими судами, а специальным видом судов — арбитражными су­дами. Это соответствует общей закономерности: по мере развития общества углубляется специализа­ция во всех сферах человеческой деятельности, будь то преподавание в школе (за исключением началь­ной школы его ведут учителя-пред­метники) или судейская деятель­ность.

Арбитражные судыэто суды, разрешающие споры, субъек­тами которых являются юриди­ческие лица, граждане-предприни­матели, государственные органы.

Система арбитражных судов. Она состоит также из трех звеньев:

v Высший арбитражный суд Российской Федерации

v Арбитражные суды округов

v Арбитражные суды субъектов

v Федерации (областные, краевые, республиканские)

Основную нагрузку в рассмот­рении дел, относящихся к ведению арбитражных судов, несут арбит­ражные суды субъектов Федера­ции. Они являются нижним звеном в системе арбитражных судов.

Федеральные окружные ар­битражные суды (создаются на несколько областей, краев или ре­гион) проверяют законность и обоснованность решений арбит­ражных судов субъектов Федера­ции в кассационной инстанции.

Высший Арбитражный суд за­нимается, в основном, рассмотре­нием дел в порядке надзора. В обя­занности Высшего арбитражного суда входят изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствова­нию законов, он может выступать с законодательной инициативой и т. д.

Отметим, что судебная власть — это инструмент, посредством кото­рого право воздействует на обще­ственные отношения, инструмент не единственный, но главенствую­щий в конфликтных ситуациях.

Особенности судебной власти подчеркивают ее специфичность в системе государственной власти. К ним относятся следующие:

1. Судебная власть осуществ­ляется только судом. Это означа­ет, что в России, кроме судов, нет и не может быть никаких иных го­сударственных, общественных идругих органов, которые бы рас­сматривали и разрешали граждан­ские, административные, уголов­ные и другие дела. Существующие в нашей стране различные товари­щеские, третейские суды, суды чести, информационные суды и прочие, не предусмотренные Кон­ституцией и федеральными закона­ми, не входят в судебную систему, судебной властью не обладают и не могут применять меры государ­ственного принуждения.

2. Исполнять обязанности су­дьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридиче­ское образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Закон предъявляет и дополнительные требования к судьям: они должны избегать действий, ставящих под сомнение независи­мость судебной власти (не изби­раться в качестве депутатов, не принадлежать к политическим партиям и движениям, не зани­маться предпринимательской дея­тельностью или другой оплачивае­мой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности).

3. Судьи независимы и подчиняются только закону. Независи­мость судей позволяет им беспри­страстно, объективно, справедливо рассматривать правовые конфликты. Гарантиями независимости су­дей являются:

• исключение постороннего воздействия на судей в момент вынесения судебного решения (тайна совещательной комнаты);

• преследование по закону любого вмешательства в деятель­ность по осуществлению правосу­дия;

• освобождение судей от обя­занности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

• предоставление судье за счет государства материального и соци­ального обеспечения, соответству­ющего его статусу;

• особая защита государством судьи, членов его семьи и их иму­щества;

• другие гарантии.

4. Судьи несменяемы. Это означает, что после наделения судьи полномочиями (в установленном
порядке) действительность данных полномочий судьи не ограничивается определенным сроком; судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без своего согласия, его нельзя освобо­дить от должности без его доброй воли.

5. Судьи неприкосновенны. Со­гласно закону, неприкосновенность распространяется на личность су­дьи, его жилище, служебное поме­щение, корреспонденцию, имуще­ство и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к юриди­ческой ответственности иначе, чем в особом порядке, установленном федеральным законом. Здесь вели­ка роль квалификационной колле­гии судей, которая предварительно разбирается в том, не является ли обвинение против судьи ложным, и выступает заградительным барье­ром на пути лишения судьи непри­косновенности.

6. Судебная деятельность осу­ществляется в особой судебной форме. Судебный порядок разре­шения дел отнимает много време­ни именно потому, что судебная процедура очень сложна. Процес­суальная форма судебной деятель­ности — еще один барьер на пути принятия скороспелого и неспра­ведливого решения. Судебное раз­бирательство не только сложное, длительное, но и дорогое. Госу­дарство его оплачивает лишь час­тично и относит расходы на сто­роны, участвующие в процессе (судебные пошлины, штрафы и т. п.). Хотя правосудие имеет немалую цену, оно позволяет об­ществу обрести ценности более вы­сокого порядка (свободу, справед­ливость и т. д.).

7. Судебное разбирательство является открытым. Любой граж­данин может свободно войти в зал судебного заседания и находиться в нем во время слушания дела. Рас­смотрение дела в закрытом заседа­нии может допускаться только в случаях необходимости и в строгом соответствии с законом, например, чтобы предотвратить разглашение государственной тайны или сведе­ний об интимной стороне жизни лиц, участвующих в деле, либо по делам об изнасиловании. Но даже по этим делам приговор провозгла­шается публично.

8. Судопроизводство осуще­ствляется на основе состязатель­ности и равноправия сторон. Оно может быть начато только при на­личии заявления истца, обвини­тельного акта прокурора или жа­лобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении своих требований. Но другая сто­рона (ответчик, подсудимый) впра­ве приводить аргументы в свою за­щиту либо самостоятельно, либо используя специалистов в области права (адвокатов). Обе стороны равноправны, т. е. пользуются оди­наковыми правами для защиты своих прав. Решение по разбирае­мому делу выносит суд, который свободен в оценке представленных сторонами доказательств и незави­сим от любых посторонних влия­ний.

В советский период роль судей в нашей стране была крайне незна­чительной. По существу, они были простыми чиновниками, зачастую выполнявшими указания партий­ных органов. Хотя в настоящее вре­мя суды в России начинают обретать свою самостоятельность, многие исейчас по-прежнему считают суд ка­рательным органом, а лиц, обраща­ющихся в суд за рассмотрением спо­ра, сутяжниками. Для того чтобы наше общество стало по-настояще­му цивилизованным, необходимо изменить отношение граждан к су­дебной власти, приучить их решать споры не силой, а с помощью суда. Отстаивать свои права и свободы — это конституционная прерогатива любого гражданина.

1. Судебная власть состоит из трех ветвей: Конституционный, общие и арбитражные суды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.