Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Звуки не выполняют ни лексической, ни морфологической функции




 

I. 1) А (ср.: и). 2) Р а д (ср.: род). 3) Ст а л (ср.: стол). 4) Окн а (ср.: окно). 5) Реш а ть (ср.: решить). 6) Хорош а (ср.: хорошо – имя прилагательное). 7) Хорош а (ср.: хорошо – наречие). 8) Дв а (ср.: двух). 9) Держ а (ср.: держи). 10) Добр а (ср.: добрее).

 

II. 1) О (ср.: с). 2) Т о м (ср.: там). 3) Ож о г (ср.: ожёг). 4) Окн о (ср.: окна). 5) Звен о (ср.: звена). 6) Велик о (ср.: велика). 7) Светл о – имя прилагательное (ср.: светло – слово категории состояния, безлично-предикативное наречие). 8) Светл о – наречие (ср.: светло – имя прилагательное). 9) Широк о – наречие (ср.: шире – наречие). 10) Прошл о (ср.: прошла).

 

Задание 2. Затранскрибируйте текст. Подчеркните гласные (одной чертой) и согласные (двумя чертами), которые являются результатом аккомодации, охарактеризуйте аккомодацию в первых трех случаях.

Ответ:

Признаки аккомодации:
I.направление: 1 – прогрессивная 2. – регрессивная III.какой звук на какой оказывает влияние:
  1. согл. на гласный
  2. гласн. на согласный
II.отстояние:
  1. контактная
  2. дистактная
III.результат аккомодации:
  1. продвижение гласн. вперед в нач. артикуляции
  2. прод-е гласн.вперед в арт.
  3. продвиж. гласн. вперед на всем прот. артикуляции
  4. продвиж. гласного вперед в средн. зону образования
  5. приобр. гласн. дополнит. признака напряженности
  6. смягчение гласного
 

Растаял снег, луга зазеленели

Телеги вновь грохочут по мосту…

 

Задание 3. Затранскрибируйте словоформы. Определите типы чередований гласных в корневых морфемах.

1. Воды, воды, водовоз, водник.

2. Водит, водить, проводка, проводы, ведший, вёл, вести.

 

Задание 4. Затранскрибируйте тексты. Взятые из произведений С. Погорелова. Проанализируйте случаи параллельной мены гласных и, записав фонему в основном виде и ее позиционных разновидностях, определите количество случае параллельной мены гласных, встретившихся в тексте.

Образец:

фонологические единицы основной вид фонемы позиционные разновидности фонемы
    в тексте вне текста

 

Над вольным Дунаем,

Над славным Днепром

Душевные песни слагают о нем.

В нагорных лесах,

На просторе равнин

Его вспоминают

И чех, и румын.

 

Задание 5. Определите согласные звуки по их артикуляционным признакам.

1. Согл. шумный, щелевой (фрикативный, длительный), губно-зубный, звонкий, твердый.

2. Согл. шумный, смычный (взрывной, мгновенный), переднеязычный, зубной, звонкий, мягкий.

3. Согл. шумный, щелевой (фрикативный, длительный), переднеязычный, небно-зубный, звонкий, твердый.

4. Согл. шумный, щелевой (фрикат. длит.), переднеязычный, зубной, звонкий, мягкий.

5. Согл. сонорн., щелевой (фрикат., длит.), среднеязычный, звонкий, мягкий.

6. Согл. шумн, смычный (взрывн, мгновен.), заднеязычн., глух., тверд.

7. Согл., сонорн., смычно-проходн., губно-губной, звонкий, мягкий.

8. Согл., шумн., смычн. (взрывн., мгнов.) губно-губной, глух., тверд.

9. Согл., шумн., щелевой (фрикат., длит.), переднеяз., зубной, глухой, тверд.

10. Согл., шумн., смычной, переднеяз., зубной, глухой, мягкий.

Практическое занятие № 3

Тема: «Фонетические процессы».

