Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И лиц без гражданства 7 страница




- каков порядок установления его содержания;

- как правильно толковать и применять его;

- какое материальное право следует применять в случае, если не установлено содержание иностранного семейного права.

Ответам на данные вопросы посвящены нормы настоящей статьи.

2. В соответствии с абз. 1 п. 1 комментируемой статьи при применении норм иностранного семейного права суд или органы загса и иные органы должны устанавливать содержание этих норм не только исходя из их буквального изложения в конкретном акте законодательства иностранного государства, но также основываясь на их официальном толковании, практике их применения и доктрине в данном иностранном государстве.

Таким образом, комментируемая статья в виде общего правила исходит из общепринятого в Российской Федерации и многих других государствах принципа, согласно которому иностранное право должно применяться так же, как оно применяется в каком-то определенном государстве.

Соответственно, очередность использования того или иного способа установления содержания иностранного семейного права (толкования, применения, доктрины) должна определяться в порядке, действующем в государстве, семейное право которого подлежит применению. При этом следует учитывать, что во многих государствах (в частности, в государствах континентальной Европы), так же как в Российской Федерации, в отличие от государств, в которых действует англо-американская система общего права, правоприменительная судебная практика не имеет определяющего значения для установления содержания конкретных норм права.

3. Основной вопрос при установлении содержания иностранного права: должен ли суд, орган загса или иной орган делать это сам или может возложить такую обязанность на других лиц?

Данный вопрос не является риторическим. Необходимо учитывать, что судья, должностное лицо органа загса, иного органа не может знать достаточно детально особенности всех правовых систем мира (по крайней мере знать в той степени, чтобы правильно применить нормы иностранного права). Это предопределено действием объективных факторов - как многочисленностью правовых систем мира, так и их внутренним разнообразием <1>.

--------------------------------

<1> К примеру, должностное лицо органа загса должно применить английское семейное право, используя при этом принцип прецедента. Может ли оно это сделать? Ведь требуется знать и такую необходимую для практического применения специфику системы прецедента, как разграничение правовой нормы на две части, когда лишь первая часть имеет обязывающее значение для последующих судебных решений. Такую специфику разграничения правовой нормы сами английские юристы постигают в процессе многолетней практики.

 

Ответ на заданный вопрос содержится в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи: в качестве помощника в деле получения необходимой информации в указанном абзаце законодатель называет в первую очередь Министерство юстиции РФ, в которое можно обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями. Именно на данное Министерство в Российской Федерации возложены функции предоставления информации о праве в пределах оказываемой правовой помощи во всех международных договорах РФ о правовой помощи и правовых отношениях <1>, в том числе функции по обмену правовой информацией с иностранными государствами <2>.

--------------------------------

<1> См., например: ст. 15 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

<2> См. также: подп. 27 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313.

 

Кроме того, необходимо учитывать, что Россия участвует в Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства 1968 г. <1>, определяющей порядок получения информации о содержании иностранного права. Согласно данной Конвенции в государствах-участниках назначаются национальные органы, в обязанности которых входит выполнение функций, связанных с обменом такой информацией. Каждое из государств-участников должно сообщить Генеральному секретарю Совета Европы названия и адреса соответствующих органов. Таким органом в Российской Федерации является Министерство юстиции РФ. Поэтому при поступлении соответствующего запроса об установлении содержания иностранного семейного права от суда, органа записи актов гражданского состояния или иного органа Министерство юстиции РФ может запросить необходимую информацию от компетентного органа государства, содержание иностранного семейного права которого устанавливается.

--------------------------------

<1> Бюллетень международных договоров. 2000. N 1. С. 22 - 32.

 

Понятно, что если в государстве, содержание иностранного права которого устанавливается, существует более одной правовой системы, то, для того чтобы Министерство юстиции РФ могло правильно оформить запрос к компетентному органу этого государства, в запросе, направленном в данное министерство, должна указываться правовая система, по которой запрашивается информация. Однако, если судье, должностному лицу органа загса или иного органа неизвестно, какая из правовых систем используется в данном конкретном случае, можно попросить установить ее в соответствии с правом этого государства либо запросить информацию по наиболее тесно связанной с семейным правоотношением правовой системе.

4. Достаточно очевидно, что процедура межгосударственного обмена правовой информацией и получение ответа из Министерства юстиции РФ на соответствующий запрос могут потребовать длительного времени. С учетом этого абз. 2 п. 1 комментируемой статьи допускает возможность обращения за правовой помощью в другие компетентные органы РФ либо к экспертам.

