Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И лиц без гражданства 4 страница




--------------------------------

<1> Подробнее о функциях дипломатических представительств и консульских учреждений РФ и актах, регламентирующих их деятельность, см. комментарий к ст. 157 СК РФ.

 

10. Предоставляя возможность гражданину РФ расторгнуть брак в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ, п. 2 комментируемой статьи не конкретизирует, в соответствии с каким законодательством (законодательством РФ или законодательством государства места пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения) должно производиться расторжение этого брака.

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (п. "f" ст. 5) предоставляет консульскому учреждению и дипломатическому представительству право осуществлять консульские функции, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, в том числе и расторжения брака, при условии что в этом случае "ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания". При этом согласно ст. 2 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" консульская деятельность должна осуществляться консульскими учреждениями РФ и консульскими отделами дипломатических представительств РФ в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ с учетом законодательства государства пребывания. Соответственно, государственная регистрация расторжения брака дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ в конкретном иностранном государстве осуществляется по законодательству РФ, если законодательство данного иностранного государства допускает на своей территории такое расторжение браков и не распространяет действие своих правил на такие случаи расторжения браков.

Кроме того, разнообразные консульские конвенции, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами, также могут содержать ограничения, связанные с осуществлением расторжения браков в консульском порядке. Так, Консульская конвенция СССР с Финляндской Республикой <1> (ст. 19) предоставляет права консульскому должностному лицу только регистрировать произведенное согласно законодательству государства пребывания расторжение брака, к примеру осуществленное судом, если по крайней мере одно из лиц, расторгающих брак, является гражданином представляемого государства, и вести учет таких разводов. Аналогичные положения содержат Консульские конвенции СССР с Японией (ст. 33) <2>, Мексиканскими Соединенными Штатами (ст. 27) <3>, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (ст. 31) <4>.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС СССР. 1966. N 51. Ст. 1042.

<2> Ведомости ВС СССР. 1967. N 32. Ст. 437.

<3> Ведомости ВС СССР. 1979. N 37. Ст. 606.

<4> Ведомости ВС СССР. 1968. N 41. Ст. 370.

 

В то же время большинство консульских конвенций допускает осуществление консульскими должностными лицами регистрации расторжения браков в соответствии с законодательством представляемого государства.

В частности, согласно п. 1 ст. 43 Консульской конвенции Российской Федерации с Португальской Республикой консульское должностное лицо имеет право регистрировать расторжение браков в соответствии с законодательством представляемого государства при условии, что оба лица являются гражданами представляемого государства.

11. Из смысла п. 1 комментируемой статьи следует, что дипломатические представительства и консульские учреждения РФ вправе расторгать браки не только между гражданами РФ, как это предусмотрено для случаев заключения браков п. 1 ст. 157 СК РФ, но и между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Такая позиция российского законодателя находит свое отражение и в ряде консульских конвенций. К примеру, в соответствии со ст. 37 Консульской конвенции с Турецкой Республикой консульское должностное лицо в рамках, дозволенных законами и правилами государства пребывания, производит регистрацию расторжения браков в рамках, определенных законодательством государства пребывания, при условии что по крайней мере один из супругов является гражданином представляемого государства.

Однако следует иметь в виду, что большая часть консульских конвенций дозволяет производить расторжение браков консульским должностным лицам только в тех случаях, когда оба супруга являются гражданами представляемого государства.

12. На территории большинства иностранных государств, так же как и в России, допускается расторжение брака иностранными гражданами, в особенности когда другой супруг является гражданином государства, в котором производится развод. Поэтому гражданин РФ может расторгнуть брак в иностранном государстве в компетентном органе данного государства с учетом установленных законодательством этого государства требований. При этом браки могут быть расторгнуты в иностранном государстве как между гражданами РФ, так и между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Пункт 3 комментируемой статьи признает действительным в Российской Федерации расторжение гражданином РФ брака в иностранном государстве. При этом в отличие от ранее действовавшего законодательства, которое для признания расторжения брака действительным предусматривало условие об обязательности проживания одного из супругов (при расторжении браков граждан РФ с иностранными гражданами или с лицами без гражданства) или обоих супругов (при расторжении браков между гражданами РФ) за пределами территории РФ (см. абз. 2 и 3 ст. 163 КоБС РСФСР), п. 3 комментируемой статьи признание брака расторгнутым обусловливает одним фактом - расторжение должно быть произведено с соблюдением подлежащего применению законодательства и только тем органом, у которого есть полномочия на это согласно законодательству соответствующего иностранного государства (т.е. расторжение данного брака должно являться действительным в иностранном государстве, в котором такое расторжение было произведено).