Теоретическая часть

1. Редукция гласных.

2. Позиционная мена гласных.

3. Комбинаторные изменения звуков.

4. Позиционные изменения звуков.

5. Фонетические и исторические чередования звуков.

 

 

Практическая часть:

Задание 1. Нижеследующие слова разделите на две группы: а) слова с полной ассимиляцией, б) слова с частичной ассимиляцией. Выделите слова, в написании которых ассимиляция отражена:

Сделать, отдать, свадьба, бесстрашный, косьба, ложка, иссякший, отбить, сбруя, изжога, сшитый.

Задание 2. В нижеследующих словосочетаниях найдите явления ассимиляции. Укажите, какая это ассимиляция. Какой получается звук в результате?

Дочь больна, весь дом, нос зайца, рог коровы, отец Горио, воз песка, лепет девочки, каприз природы, голос жалости.

Задание 3. Благодаря какому фонетическому закону возможно просторечное произношение следующих слов:

а) омман вместо обман; посленний вместо последний; шашнадцать вместо шестнадцать; консомолец вместо комсомолец.

б) асвальт вместо асфальт; пролубь вместо прорубь; колидор вместо коридор; бонба вместо бомба; лаболатория вместо лаборатория; транвай вместо трамвай.

 

Задание 4. Каким фонетическим процессам можно объяснить искаженное произношение словосочетания «под фанфары» в романе А. Иванова «Тени исчезают в полдень»?

 

Задание 5. Найдите в тексте все случаи редукции, распределите их на две группы: а) колич., б) качеств.

Первое, что бросилось мне в глаза, это извозчичья лошадь, раскормленная, как носорог, и сухой старичок на козлах. И, известно почему, я понял мгновенно, что это Дрыкин. От этого я взволновался еще больше. Внутри театра меня поразило некоторое возбуждение, которое сказывалось во всем. У Фили в конторе никого не было, а все его посетители, то есть, вернее, наиболее упрямые из них, томились во дворе, ежась от холода и изредка поглядывая в окно. Некоторые даже постукивали в окошко, но безрезультатно. Я постучал в дверь, она приоткрылась, мелькнул в щели глаз Баквалина, я услышал голос Фили: «Немедленно впустить!»

(М. Булгаков)

 

Задание 6. Объясните в результате какого фонетического явления видоизменились следующие слова:

Дикобраз – дикобраз, знаменосец – знаменоносец, Близозоркий – близорукий, минералология – минералогия, корненосый – курносый.

Задание 7. Благодаря каким фонетическим явлениям видоизменились следующие слова:

Ватрушка – творушка; февраль – феврарь; футляр –; ладонь – далонь; верблюд – вельблюд; мольберт –; восемь – осемь; тарелка -.

Задание 8. Распределите в виде таблицы нижеследующие слова по группам в зависимости от происшедших в них звуковых изменений:

Небезызвестный, ватрушка, месть, гусеница, разведка, Италия, солнце, сбор, машина, чувство, февраль, молотьба, праздник, знаменосец, встреча, отбой, ножик, просьба, вестник, пончик, сыграть, властный, вензель.

Задание 9. В приведенном отрывке выделите все случаи звуковых изменений и опишите их:

Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не себе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием почки посаженного растения.

Художник – это тот, кто душу свою вкладывает в творчество небывалого.

Слова мудрости как осенние листья, падают без всяких усилий.

Практическое занятие № 4

Тема:«Фонетический анализ словоформ. Теория слога».

Теоретическая часть.

  1. Понятие о слоге как сегментной единице языка.
  2. Различные теории слога.
  3. Классификация слогов.
  4. Повторить контрольные вопросники № 1, № 2.

Практическая часть

Задание 1. Затранскрибируйте словоформы. Определите признаки ассимиляции и диссимиляции.

Ответы:

Фонетические процессы: 1. ассимиляция;

2. диссимиляция.

