Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Понятие, признаки, происхождение государства и права




II. КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ПРАВА»

 

Основы права относится к общественным, гуманитарным наукам и представляет собой отрасль специальных общественных знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретическое и прикладное освоение права и государства, а также связанных с ними общественных отношений.

Объектом изучения основ права являются такие важные и многоплановые компоненты общества, как право, основные его отрасли и государство, социально-правовые явления и процессы, происходящие в общественной жизни. Однако они выступают в той или иной мере объектами изучения не только основ права, но и других юридических наук и дисциплин. В этом и заключается общая особенность всех областей юридических знаний.

В то же время самостоятельные юридические науки, в том числе и основы права, отличаются друг от друга своим предметом, обусловливающим их назначение, содержание, специфику подхода каждой из них к изучению своего объекта. Поэтому рассмотрение предмета основы права непосредственно связано с выяснением его характерных черт, особенностей и места в системе юриспруденции.

Эта система включает в себя следующие разновидности и группы юридических наук:

– общетеоретические отрасли юридической науки (теория государства и права, история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений). Например, теория государства и права на основе новейших достижений обществоведения изучает общетеоретические проблемы государства и права, являющиеся базовыми для всех отраслевых юридических наук;

– специальные отраслевые юридические науки (гражданское право, финансовое право, трудовое право, экологическое право, уголовное право, гражданское процессуальное право, международное право и др.). Они изучают отдельные составные части системы казахстанского права, его различные отрасли, каждая из которых представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих какую-то широкую сферу однородных общественных отношений. Например, международное (публичное) право изучает нормы, регулирующие внешнеполитическую деятельность государств, отношения между ними и другими участниками международного общения;

– комплексные юридические науки, т. е. науки, которые используют как правовые, так и иные средства и методы исследования юридических явлений и процессов. К ним относят организацию управления, право социального обеспечения, криминологию и др.;

– прикладные юридические науки, т. е. науки и дисциплины, обслуживающие различные сферы юридической и иной деятельности в конкретных аспектах. К ним относят криминалистику, судебную экспертизу, судебную медицину, судебную психиатрию и др.

Методы основ права подразделяются на общие, распространяемые на множество юридических наук и все разделы и стороны данных наук (например, распространение логического метода теории государства и права на все отраслевые юридические науки), и частные, используемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов науки (например, метод властных предписаний в финансовом праве).

К числу общенаучных методов основ права относятся методы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его стадиях. Например, метод историзма (в курсе истории государства и права России), метод анализа и синтеза (в процессе применения норм гражданского права), системный подход (при характеристике банковского законодательства).

К частнонаучным методам основ права относятся методы, которые определяют лишь общие подходы к решению проблем юридической науки. Это метод сравнительного правоведения (связан с сопоставлением и противопоставлением норм, правовых институтов и отраслей), метод социально-правового эксперимента (разработка и применение в экспериментальном порядке отдельных законов), статистический метод (анализ уровня законности, преступности в сфере экономической деятельности), метод моделирования (мысленное создание модели судебного решения).

В учебной литературе государство определяется по-разному: одни ученые утверждают, что государство является носителем политической власти, формой солидарности между людьми, что это социальный организм, политический способ существования гражданского общества (Б. А. Кистяковский), другие считают, что это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом преимуществе (Л. Гумплович), отдельные авторы сводят сущность государства к разновидностям его органов управления (Г. Спенсер). Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой государство выступает прежде всего как средство социального компромисса, механизм управления делами всего общества. Нередко оно рассматривается как союз свободных людей, проживающих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти (Е. Н. Трубецкой, В. М. Хвостов).

Теория насилия основой происхождения государства полагает акт насилия, как правило, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя создается государство. Теория насилия рассматривает государство как силу, навязанную обществу извне.

Кроме того, существует оригинальная ирригационная теория, которая связывает возникновение государства, его первые деспотические формы с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях (Месопотамия, Египет, Индия, Китай).

Признаки государства:

-население

-территория

-право

-публичная власть

-система налогов

- суверенитет

Функции (от лат. functio – исполнение, осуществление) – это основные, наиболее важные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Они устанавливаются в зависимости от формы государства, от основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач.

