Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прежде чем обвинять в неверии, необходимо выяснить, какое слово он высказал и какой поступок совершил, так как не каждое слово и поступок рассматривается, как выводящий из Ислама.




3. Обычные люди обязаны опасаться этого (такфира) и всячески избегать, им следует оставить это дело учёным, из-за великого риска. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто скажет своему брату: «О кафир…», то это вернется на одного из них» (аль-Бухари и Муслим)

4. Не принимаются решения основываясь на сомнениях. Поистине, мусульманина выводит из Ислама отрицание того, что делает его мусульманином. Если наличие Ислама установлено, то оно не прекращается из-за сомнений в нём. Если есть какие-то причины для такфира, и одна причина не дающая делать такфир, то выдающему фетву следует отдать предпочтение этой одной причине, из-за огромного риска (связанного с такфиром) и необходимости делать хорошее предположение (хусну занн) о мусульманине, так как куфр является пределом в наказании, и это требует совершения подобного (по тяжести) преступления. А с сомнением и предположением, нет предельности.

5. Условием для такфира мусульманина, чтобы человек был мукалляфом (совершеннолетним, разумным) и чтобы он совершил то, что его выводит из Ислама без принуждения. Поэтому нельзя обвинить в неверии ребёнка, сумасшедшего, спящего, потерявшего сознание, из-за отсутствия таклифа (т.е. отсутствия возложения на них шариатских обязанностей), их слова не принимаются.

Также не допускается обвинять в неверии того, кого заставили отступиться от веры, а сердце его наполнено верой. Всевышний сказал: «не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера» (Пчёлы, 106)

О такфире пьяного:

6. Учёные сошлись во мнении, что если человек опьянел не по собственному желанию и в таком состоянии совершил, что-то выводящее из Ислама, то его вероотступничество не засчитывается. Насчёт того, кто опьянел по собственному желанию существуют разногласия.

7. Причины выводящие из Ислама:

а) Убеждения

Учёные единогласны в том, что считается неверующим тот, кто скрывает своё неверие, но к нему не применяются решения вероотступника, до тех пор, пока не станет явным его вероотступничество.

Тот, кто утверждает, что станет вероотступником в будущем или сомневается в этом, то он становится им сразу, так как он отрекается от тасдикъа (т.е. подтверждения того, во что должен верить мусульманин) из-за своего решения стать неверующим в будущем.

б) Слова

Едино мнение учёных относительно неверия того, кто произнёс слова, выводящие из религии, не имеет значения произнёс ли он это издеваясь, из-за упрямства или из-за убеждений, так как Всевышний сказал: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?. Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» (Покаяние, 65-66).

Что касается того, кто произнёс (слова куфра) непроизвольно, не думая, например из-за сильной радости или удивления и т.д., подобно словам: О Аллах, ты (обращаясь к человеку) мой Господь, а я твой раб или сказал: ты мой раб, а я твой господь, как передано в хадисе Анаса ибн Малика. В этих случаях человек не выходит из религии, как и тот, кого заставили из-за слов Всевышнего: «Не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера» (Пчёлы, 106), и слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Аллах простил этой общине содеянное ею по ошибке, из-за забывчивости или под принуждением». (Ибн Маджах, аль-Байхаки)


8. О тех, кто ругает Всевышнего:

Учёные единогласны в неверии того, кто ругает Сущность Всевышнего, пренебрегает Им, приписывает недостатки так, как Всевышний сказал: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?» (Покаяние, 65). Имеются разногласия в принятии покаяния таких людей, но мнение большинства, что оно принимается.

9. О тех, кто оскорбляет пророков (мир им):

Учёные считают неверным того, кто ругает любого из пророков (мир им), принижает его, приписывает недостатки, описывает его тем, что не допускается, например: лживость, отсутствие доведения до людей истины. Ханафитские и шафиитские учёные считают такого неверным, его призывают к покаянию, если он отказывается его убивают. Маликитские и ханбалитские учёные считают, что его необходимо убить и его покаяние не принимается. Оскорбление ангелов подобно оскорблению пророков. Маликиты ограничили пророков и ангелов, в ком есть единое мнение, что они являются пророками или ангелами. А тот, кто ругает того, в ком нет единого мнения, что они являются пророками или ангелами, как Хизри или Харут или Марут, этот человек не попадает в неверие. Но судья наказывает такого по своему усмотрению (иджтихаду).

10. О том кто обвиняет сподвижников в неверии:

Едино мнение учёных в том, что считается вероотступником тот, кто обвиняет в неверии всех сподвижников, так он отрицает очевидное в религии, противоречит Всевышнему и Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Учёные единогласны в неверии того, кто клевещет на Айшу, в том в чём оправдал её Всевышний или того, отрицает сподвижничество Абу Бакра, так как он противоречит Корану.