Признаки ассимиляции и диссимиляции:

отстояние: 1 – контактная, 2 – дистактная;

направление: 1 – прогрессивная, 2 – регрессивная;

результат: 1 – полная, 2. – частичная;

артикуляционный признак: 1 – способ образования, 2 – место образования, 3 – глухость-звонкость; 4 – твердость-мягкость.

1. Перевозчик, перевозка, мягкий, отец бы, дочь же, коврижка, кости, вместе, тезка, трубка.

2. Отрежьте, перебежка, сбежать, сшить, подпилить, сторожка, будка, низко, волжский, предрассудки.

 

Задание 2. Затранскрибируйте словоформы. Определите типы чередований гласных и согласных в корневых морфемах. Укажите количество случаев чередований каждого типа.

 

Ответы: Количество чередований:

1 – позиционная мена параллельного типа – 1, 2, 3…

2 – позиционная мена пересекающего типа – 1, 2, 3…

3 – морфологические (морфологическое, историческое, традиционное) чередование – 1, 2, 3…

4 – грамматическое чередование (внутренняя флексия) – 1, 2, 3…

 

  1. Готов, готовь, готовить, готовлю, наготове, приготовление, изготавливать.
  2. Нов, новь, обновить, обновлять, новенький, новизна.

Задание 3. Затранскрибируйте приведенные пословицы. Произведите полный фонологический анализ текста гласных и согласных. Определите количество случаев параллельной и пересекающейся мены гласных и согласных. (3 – гласных и 3 - согласных).

Ответы: Количество случаев мены:

Гласных: – параллельной – 1,2,3…

– пересекающейся – 1,2,3…

Согласных (по глухости – звонкости и твердости – мягкости):

– параллельной – 1,2,3…

– пересекающейся – 1,2,3…

  1. Долог день до вечера, если делать нечего.
  2. Поспешишь – людей насмешишь.

Задание 4. Затранскрибируйте словоформы. Разделите их на слоги, руководствуясь правилами слогоделения. Определите типы слогов.

Ответы: Типы слогов.

  1. По начальному звуку: 1 – прикрытый, 2 – неприкрытый.
  2. По конечному звуку: 1 – открытый, 2 – закрытый.
  3. По начальному и конечному звукам: 1 – замкнутый.

 

Сопоставьте фонетический слогораздел и орфографические правила переноса, укажите на каком принципе орфографии основывается перенос в каждом случае.

Ответы: Принципы переноса.

  1. Фонетический.
  2. Морфологический.
  3. Традиционный (отступления от фонетического и морфологического принципов).

 

  1. Разбить, упрощение, согласные, происходит, приставочный, сохраняться, восторженный, осмотрительность, предъюбилейный, астрономический.
  2. Объездчик, произносившая, аудитория, яблочный, возвращенная, предначертание, сопровождаемый, властовать, искусственный, диссимиляция.

Практическое занятие № 5.

Тема:«Фонетический анализ словоформ. Ударение».

Теоретическая часть.

  1. Акцентология как учение об ударении.
  2. Понятие об ударении как суперсегментной единицы.
  3. Типы ударений.
  4. Функции ударений.
  5. Понятие акцентной кривой.
  6. Акцентный класс и акцентная парадигма.

 

Практическая часть.

Задание 1. Затранскрибируйте тексты, взятые из произведений С. Михалкова. Расставьте ударения, основные и побочные (второстепенные). Определите количество фонетических слов (ударных) проклитик, энклитик (безударных слов) и слов с побочным ударением (слабоударяемых).

Ответы:

Количество: Фонетических слов – 1,2,3…

Проклитик – 1,2,3…

Энклитик – 1,2,3…

Слов с побочным ударением – 1,2,3…

 

I. Ты ходишь в школу, в третий класс. Как тысячи детей. Немало школьников у нас, и каждый – грамотей! А раньше, много лет назад, Страною правил царь. И были не у всех ребят Тетрадки и букварь.

