Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Живые и мертвые права человека




Право человека не соблюдается без общественного согласия по его поводу.

Каждое из прав человека повсеместно соблюдается лишь там и тогда, где и когда оно - реальная ценность для всех.

Повсеместное соблюдение права человека зависит от всеобщего его уважения.

Конкретное право человека соблюдается в обществе не тогда, когда его записывают в Конституцию, а тогда, когда его соблюдение становится моральной нормой.

Право человека соблюдается почти всеми и почти всегда тогда, когда нарушать его опасно, стыдно и не принято.

Право человека реально потому, что его признают люди, а не потому, что его провозглашают правительства.

***

Не все, что называют "правом человека", является правом человека. [20]

Очевидно, что права человека в России являются общепризнанным общественным благом (можно сказать, что в России сложилась национальная общественная конвенция о правах человека как о благе). Любой гражданин России, включая Президента и директора ФСБ, находясь в здравом уме, искренне согласится с тем, что права человека должны соблюдаться. Однако это позитивное отношение к "правам человека вообще" не означает, что благом российское большинство автоматически будет считать любое право, провозглашенное кем-то "правом человека". Абсолютно позитивное отношение сложилось именно к феномену прав человека, а не к каждому праву в отдельности. Каждое право должно обрести под собой "собственную" общественную конвенцию, чтобы стать реальным, живым правом человека.

То же самое происходит и уровнем ниже. Позитивное отношение российской публики к "свободе слова", к "праву избирать и быть избранным" или к "праву на жизнь", совершенно не означает, что люди столь же позитивно будут относиться к любым выборам хоть кого, к любым представлениям о свободе слова, не говоря уже о запрете смертной казни.

На этой вольной или невольной подмене "родовых" и "видовых" общественных конвенций основываются многие заблуждения в среде российских правозащитников, заблуждения эти подкармливаются неряшливыми соцопросами. Многие правозащитники считают, что позитивное отношение общества к "правам человека вообще" означает и позитивное отношение общества к любому конкретному праву человека в частности. Поэтому стоит только более или менее официально провозгласить какое-либо право "правом человека", как тут же возникает моральное основание требовать от общества и государства его соблюдения - ведь и общество и государство считают права человека общественным благом. В то время как моральное основание требовать всеобщего соблюдения того или иного права может основываться только на одном - на конвенциональности конкретного права, на всеобщем согласии по его поводу. Нет общественного согласия по поводу права - нет моральных оснований требовать его соблюдения. Есть лишь моральные основания добиваться общественного согласия, вести пропаганду права, убеждать в общественной полезности соблюдения этого права, демонстрировать и расширять инаковость внутри "социального большинства".

Всегда, конечно, есть соблазн политического принуждения к соблюдению неконвенциональных прав человека (принуждение к соблюдению прав через государственную политику, давление международных институтов, "гуманитарные интервенции"). Именно поэтому столь велика политизированность российских профессиональных правозащитников. Столкнувшись в России с государственным и общественным неприятием "ООНовских трактовок" некоторых прав человека, российские правозащитники надеются и пытаются содействовать тому, чтобы к власти в стране пришел режим, который обеспечит соблюдение этих не конвенциональных сегодня трактовок прав человека. Этакий наивный правозащитный авторитаризм. И это вместо того, чтобы самим продвигать в российском обществе неконвенциональные права, убеждать общество в их "гуманитарной полезности", множить победы над нарушителями неконвенциональных прав и тем самым доказывать обществу их актуальность и жизненность. За права человека (за правозащитный результат) в стране отвечают правозащитники, а не государство.

***

Не всякое провозглашенное государством, мировым сообществом или отдельным человеком право человека является РЕАЛЬНЫМ, ЖИВЫМ правом человека. Конкретное право человека мертво, если не признается всеми членами общества (очень подавляющим большинством).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.