Что касается того, кто обвиняет в неверии некоторых из сподвижников, мнение ханафитов и маликитов в достоверном слове возле них и мнение имама Ахмада в одном из двух мнений, что человек не попадает в неверие. Мнение же шафиитов и ханбалитов в достоверном слове, некоторые хадисоведы, Сухнун учёный маликитов, считают неверным того, кто обвиняет в неверии часть сподвижников, к нему применяются решения вероотступника. Али ибн Сулейман Аль-Мардави в книге «Аль-Инсаф» пишет: «Это правильно». Цитата из книги «Аль-фаваких ад-Дивани» указывает на то, что тот, кто обвиняет в неверии одного из 4 праведных халифов, становится вероотступником.

11. О неверии того, кто отрицает иджма’ (единогласное мнение учёных):

Учёные считают вероотступником того, кто отрицает решение, в котором единогласны учёные уммы в том, что известно всем (обязанность намаза, заката) без разногласий. А что касается того, в чём они единогласны, но это неизвестно обычным людям (как обязанность выделения шестой части имущества дочери сына, когда есть родная дочь), то отрицающий это не становится вероотступником.

12. Обязательно обращение к судье относительно того, кто совершил что-либо выводящее из Ислама, чтобы судья вынес насчёт него решение, после рассмотрения всех свидетельств и доказательств.

Автор: Шейх Абдул-Гаффар аш-Шариф

Источник: http://islamshariat.ru/index.php/archives/801

Правила такфира у ашаритов: между «хаваридж» и «мурджиа»

  • 7 дек, 2011 at 9:25 PM

Оригинал взят у mehdi_shams в Правила такфира у ашаритов: между «хаваридж» и «мурджиа»


Точкa соприкосновения с «мурджиитами»:

Условием куфра в отношении тех грехов, которые сами по себе не являются вероотступничеством, является исповедание дозволенности общеизвестного харама или запретности халяля. Например, винопитие - грех, но само по себе не является куфром, пока человек исповедует его запретность. В отличие от совершения суджуда идолу или солнцу, что само по себе является куфром и не нуждается в нияте.


Точка расхождения с «мурджиитами»:

У «мурджиа» условие исповедания дозволенности харама или запретности халяля распространяется абсолютно на все слова и действия. Тогда как ашария выделяют группу действий (суджуд идолу, бросание мусхафа в кучу мусора и т.д.), которые являются куфром сами по себе.

Точка соприкосновения с «хаваридж»:

Выделение группы действий, которые сами по себе есть куфр, без условия исповедания их дозволенности. Например, совершение суджуда идолу или солнцу делает человека вероотступником, даже если он исповедует запретность данного действия.


Точка расхождения с «хаваридж»:

Выделение группы действий, которые не являются сами по себе куфром, но становятся таковыми по причине нията. Так «хаваридж» выносят такфир за все грехи или за большие грехи, не ставя условием исповедание дозволенности греха. Тогда как ашария разделяют между действиями, которые являются сами по себе куфром (суджуд идолу, бросание мусхафа в мусор и т.д.), и действиями, ввергающими в ридда, только если человек исповедует их дозволенность. Например, винопитие - грех и не является куфром, пока не исповедуют его дозволенность.

Вопрос:

Существует ли разница в принципах такфира между ашария, с одной стороны, и группой, известной под именем «салафия-джихадия»?

Ответ:

В принципах такфира разницы нет, но имеется различие в определении той группы действий, которая есть куфр. Приведу три примера:

1. Истигаса - сама по себе куфр у ваххабия-джихадия, т.е. здесь они не смотрят на намерение. Тогда как у ашария данное действие само по себе не есть ширк, если человек не исповедует независимость воли того, к кому обращаются за помощью.

2. Оставление обязательного намаза без уважительной причины - само по себе куфр у ваххабия-джихадия и не является таковым, согласно мнению джумхур, если оставление намаза не сопровождает исповедание его необязательности. Равным образом, отказ выплачивать закят - сам по себе куфр у ваххабия-джихадия и не является таковым у ашария, если данное действие не сопроваждает ният о дозволенности не выплачивать закят.

3. Помощь кяфирам против мусульман - сама по себе куфр у ваххабия-джихадия, тогда как мнение таких людей как имам Куртуби, рахимахуллАху Тааля, состоит в том, что, чтобы данное действие считалось куфром, необходимо сопровождение мувалята ниятом о его дозволенности. Также, насколько мне известно, мнение джумхур факихов состоит в том, что шпион не является муртаддом, хотя и имеется разногласие относительно того, убивается шпион или же ему сохраняют жизнь.

 

Метки:

  • ашариты,
  • мурджииты,
  • такфир,
  • хавариджи
  • Оставить комментарий
  • В избранное
  • Поделиться
  • Ссылка



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.