II. Учились дети богачей: Сынки купцов, дворян. Не много в школы шло детей Рабочих и крестьян. Из года в год мужик пахал, И сеял, и молол. А хлеб мужицкий попадал К помещику на стол.

 

Задание 2. Затранскрибируйте словоформы. Укажите, какие признаки русского словесного ударения можно установить на основании сопоставления данных словоформ. Отметить акцентный класс и назвать акцентную парадигму.

Ответы:

Признаки словесного ударения:

  1. По способу выделения слога в фонетическом слове:
  1. динамическое, силовое, экспираторное;
  2. квантитативное, количественное, долготное;
  3. тоновое, мелодическое, музыкальное. –

 

  1. По закрепленности – не закрепленности за определенным слогом в фонетических словах:
    1. фиксированное, одноместное;
    2. нефиксирован., разномест.

 

  1. По возможности/не возможности перемещения при формо-и словообразовании:
    1. подвижное
    2. неподвижное

 

  1. По наличию/отсутствию нормативности:
    1. нормативное
    2. не нормативное

 

  1. По функции:

1. морфологическое средство (различает словоформы одного слова);

2. лексическое средство (различает словоформы разных слов);

3. стилистическое средство (различает словоформы разных слов при их стилистическом различии);

4. не являются различительным средством (варианты равноценны).

 

  1. Рука, руки, ручной, на руки. 2. Соль, соленый, соли, соли, солонина. 3. Сосны, сосны, сосенка, сосёнка, сосновый. 4. Молодец, молодец, молодчик, молодчина, молодцеватый, молодцом. 5. Серебро, серебро, серебряный, посеребрить, серебрить.

 

Практическое занятие №6

Тема:«Основные интонационные конструкции

русского литературного языка»

Цели: а) усвоение акустических характеристик и основных функций интонации русского литературного языка;

б) определение типов интонационных конструкций в высказываниях;

формирование умений оформления высказываний с заданным типом ИК.

 

Задание 1. Прочитайте выразительно тексты. Определите количество синтагм. Проанализируйте интонационное оформление синтагм.

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острого крутого, Мимо города большого: Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят (А.С. Пушкин) Я по первому снегу бреду. В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. Я не знаю, то свет или мрак? В чаще ветер поет иль петух? Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг? (С.Есенин)

 

Задание 2. Составьте короткие рассказы из фраз, оформленных ИК – 1: а) о своей республике; б) о своем городе; в) о своем университете; г) о своем общежитии; д) о своей комнате; е) о своем друге; ж) о себе.

Задание 3. Обратитесь к товарищу по группе и:

а) спросите у него: когда начнутся экзамены, на какое время назначена консультация по русскому языку, где взять записи текстов по фонетике русского языка, как лучше подготовиться к экзамену, кто может объяснить этот трудный вопрос;

б) попросите его: принести для вас вопросы к экзамену, взять книгу в библиотеке, отдать преподавателю вашу зачетную книжку, отдать ваше заявление декану, поднять вашу тетрадь, ответить на ваш вопрос. Какие типы ИК вы использовали в высказываниях? Почему? Проанализируйте интонационное оформление высказываний.

 

Задание 4. Разделите текст на синтагмы. Графически изобразите интонацию синтагм.

Я ни разу в детстве, ни в юности, ни позже, в зрелые годы, - словом ни разу за всю жизнь не слышал пенья соловья… Для меня это была ложь, условность, - когда я сам говорил о соловье или читал у других.

И как-то раз, совсем в зрелые годы, когда я жил в Подмосковье днем, точнее в полдень, когда все было неподвижно среди птиц и растений, вдруг что-то выкатилось из тишины – огромное звенящее колесо – и покатилось… За ним сразу другое колесо, за этим еще… И сразу же это прекратилось

Задание 5. Составьте сообщение из многосинтагменных фраз, оформив неконечные синтагмы с помощью ИК-6:

а) о чес сообщается в сегодняшних газетах; б) о вы услышали сегодня в сообщениях по радио; в) о чем вы вчера смотрели телепередачу.