Функции представляют собой основные направления внутренней и внешней деятельности государства, отражающие его сущность и социальное назначение, обусловленные целями и задачами, которые стоят перед обществом.

Внутренние функции государства:

-экономической функции – главная цель – обеспечение нормального функционирования экономики любого государства, охрана всех форм собственности, укрепление финансовой и налоговой системы, осуществление общественных работ, реализация внешнеэкономических связей и многое другое.

-социальная функция направлена на осуществление специальных мер по удовлетворению социальных потребностей людей, повышению их жизненного уровня, улучшению условий труда, его оплаты, быта, социальной помощи нетрудоспособным, реализацию мер по улучшению здравоохранения, образования, культуры и др.

-политическая функция направлена на развитие демократии, национального, а также гражданского согласия, поддержание стабильного порядка, защиту законных прав и интересов граждан.

-культурно-воспитательная (идеологическая) функция связана с осуществлением определенной политики в сфере образования, культуры. Она проводится через средства массовой информации – радио, печать, телевидение.

-экологическая функция, или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов, вышла на передний план не только в пределах нашей страны, но в глобальном, международном масштабе, превратившись в проблему спасения земли и сохранения человечества.

- функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Внешние функции – это основные направления деятельности государства на мировой арене. К внешним функциям относятся: взаимовыгодное сотрудничество государств мирового сообщества, оборона страны от нападения извне и национальная безопасность; вопросы интеграции в мировую экономику, обмен новейшими технологиями и товарами, расширение международных связей; проблемы мира и безопасности; культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды.

-функция государства по обеспечению мира и поддержке мирового порядка связана с деятельностью государства, направленной на недопущение и предотвращение новой войны, разоружение, поддержание режима нераспространения оружия массового уничтожения, контроль в сфере торговли вооружением, участие в локализации межгосударственных, межнациональных и иных конфликтов.

-функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем связана с внешней политикой государства, его участием в международных договорах и соглашениях, международными связями. Внешняя политика государства направлена на его включение в мировую экономическую систему, активное международное сотрудничество в различных областях, а также координацию таких связей.

Форма государства – это комплексное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. Данные элементы формы государства постоянно находятся в динамике, взаимодействуя друг с другом.

Форма правления представляет собой структуру и организацию государственной власти, порядок ее образования. Форму правления государства определяют: структура и полномочия высших органов государственной власти страны; порядок их образования и взаимоотношений между собой; степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения. Традиционно формы правления подразделяются на монархические и республиканские.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие) – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть пожизненно сосредоточена в руках одного лица (фараона, короля, царя, султана, шаха) и осуществляется им единолично. Титул монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии. Как правило, ни один орган власти на этот процесс влиять не может.

Монархическую форму правления характеризуют следующие признаки:

– наличие единоличного носителя верховной государственной власти;

– наследование верховной власти;

– пожизненная принадлежность власти монарху;

– отсутствие контроля за действиями и решениями монарха как главы государства.

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная),

В абсолютных монархиях монарх обладает всей полнотой государственной власти (исполнительной, законодательной и судебной). В таком государстве нет законодательного органа, избираемого населением, и конституционных актов, ограничивающих власть монарха.

В ограниченных монархиях (парламентарной и дуалистической) власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. Для большинства ограниченных монархий характерно сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституции и парламента.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

– власть монарха ограничена парламентом или конституционным законом;

– исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

– правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

– законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

В ряде стран ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Кувейте, Иордании и др.). В таких странах организация высших органов государственной власти носит отличительный характер. Главное их отличие от парламентарных монархий состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом, которое не позволяет им вступить в законную силу. Монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы и имеющих большую юридическую силу по сравнению с ними. Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. На современном этапе развития общества и государства дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.

В некоторых монархических государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических (Саудовская Аравия).

Более широкое распространение, чем монархия, в современном мире имеет республиканская форма правления. Республикой (от лат. rēspūblica – общественное, всенародное дело) называется такое государство, в котором высшая власть принадлежит выборным на определенный срок коллегиальным органам государственной власти. Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

– выборность на определенный срок высших органов государственной власти;

– коллегиальный характер высших представительных органов;

– наличие выборного главы государства;

– производность государственной власти от суверенитета народа;

– юридическая ответственность главы государства;

– повсеместная защита прав и свобод граждан. Современные республики бывают парламентарные, президентские и смешанные (полупрезидентские).