Вместе с тем следует учитывать, что, если была нарушена установленная ГПК РФ исключительная подсудность российских судов, расторжение в судебном порядке гражданами РФ браков с иностранными гражданами или лицами без гражданства в иностранном государстве может быть не признано действительным в России, хотя суд, производивший в этом государстве развод, мог действовать в пределах компетенции судов данного государства по рассмотрению дел о расторжении браков. В частности, п. 3 ч. 1 ст. 403 ГПК РФ дела о расторжении браков российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в России, отнесены к исключительной подсудности российских судов.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1> обязательность на территории РФ постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами РФ. Соответственно, и ч. 1 ст. 409 ГПК РФ также устанавливает, что решения иностранных судов признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором РФ. Поэтому решение суда иностранного государства о расторжении брака может быть не признано на территории РФ, если Россия с этим государством не заключила международного договора, предусматривающего взаимное признание решений судов о расторжении браков.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

 

К примеру, признание судебных решений о расторжении браков предусматривают многие международные договоры РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам. Некоторые из этих договоров, в частности договоры с Румынией <1> (ст. 25), Монголией <2> (ст. 44), Республикой Вьетнам (ст. 41) <3>, а также Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. 52), предусматривают признание решений о расторжении браков без дальнейшего производства, если отсутствуют установленные договором основания для отказа в признании (решение не вступило в законную силу; суд государства, где решение должно быть признано, до этого времени не вынес по тому же делу решения, вступившего в законную силу; ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что он не был надлежащим образом извещен о судебном заседании, и др.).

--------------------------------

<1> Ведомости ВС СССР. 1958. N 21. Ст. 329.

<2> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 2. Ст. 56.

<3> Ведомости ВС СССР. 1982. N 44. Ст. 827.

 

13. Разрешение вопроса о признании расторжения того или иного брака действительным во многом также зависит от установленных международными договорами РФ правил определения компетентности уполномоченных органов.

К примеру, в соответствии со ст. 29 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам дела о расторжении брака компетентны рассматривать органы того государства СНГ, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления о расторжении брака. При этом допускается расторжение брака компетентными органами и другого государства СНГ при условии, если на его территории проживают оба супруга. В случае если супруги проживают на территории разных государств СНГ, то по договоренности между ними брак может быть расторгнут в органе любого из государств СНГ по месту их проживания.

14. Аналогичным образом в соответствии с п. 4 комментируемой статьи в Российской Федерации признается действительным расторжение брака между иностранными гражданами, произведенное за пределами территории РФ с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, и подлежащего применению законодательства.

15. Признание действительным в Российской Федерации расторжения брака, произведенного на территории иностранного государства, предполагает, что за решением компетентного органа иностранного государства о расторжении брака признается такая же юридическая сила, как и за решением о расторжении брака, принятым российским судом или органом загса РФ. Наличие решения органа иностранного государства о расторжении брака является основанием, чтобы считать супругов разведенными. Брак считается прекратившимся со дня вступления в законную силу соответствующего решения компетентного органа иностранного государства.

 

Статья 161. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов

 

Комментарий к статье 161

 

1. Комментируемая статья устанавливает критерии для определения законодательства, подлежащего применению к отношениям по поводу личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает в качестве такого критерия территориальный признак, а именно совместное место жительства супругов на определенной территории вне зависимости от гражданства супругов. При этом коллизионные нормы названного пункта обусловливают порядок определения права, подлежащего применению, фактом совместного места жительства супругов с учетом следующих особенностей:

1) наличие совместного места жительства на территории государства;

2) отсутствие совместного места жительства на территории государства, но наличие факта такого места жительства ранее;

3) отсутствие совместного места жительства вообще.

В первом случае личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства.

Во втором случае указанные права и обязанности определяются законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. При этом значение имеет именно последнее совместное место жительства таких супругов, поскольку отсутствию в текущий момент такого места жительства могло предшествовать наличие не одного совместного места жительства, а целого ряда таких мест.

В третьем случае указанные права и обязанности супругов, находящихся на территории РФ, определяются законодательством РФ.

2. Критерий совместного места жительства применительно к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям является определяющим для выбора подлежащего применению законодательства.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При установлении факта совместного места жительства следует основываться также на положениях специальных федеральных законов, регламентирующих вопросы регистрации и учета по месту жительства на территории РФ граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <1> местом жительства признается любое жилое помещение (жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, а также общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Наряду с перечисленными гражданско-правовыми договорами место жительства гражданина также подтверждается данными регистрационного учета. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления <2>. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба (ФМС России) <3>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227.