В данном случае возникает вопрос: кто компетентен в вопросах уяснения содержания иностранного семейного права, т.е. кто может выступить в роли эксперта? Представляется, что в роли экспертов могут выступить как российские, так и зарубежные специалисты, владеющие специальными познаниями в вопросах, касающихся иностранного семейного права, содержание которого устанавливается. К примеру, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <1> (п. 5 ст. 2) предусматривает, что адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории РФ по вопросам права данного государства. В роли экспертов могут выступить специалисты организаций, владеющих соответствующей информацией о праве других государств, и в первую очередь специалисты из специализированных научно-исследовательских и учебных институтов и центров. Ведущие специалисты в области международного частного права занимаются исследованиями в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Исследовательском центре частного права при Президенте РФ, Московском и Санкт-Петербургском государственных университетах, Уральской юридической академии, Российской школе частного права. Поэтому в целях установления содержания иностранного права можно обратиться персонифицированно к конкретному специалисту одной из названных либо других подобных организаций.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

 

5. Помощь судье, должностному лицу органа загса или иного органа при установлении содержания подлежащего применению семейного права иностранного государства могут оказать и сами лица, отношения между которыми требуют разрешения вопроса о применении такого права (вступающие в брак супруги, лицо, претендующее на получение алиментов, и др.).

В соответствии с абз. 3 п. 1 комментируемой статьи заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, или иначе содействовать суду или органам загса, иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права. При этом следует обратить внимание на то, что оказание заинтересованными лицами помощи в установлении содержания иностранного права является их правом, а не обязанностью.

6. Применив все способы установления содержания иностранного семейного права, суд, орган загса или иной орган выносят решение по конкретному вопросу, опираясь на нормы такого права. Это самый благоприятный исход разрешения семейного дела с участием иностранного элемента, когда меры, принятые указанными органами по установлению содержания иностранного права, привели к положительному эффекту.

Сложности могут возникнуть в случае неустановления содержания иностранного права или отсутствия в праве другого государства норм, регулирующих определенное отношение. Для такого случая законодатель в п. 2 комментируемой статьи прибегнул к односторонней коллизионной норме: если содержание норм иностранного семейного права, несмотря на все принятые меры, не установлено, применяется российское право. При этом п. 2 комментируемой статьи непосредственно указывает, какими должны быть эти "принятые меры", их минимальный предел - меры, предусмотренные п. 1 комментируемой статьи. Поэтому если судья или должностное лицо органа записи актов гражданского состояния либо иного органа самостоятельно не смог установить содержание иностранного права, то он не вправе применять рассматриваемую коллизионную норму. Возможность реализации им права применения данной нормы обусловлена только неэффективностью всех принятых в соответствии с п. 1 комментируемой статьи мер, и прежде всего невозможностью установления содержания иностранного семейного права Министерством юстиции РФ.

Необходимо также обратить внимание на то, что возможность применения нормы п. 2 комментируемой статьи не обусловлена истечением какого-либо временного периода, затраченного на установление содержания иностранного семейного права, - конкретного или разумного срока. Поэтому временной фактор установления содержания иностранного права не может иметь правового значения при принятии решения о применении рассматриваемой коллизионной нормы.

 

Статья 167. Ограничение применения норм иностранного семейного права

 

Комментарий к статье 167

 

1. Комментируемая статья содержит широко известную в международном частном праве оговорку о "публичном порядке". Введение оговорки о "публичном порядке" направлено на обеспечение правовой защиты от нежелательных последствий, к которым может привести применение иностранного семейного права к конкретному правоотношению. Таким образом, если согласно коллизионной норме подлежит применению соответствующая норма семейного права иностранного государства, но это противоречит основам правопорядка России, то такая норма не подлежит применению. Следует отметить, что применение данной оговорки должно осуществляться в отношении конкретной ситуации с учетом содержания подлежащей применению нормы иностранного семейного права. Возможны ситуации, когда отдельные нормы семейного права какого-либо государства в конкретном правоотношении вполне могут быть применимы и не могут быть отвергнуты на основании оговорки о "публичном порядке", а отдельные нормы законодательства этого же государства не могут быть применимы как противоречащие основам правопорядка.