Практическое занятие №7

 

Тема: Нормы русского литературного языка.

Произносительные варианты.

Цели:а) усвоение основных орфоэпических правил СРЛЯ;

б) овладение некоторыми приемами экспериментального исследования.

Задание 1. Определите разницу в произношении слов.

Виталию – В Италию; Кире – к Ире; вечерней – в вечерней; синей – в синей смелое – смелые; твердое – твердое; белое – белые; судит – судят

 

Задание 2. Произнесите правильно словосочетания согласных [ чн ], [ чт ] в словах. Определите, в каких словах возможно вариантное литературное произношение согл. Что определяет нормативное и вариантное произношение сочетаний согл. в словах?

1. Конечно, скучно, прачечная, перечница. булочная, молочный, яичница, Ильинична, Фоминична, нарочно, скворечник, пустячный, пшеничный, сливочный, молочная железа, сердечный друг, горчичный, научный.

2. Что, что-то, чтобы, что-нибудь, ни за что, кое-что, нечто, ничто, не за что.

Задание 3. Произнесите слова, придерживаясь, орфоэпических норм современного русского языка. Сформулируйте правила произношения сочетаний согласных.

Солнце, сердце, вестник, честный, поздно, праздник, бездна, безвозмездно, счастливый, костлявый, хвастливый, здравствуйте, чувство, экстремистский.

 

Задание 4. Произнесите слова в соответствии с орфоэпическими нормами СРЯ. Определите, под влиянием чего сложились эти нормы.

  1. Толстый, старый, синий, вешний, рыжий, хороший, носивший, пригожий, междугородний, упругий, тихий, высокий, крепкий, строгий.
  2. Дышат, мчат, лечат, копят, строят, молят, слышат, видят.
  3. Красные, высокие. зеленые, старые, веселые, строгие, синие, веление.

 

Задание 5. Расставьте ударение в данных словах.

Агент, агентство, аналог, арбуз, бикини, буксировать, бюрократия, вахтер, ввезенный, ведро – ведер, вексель – векселя, ветряная оспа, вор – воры, выборы, гладильный, гофрированный, гофрировать, граверный, гусеница, гусеничный, гуся, двоеженец, двоеженство, дебелый, джинсовый, дискант, диспансер, добыча, дозвониться – он дозвонится, документ, досуха, житие, задолго, законорожденный, запломбированный, запломбировать, засорить, засорится, иконопись, иноплеменной, инструктажа, керенщина, кладовая, клеить, кожух, кожуха, кондовый, коновязь, костюмированный, красивее, крашение, кремень, лассо, мимикрия, можжевеловый, молок, наверх, некролог, неподалеку, непочатый, обостренный, однотумбовый, обеспечение, оксиморон, оптовый, оптовик, осведомиться, оседлость, откупоривать, пан – паны, повременный, поедом есть, полиловеть, полшага, полчаса, посланец, послушник, послушница, почерпать, предвосхитить, премированный, приговор, прикус, приободриться, проплесневеть, прядильщик, раджа, ракурс, ракушка, расклёшить, рассредоточение, раструб, рудник, сабо, свеколка, сиречь (союз), сирота, складчина, слегка, сливовица, сливовый, снадобье, сновальщица, соболезнование, современный, современность, стебель, стебельный, стограммовый, сторицей (наречие), сумерничать, таможня, тефтели, тигровый, убыстриться, углубить, узаконение, упрочение, усугубить, феномен, ханжество, хлопковый, храмина, хребет, ходатайство, цыган, черпать, шелковица, шёлка, шёрстка, эксперт, эпилепсия, ясли - яслей.

 

Практическое занятие №8-9

Графика

Задание 1. Определите количество случаев соответствия слоговому принципу русской графики. Произведите графический разбор подчеркнутых словоформ. Определите тип подключения от слогового принципа русской графики.