<2> Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939).

<3> Положение о Федеральной миграционной службе, утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 // СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3150.

 

Порядок миграционного учета, в том числе регистрации по месту жительства иностранных граждан и лиц без гражданства, установлен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" <1>. При этом местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации признается жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленном названным Федеральным законом порядке.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285.

 

По общему правилу иностранный гражданин регистрируется по месту жительства в органе миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства. При наличии у постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина двух и более жилых помещений, находящихся на территории РФ, он обязан заявить одно из них как свое место жительства и зарегистрироваться по адресу указанного помещения. В последнем случае регистрация указанного иностранного гражданина по месту жительства производится с фиксацией сведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории РФ.

Следует отметить, что для отдельных категорий иностранных граждан установлены особенности их миграционного учета <1>. В частности, иностранным гражданам, зарегистрировавшим брак с гражданами РФ, имеющими место жительства в Российской Федерации, может быть выдано разрешение на временное пребывание без учета утвержденной Правительством РФ квоты. При этом временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Федерации. Сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудники международных организаций, а также аккредитованные в Российской Федерации иностранные журналисты имеют право на свободу передвижения в пределах России, которое предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

--------------------------------

<1> Учет иностранных граждан по месту пребывания помимо органов миграционного учета осуществляет федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. В число таких граждан входят:

а) главы дипломатических представительств и главы консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также следующие с указанными должностными лицами члены их семей и гости указанных должностных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях указанных должностных лиц либо на территориях таких представительств или учреждений;

б) въехавшие в Российскую Федерацию с рабочим визитом и имеющие дипломатические или служебные паспорта должностные лица министерств иностранных дел иностранных государств и следующие с указанными должностными лицами члены их семей;

в) въехавшие в Российскую Федерацию с рабочим визитом и пользующиеся в соответствии с международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностные лица международных организаций, должностные лица представительств указанных организаций в Российской Федерации, должностные лица международных организаций, которые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации, а также члены семей и гости указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях указанных лиц либо на территориях таких представительств.

 

3. Установление места жительства также имеет важное практическое значение для определения подсудности при предъявлении иска в суд. При этом следует учитывать установленные гл. 44 ГПК РФ особенности подсудности дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации. К примеру, суды в Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в Российской Федерации или хотя бы один из супругов является российским гражданином, а также если по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в Российской Федерации (ст. 402 ГПК).

О порядке установления места жительства лица без гражданства см. комментарий к ст. 156 СК РФ.

4. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если таким договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Поэтому коллизионные нормы рассматриваемой статьи подлежат применению, если международным договором РФ не установлен иной порядок определения законодательства, подлежащего применению к указанным правам и обязанностям. В частности, Конвенцией стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и новой, не вступившей в силу для России по состоянию на 1 апреля 2011 г., одноименной Конвенцией от 7 октября 2002 г. <1> для случаев отсутствия совместного места жительства супругов предусмотрен иной порядок выбора подлежащего применению законодательства, который основан не только на критерии совместного места жительства супругов, но прежде всего на гражданстве супругов. И старая, и новая конвенция предусматривают, что если один из супругов проживает на территории одной Договаривающейся Стороны, а второй - на территории другой Договаривающейся Стороны и при этом оба супруга имеют одно и то же гражданство, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются. В случае если гражданства супругов не совпадают, т.е. у супругов разное гражданство одной из Договаривающихся Сторон и один из них проживает на территории одной, а второй - на территории другой Договаривающейся Стороны, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они имели свое последнее совместное место жительства. Если же гражданство супругов также не совпадает и при этом они не имели совместного жительства на территориях Договаривающихся Сторон, применяется законодательство Договаривающейся Стороны, учреждение которой рассматривает дело.

--------------------------------

<1> В государствах - участниках новой Конвенции действие Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. на такие дела не распространяется.

 

Аналогичные правила содержатся в международных договорах Российской Федерации с Республикой Молдова, Латвийской Республикой, Эстонской Республикой, Литовской Республикой, Республикой Кыргызстан, Азербайджанской Республикой, Монгольской Народной Республикой, Республикой Куба, Республикой Мали, Республикой Албанией, а также Грузией, Чехией, Словакией, Вьетнамом, Польшей, Болгарией, Венгрией, Румынией.

В международных договорах РФ встречается и иной порядок выбора законодательства по рассматриваемому вопросу. Так, согласно Договору между СССР и Финляндией о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой в судах, органах прокуратуры и других учреждениях, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, как и собственные граждане <1>. Согласно Договору между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам суды Договаривающихся Сторон компетентны рассматривать в том числе семейные споры при условии, что они являются судами государства, на территории которого проживает ответчик, являющийся физическим лицом <2>.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС СССР. 1980. N 34. Ст. 690.