Вместе с тем в российском законодательстве отсутствует определение основ правопорядка (публичного порядка). В судебной практике встречается достаточно неоднозначное толкование содержания определения "публичный порядок". Так, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2000 г. N 5-Г00-59 указывается, что под публичным порядком понимаются, в частности, основы правопорядка, которые закреплены в первую очередь в Конституции и законах РФ. В Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 19 июня 2001 г. N 60пв-02 приводится более узкое по сравнению с вышеназванным определением определение публичного правопорядка. В названном Постановлении указывается, что нарушение публичного порядка подразумевает нарушение фундаментальных основ установленного в государстве правопорядка.

Наиболее удачной представляется формулировка содержания понятия "публичный порядок", содержащаяся в Определении Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 1998 г., в котором говорится, что "вывод городского суда о противоречии решения Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации публичному порядку Российской Федерации признан неправильным", и далее указывается, что "содержание понятия "публичный порядок Российской Федерации" не совпадает с содержанием национального законодательства Российской Федерации. Поскольку законодательство Российской Федерации допускает применение норм иностранного государства (ст. 28 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" <1>), наличие принципиального различия между российским законом и законом другого государства само по себе не может быть основанием для применения оговорки о публичном порядке. Такое применение этой оговорки означает отрицание применения в Российской Федерации права иностранного государства вообще. Под "публичным порядком Российской Федерации" понимаются основы общественного строя Российского государства. Оговорка о публичном порядке возможна лишь в тех отдельных случаях, когда применение иностранного закона могло бы породить результат, недопустимый с точки зрения российского правосознания" <2>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1240.

<2> Бюллетень ВС РФ. 1999. N 3.

 

2. Оговорка о публичном порядке должна применяться избирательно, с учетом всестороннего исследования и проведением сравнительного анализа подлежащих применению норм иностранного семейного права по отношению к российскому законодательству. Придя к выводу о невозможности применения нормы иностранного права в силу наступления последствий, противоречащих публичному порядку, суд должен определить, какую норму национального права либо иностранного законодательства необходимо применить вместо не подлежащей применению нормы. Механизм публичного порядка вводится в действие лишь после того, как суд, применив коллизионную норму, содержащую отсылку к иностранному праву, определит относительно конкретных правоотношений наличие противоречия между возможными последствиями применения иностранной нормы семейного права и основами правопорядка РФ. Как отмечал М.М. Богуславский, нормы иностранного права, допускающие полигамию, противоречат основным принципам российского семейного права, но это вовсе не означает, что полигамные браки, заключенные в стране, где они признаются, не могут порождать юридических последствий, признаваемых в нашей стране; нельзя, в частности, возражать против признания алиментных обязательств членов полигамной семьи <3>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.М. Богуславского "Международное частное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2005 (издание пятое, переработанное и дополненное).

 

<3> Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Международ. отношения, 1994. С. 95.

 

3. В части рассматриваемой оговорки о публичном порядке следует отметить, что в ст. 1193 ГК РФ также закреплена указанная оговорка, которая по сравнению с аналогичной нормой СК РФ предусматривает более детальное правовое регулирование. В частности, согласно названной статье ГК РФ подлежащая применению норма иностранного права не применяется лишь в исключительных случаях, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права. Одновременно установлено, что отказ в применении нормы должен быть достаточно мотивированным, поскольку такой отказ не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы России. Соответственно, применение указанной оговорки не влечет обязательное использование применимой в конкретном правоотношении нормы российского права, поскольку ст. 1193 ГК РФ указывает на применение российской нормы только при наличии необходимости, которая должна устанавливаться с учетом интересов всех сторон правоотношения.

Комментируемая статья не связывает названные стороны условностями (исключительностью рассматриваемого случая; соблюдением оснований для отказа) в применении нормы иностранного семейного права, если ее применение противоречит основам правопорядка РФ.

При рассмотрении вопроса о применимости к семейным отношениям общих норм ГК РФ наравне со специальными нормами СК РФ следует учитывать, что СК РФ прямо предусматривает возможность применения гражданского законодательства к семейным отношениям по поводу личных неимущественных и имущественных отношений супругов, во-первых, если такие отношения не урегулированы семейным законодательством и, во-вторых, если это не противоречит семейным отношениям (см. комментарий к ст. 4 СК). Одновременно ст. 5 СК РФ допускает применение норм гражданского права к семейным отношениям по аналогии. Поэтому общие положения международного частного права, закрепленные в ГК РФ, в том числе о "публичном порядке", должны учитываться при рассмотрении затрагиваемых конкретным семейным правоотношением вопросов.