Главной особенностью парламентарной республики является то, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и формирует правительство. В этом случае действует принцип политической ответственности правительства перед парламентом.

Для парламентарной республики характерны следующие черты:

– верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

– президент является главой государства, но не главой правительства, является главнокомандующим вооруженными силами;

– правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии; оно ответственно перед парламентом;

– президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

– премьер-министр является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

– правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства, а в случае утраты такой поддержки оно уходит в отставку. Парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет его в отставку в полном составе или отдельных его членов;

– имеется развитая многопартийная система.

Положение президента в парламентской республике чем-то напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят в большей степени формальный характер; реальной властью в стране обладает глава правительства – премьер-министр. Парламентарных республик в мире сравнительно мало (Италия, Греция).

В президентской республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства, который является также и руководителем исполнительной власти. Президент таких республик обладает большей самостоятельностью и независимостью в своих действиях от парламента (США, Аргентина, Мексика).

Для президентской республики характерны следующие черты:

– в руках президента соединены полномочия главы государства, а иногда и правительства;

– президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

– президент самостоятельно формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом;

– президент наделен правом отлагательного вето;

– президент представляет государство на международной арене.

Президентские республики появляются, как правило, в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой.

Главным признаком президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся прежде всего в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

Вместе с тем таким государствам свойственна большая вероятность установления недемократического, авторитарного режима в виде диктатуры. Для того чтобы избежать этого, такие республики в своих конституциях закрепляют сложную систему взаимных «сдержек и противовесов», устанавливая баланс властей. Это предполагает наличие отлагательного вето, налагаемого президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента; возможность досрочного отстранения президента от должности в случае грубого нарушения закона (импичмент); судебный, конституционный контроль за его деятельностью и т. д.

Смешанная республика (Россия, Франция, Финляндия) характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также наличием новых, особенных свойств и характеристик.

Для смешанных республик характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. Президент в таких странах является главой государства и исходя из норм действующего законодательства оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституционный закон страны возлагает на правительство. Характерным признаком, присущим исключительно республикам смешанного типа правления, является возможность роспуска по инициативе президента парламента (или его нижней палаты) в случае возникновения затяжного конфликта между органами исполнительной власти и парламентом. Такие положения закреплены в конституциях России и Франции.

Под формой государственного устройства понимается способ территориальной (административно-территориальной или национально-территориальной) организации государственной власти и характер взаимоотношений между составными частями государства: центральными и местными органами.

Различают несколько форм государственного устройства. Устройство государства может быть простым и сложным. Бывают унитарные, федеративные и конфедеративные государства. Наиболее простым является унитарное государственное устройство.

Унитарное (от лат. unitas – единство) государство – это простое по составу образование (подразделяется лишь на административно-территориальные единицы), имеющее единые органы государственной власти, построенные на основе вертикального подчинения (Польша, Италия и др.).

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

– существует единая, общая для всей страны система высших органов государственной власти (одно правительство, один парламент, один верховный суд);

– территориальные элементы унитарного государства (округа, области) не обладают государственным суверенитетом и не имеют никаких атрибутов государственности;

– образуется единая система законодательства, основанная на общих конституционных принципах, единая судебная система, единая денежная и валютная система, одно гражданство, общая система налогов, одна армия; внешняя политика проводится исключительно центральной властью.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства можно отнести федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Федеративное (от лат. foederāno – союз, объединение) государство представляет собой сложное добровольное объединение, имеющее в своем составе административно-территориальные или национальные образования – субъекты или члены (земли, штаты, кантоны, республики), обладающие значительной степенью самостоятельности, а иногда даже суверенитетом (кантоны в Швейцарии). Субъекты федерации могут образовывать самостоятельные территориальные органы государственной власти. Для защиты и представления интересов таких субъектов на общегосударственном уровне создаются двухпалатные парламенты, в которых одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации (в России – Совет Федерации).