<2> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2250.

 

5. Относительно отношений супругов по поводу недвижимого имущества все перечисленные международные договоры и названные конвенции содержат специальное правило, согласно которому подлежит применению законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой находится такое имущество <1>. При этом Конвенция от 22 января 1993 г. устанавливает, что правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество (п. 5 ст. 27), а право собственности на недвижимое имущество определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится недвижимое имущество. При этом вопрос о том, какое имущество является недвижимым, решается в соответствии с законодательством страны, на территории которой находится это имущество (п. 1 ст. 38), а форма сделки по поводу недвижимого имущества и прав на него определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится такое имущество (п. 2 ст. 39).

--------------------------------

<1> К примеру, согласно п. 3 ст. 22 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. и п. 3 ст. 20 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. по искам о праве собственности и иных вещных правах на недвижимое имущество компетентны исключительно суды по месту нахождения такого имущества.

 

Коллизионные нормы ГК РФ, регламентирующие вопросы определения права, подлежащего применению к личным неимущественным и имущественным отношениям, также основаны на общеизвестном принципе - применении "закона места нахождения вещи" (lex rei sitae). В частности, согласно ст. 1205 ГК РФ содержание права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество, их осуществление и защита определяются по праву страны, где это имущество находится. При этом отнесение имущества к недвижимым или движимым вещам также определяется по праву страны, где это имущество находится.

Отдельно следует отметить Гаагскую конвенцию о праве, применимом к режимам собственности супругов, от 14 марта 1978 г., в которой Российская Федерация не участвует <1>. Согласно данной Конвенции режим собственности супругов регулируется внутренним правом, определенным супругами до брака. При этом супруги могут определять только одно право, которое применяется ко всей их собственности:

--------------------------------

<1> Международное частное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 694 - 699.

 

1) право любого государства, гражданином которого является один из супругов во время такого определения;

2) право того государства, в котором один из супругов имеет свое обычное местожительство во время такого определения;

3) право государства, в котором один из супругов приобретает новое местожительство после брака.

Вместе с тем в части правоотношений супругов, возникающих по поводу недвижимого имущества, вне зависимости от того, определили супруги или нет применяемое право, они могут в отношении всего или части недвижимого имущества определить право того места, где находится эта недвижимость.

6. Согласно п. 2 комментируемой статьи в случаях заключения брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супругами, не имеющими общего гражданства или совместного места жительства, допускается возможность избрания ими подлежащего применению законодательства для определения их прав и обязанностей по указанным договору или соглашению. Такие супруги не ограничены какими-либо правилами при решении вопроса о выборе подлежащего применению законодательства. Вместе с тем если при рассмотрении конкретного спора суд установит, что выбранное супругами и подлежащее применению законодательство (нормы иностранного семейного права) противоречит публичным основам правопорядка Российской Федерации, такое законодательство не подлежит применению (см. комментарий к ст. 167 СК). Осуществление супругами выбора подлежащего применению законодательства достигается путем свободного волеизъявления (согласия) и соответствующего отражения непосредственно в брачном договоре или соглашении об уплате алиментов с указанием на конкретное законодательство применительно к личным неимущественным и имущественным их правам и обязанностям.

Если же супруги, которые не имеют общего гражданства или совместного места жительства, не воспользовались предоставленной комментируемой статьей возможностью и не указали в брачном договоре или соглашении об уплате алиментов, законодательство какого государства подлежит применению, то выбор законодательства производится в соответствии с порядком, установленным п. 1 комментируемой статьи. Соответственно, применяется законодательство государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, при отсутствии такового применяется законодательство государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства, а в случае, когда супруги вообще не имели совместного места жительства, то на территории РФ к их личным неимущественным и имущественным отношениям применяется законодательство РФ.

 

Статья 162. Установление и оспаривание отцовства (материнства)

 

Комментарий к статье 162

 

1. После рождения ребенка должно быть установлено его происхождение от конкретных лиц (установлены отец и мать), поскольку только на основании этого возникают права и обязанности у данных лиц как у родителей такого ребенка по его воспитанию и защите его прав и интересов. Поэтому установление происхождения ребенка от определенной женщины - матери (установление материнства) и определенного мужчины - отца (установление отцовства) является влекущим родительские правоотношения юридическим фактом, который имеет институциональное значение в семейном праве любого государства и служит средством защиты прав ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.