Следует также отметить, что определяющим фактором является именно выявление противоречия основам правопорядка РФ, что предусмотрено и СК РФ, и ГК РФ. Если будет установлено, что конкретная норма иностранного семейного права как противоречащая публичному порядку не может быть применена, как и иные нормы иностранного права, но только при установлении невозможности их применения как противоречащих публичному порядку, именно в этом случае проявляется исключительная ситуация и возникает необходимость применения соответствующей нормы российского права.

 

Раздел VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 168. Порядок введения в действие настоящего Кодекса

 

Комментарий к статье 168

 

1. Как правило, принимая кодифицированные акты, законодатель параллельно принимает федеральные законы о введении в действие того или иного кодекса <1>. При разработке и принятии СК РФ законодатель пошел другим путем, поместив в "тело" настоящего Кодекса специальный раздел, посвященный вводным (переходным) положениям данного документа.

--------------------------------

<1> См., например: Федеральные законы от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302; от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15.

 

2. По общему правилу, установленному Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" <1>, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Однако данным актом предусматривается возможность установления другого порядка вступления закона в силу. При этом необходимо, чтобы этот (иной) порядок был установлен непосредственно в самом законе. Законодатель использовал данную возможность, установив, что основные положения комментируемого Кодекса вступили в силу с 1 марта 1996 г.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.

 

Причин того, что комментируемым Кодексом предусмотрен период от опубликования до введения в действие, - две. Необходимо было время, во-первых, для подготовки и принятия всего пакета нормативно-правовых актов, вытекающих из Кодекса; во-вторых, для изучения данного документа как правоприменительными органами, так и гражданами, заинтересованными в защите своих прав и законных интересов.

3. Специальные сроки введения в действие отдельных статей СК РФ установлены в ст. 169 (см. данную статью и комментарий к ней).

4. В п. 2 комментируемой статьи дается перечень законодательных актов, утративших силу в связи с введением в действие СК РФ. Следует обратить внимание на то, что был принят Федеральный закон от 18 октября 1997 г. N 132-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации" <1>, где перечень законодательных актов, утративших силу в связи с принятием СК РФ, был существенно расширен.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4731.

 

Статья 169. Применение норм настоящего Кодекса

 

Комментарий к статье 169

 

1. Комментируемая статья устанавливает порядок применения норм СК РФ и корреспондирует со ст. 4 ГК РФ, определяющей действие гражданского законодательства во времени, учитывая, что к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство (см. комментарий к ст. 4 СК). Однако в отличие от положения абз. 2 п. 1 ст. 4 ГК РФ комментируемая статья не предусматривает возможности применения норм СК РФ к отношениям, возникшим после введения его в действие. В то же время п. 6 комментируемой статьи устанавливает обратное, допуская применение норм СК РФ к имуществу, нажитому супругами (одним из них) до 1 марта 1996 г. Так, например, супруги могут в брачном договоре определить правовой режим имущества, нажитого до вступления в силу СК РФ и части первой ГК РФ, в которой впервые была предусмотрена возможность изменения правового режима имущества, нажитого супругами в браке.

2. Нормы СК РФ применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие, т.е. после 1 марта 1996 г., в том числе из правоотношений, возникших до 1 марта 1996 г. Так, например, супруги приобрели квартиру в период брака до вступления в силу СК РФ. Покупателем в договоре купли-продажи был супруг. Для того чтобы продать квартиру после 1 марта 1996 г., супругу необходимо получить письменное, нотариально удостоверенное согласие супруги. Без такого согласия впоследствии сделка может быть признана недействительной в соответствии с п. 3 ст. 35 СК РФ.

В судебной практике нередко возникают споры относительно применения норм СК РФ об ответственности к тем длящимся правонарушениям, которые имели место как до вступления в силу комментируемого Кодекса, так и после, в частности нормы ст. 115 СК РФ, устанавливающие законную неустойку за несвоевременную уплату алиментов. Так, отец малолетнего ребенка уклонялся от уплаты алиментов. Решением суда алименты были взысканы с 10 августа 1995 г. Однако, несмотря на решение суда, алиментоплательщик так и не уплачивал алименты. Решением суда от 1 февраля 1997 г. с него была взыскана неустойка в соответствии со ст. 115 СК РФ в размере 0,1% за каждый день просрочки с 10 августа 1995 по 1 февраля 1997 г. Решение было обжаловано в вышестоящий суд, который отменил данное решение. Нормы о взыскании неустойки за несвоевременную уплату алиментов установлены лишь новым СК РФ (ст. 115), который вступил в силу с 1 марта 1996 г. (КоБС РСФСР 1969 г. подобных положений о неустойке не предусматривал) <1>. Поэтому такая мера ответственности может быть применена при образовании задолженности по алиментам, возникшей после 1 марта 1996 г. СК РФ применительно к данным правоотношениям не действует с обратной силой.