 

Вариант 1. 1) Щавель. 2) Жизнь. 3) Чаща. 4) Цифра. 5) Шёлк 6) Парашют. 7) Межимпериалистическая. 8) Щука. 9) Жюри. 10) Бульон.

Вариант 2. 1) Гуща. 2) Чудо. 3) Чайка. 4) Сверчок. 5) Ожёг. 6) Цель. 7) Цирк. 8) Пляжем. 9) Лужей. 10) (В) конце.

Вариант 3. 1) Павильон. 2) Партнер 3) Майор. 4) Йод. 5) Циферблат. 6) Жираф. 7) Чувство. 8) Щавель. 9) Широкий. 10) Оконце.

Вариант 4. 1) Сторожем. 2) Лосьон. 3) Майонез. 4) Тишина. 5) Поджигатель. 6) Разжечь. 7) Жена. 8) Лучах. 9) Рощу. 10) Замужем.

Вариант 5. 1) Циркуль. 2) Батальон. 3) Чаща. 4) Чащоба. 5) Жесть. 6) Жить 7) Шесть. 8) Район. 9) Пищать. 10) Сжимать.

Вариант 6. 1) Чужие. 2) Живот. 3) Чан. 4) Бочонок. 5) Рубашек. 6) Старичок. 7) Дирижер. 8) Поджёг. 9) Поджигатель. 10) Платьице.

Вариант 7. 1) Крючок. 2)Ножик. 3) Район. 4) Фойе. 5) Стажер. 6) Шестнадцать. 7) Сложен. 8) Запорошенный. 9) Жёсткий. 10) Сажёнки.

Вариант 8. 1) Жиреть. 2) Шириться. 3) Перцем. 4) Чахлый. 5) Нащупать. 6) Майолика. 7) Плечом. 8) Кошелка. 9) Рощам. 10) Мужем.

 

Задание 2. Затранскрибируйте тексты, взятые из произведений С. Баруздина. В орфографическом варианте текста укажите первичные (основные) и вторичные (второстепенные) значения букв. Определите количество букв в первичном и вторичном значениях, однозначных и многозначных.

Вариант 1. Светлана давно мечтала остаться дома одна. Ей очень хотелось самой похозяйничать, повозиться с Алёшкой, чтобы никто не мешал – ни папа, ни мама, ни бабушка.

Вариант 2. Наконец выдался такой вечер. Бабушка на несколько дней уехала в деревню, а папа с мамой ушли в театр. Светлана осталась дома главной хозяйкой.

Вариант 3. Вымыла посуду, подмела пол, полила цветы и стала с братишкой играть.

–Уж скорее бы ты, Алёшка, подрастал! – говорит Светлана, повторяя мамины слова. – Отдадим тебя в детский сад. Знаешь, как там хорошо!

Вариант 4. –У –у – у! – отвечает Алёшка, словно соглашается: «Подрасту, мол! Пойду!». Они поиграли, а в девять часов, как мама сказала, Света уложила братишку в кровать. Покачала она кровать, покачала – уснул Алёшка.

Вариант 5. Потом Светлана разобрала свою постель и стала читать. Время идет быстро. Светлана не заметила, как ночь наступила: на часах половина двенадцатого.

Вариант 6. «Пора ложиться. А то мама и папа должны вернуться». Она обошла еще раз квартиру, посмотрела, все ли убрано, заглянула в кухню и тут вспомнила…

Вариант 7. «А ведро с мусором? Совсем забыла. Надо вынести!». Светлана подошла к Алёшке – спит.

«Я сейчас! Быстро!»

Взяла ведро и побежала во двор.

Вариант 8. А во дворе сегодня темным – темно. Небо покрыто тучами, не видно ни луны, ни звезд. Только лампочки у подъезда дома еле-еле светятся.

Светлана идет вдоль садика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.