--------------------------------

<1> С 3 июля 2008 г. Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 106-ФЗ "О внесении изменения в статью 115 Семейного кодекса Российской Федерации" (СЗ РФ. 2008. N 27. Ст. 3124) размер неустойки увеличен до 0,5%.

 

3. Особое внимание судебная практика уделяет вопросам применения норм СК РФ по делам об установлении отцовства, оспаривании отцовства (материнства), о взыскании алиментов. Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" по делам об установлении отцовства, оспаривании отцовства (материнства), о взыскании алиментов суду при разрешении заявленных требований следует исходить из времени возникновения правоотношений сторон и правил введения СК РФ в действие. При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 169 СК РФ нормы этого Кодекса применяются к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие. К семейным отношениям, возникшим до введения настоящего Кодекса в действие, его нормы применяются только в отношении тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения Кодекса в действие.

В соответствии с п. 2 названного Постановления при рассмотрении дел об установлении отцовства необходимо иметь в виду, что обстоятельства для установления отцовства в судебном порядке, предусмотренные ст. 49 СК РФ, существенно отличаются от тех, которые предусматривались ст. 48 КоБС РСФСР. Учитывая порядок введения в действие и порядок применения ст. 49 СК РФ, установленный п. 1 ст. 168 и п. 1 ст. 169 СК РФ, суд, решая вопрос о том, какой нормой следует руководствоваться при рассмотрении дела об установлении отцовства (ст. 49 СК РФ или ст. 48 КоБС РСФСР), должен исходить из даты рождения ребенка. Так, в отношении детей, родившихся после введения в действие СК РФ (т.е. 1 марта 1996 г. и после этой даты), суд, исходя из ст. 49 СК РФ, принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. К таким доказательствам относятся любые фактические данные, установленные с использованием средств доказывания, перечисленных в ГПК РФ.

В отношении детей, родившихся до введения в действие СК РФ, суд, решая вопрос об отцовстве, должен руководствоваться ч. 2 ст. 48 КоБС РСФСР, принимая во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ими ребенка или доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства.

4. Судебный порядок усыновления, предусмотренный п. 2 комментируемой статьи, был введен Федеральным законом 1996 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" с 27 сентября 1996 г.

В настоящее время нормы о порядке усыновления установлены гл. 29 ГПК РФ. Постановления главы районной, городской или районной в городе администрации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об усыновлении, принятые после названной даты, являются недействительными и не порождают правовых последствий для усыновителя и усыновленного.

5. Пункт 3 комментируемой статьи изменил момент прекращения брака, расторгнутого в суде, по сравнению с КоБС РСФСР 1969 г. В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" разъясняется, что в соответствии с п. 1 ст. 25 СК РФ брак, расторгнутый в судебном порядке, считается прекращенным со дня вступления решения суда в законную силу. Указанное положение в соответствии с п. 3 ст. 169 СК РФ не распространяется на случаи, когда брак расторгнут в судебном порядке до 1 мая 1996 г., т.е. до дня введения в действие ст. 25 СК РФ. Брак, расторгнутый в органах записи актов гражданского состояния, считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния независимо от того, когда был расторгнут брак - до 1 мая 1996 г. либо после этой даты.

Решение суда о расторжении брака, согласно ст. 209 ГПК РФ, вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если оно не было обжаловано, т.е. по истечении 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. В случае подачи апелляционной жалобы решение мирового судьи вступает в законную силу после рассмотрения районным судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если решением районного суда отменено или изменено решение мирового судьи и принято новое решение, то оно вступает в законную силу немедленно.

В случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции (см. также комментарий к ст. 25 СК).

6. В п. 4 комментируемой статьи устанавливается специальный срок исковой давности в отношении признания брака недействительным вследствие того, что одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, что предусмотрено п. 3 ст. 15 СК РФ. Согласно п. 2 ст. 181 ГК РФ иск о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение года. Данный срок начинает течь со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания брака недействительным, т.е. о наличии на момент регистрации брака у его супруга вышеназванных заболеваний, о которых истец не был уведомлен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.