Для федерации характерны следующие признаки:

– субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные органы, формируют свою судебную систему;

– субъекты федерации обладают правом принятия собственного законодательства в рамках прерогатив, предоставленных конституцией, и не противоречащего федеральному законодательству;

– компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией или федеральным договором.

Суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц, так как территория федерации состоит из территории ее субъектов и после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают и у них, как правило, отсутствует право выхода из федерации. Федерации образуются путем передачи полномочий не сверху вниз, а снизу вверх: от субъектов к федерации.

Правовой основой большинства существующих в мире федераций является Конституция (Основной закон) страны. Существуют федерации, в основу которых положен договор (так называемые договорные федерации). Особенность договорных федераций проявляется в большей самостоятельности ее субъектов.

Конфедерация (от лат. cōnfoederātio – союз, объединение) –-союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических, военных вопросов и задач, отвечающих интересам государств-учредителей. Конфедерация – это редкое и достаточно неустойчивое образование, но при этом она является формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза. Конфедерации свойственны следующие черты:

– она создается для достижения различных целей, отвечающих интересам государств, ее образовавших. Эти цели закрепляются, как правило, договором;

– каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;

– у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), которые лишь координируют действия членов конфедерации;

– она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, денежной единицы. Каждое государство-учредитель имеет собственную налоговую систему;

– в конфедерации могут существовать особые условия формирования гражданства. Члены конфедерации иногда имеют собственные войсковые формирования, проводят самостоятельную внешнюю политику;

– государства-члены обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления.

Конфедерация в отличие от федерации не образует единого государства, поскольку государства, образовавшие конфедерацию, не утрачивают своего суверенитета. История подтверждает тот факт, что конфедерации либо распадаются после реализации целей, ради которых они создавались (так произошло с Египтом и Сирией, образовавшими Объединенную Арабскую Республику, распавшуюся после), либо превращаются в суверенные государства, чаще всего в федерации, например Швейцарская федерация, существовавшая долгое время в форме конфедерации.

Говоря о различных формах государственного устройства, нельзя не отметить фузию (слияние государств в одно, например ФРГ и ГДР), инкорпорацию – присоединение одного государства к другому, внешне оформленное как добровольное слияние (присоединение прибалтийских государств к СССР), и империю – государство, создаваемое в результате захвата и насильственного удержания в своем составе соседних суверенных государств (были распространены в прошлом и не свойственны новому времени).

Государственный (политический) режим – это способ функционирования политической системы общества, совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть.

Политические режимы могут быть демократическими и недемократическими.

Демократия (от греч. dēmos – народ и kratos – власть) – форма государства, власть в котором осуществляется избираемым населением коллегиальным органом; основана на принципе подчинения меньшинства большинству. Конституция РФ определяет, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3). Под непосредственной демократией понимается прямое участие населения в решении вопросов государственной и общественной жизни (выборы, манифестации, забастовки, всенародные обсуждения, петиции и др.). Представительная демократия заключается в передаче народом части принадлежащей ему власти формируемым им органам государственной власти (президенту, парламенту, различным собраниям и т. д.). Подлинно демократическое государство характеризуется сочетанием как непосредственной, так и представительной демократии.

В современных условиях наибольшее распространение получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти выборному органу, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либерально-демократический режим. Особенность его состоит в том, что для него характерно бурное развитие частного предпринимательства и частной собственности, ограничено вмешательство государства в личную жизнь граждан, политика государства направлена на развитие гражданского общества.

Таким образом, демократический режим характеризуют следующие признаки:

– создание эффективных механизмов прямого воздействия населения страны на характер государственной власти через избирательную систему, что обеспечивает выборность большинства органов государства и должностных лиц, их подотчетность обществу;

– гарантии защиты личности от произвола, беззакония;

– признание народа в качестве единственного источника власти;

– в одинаковой мере учет интересов большинства и меньшинства, религиозных и иных убеждений человека, равенство всех граждан перед законом и судом;

– построение государственного аппарата по принципу разделения властей;

– провозглашение и осуществление основных демократических прав и свобод; существование свободы слова, мнений, убеждений, многопартийной системы, учитывающей плюрализм интересов в обществе.

Недемократические режимы основаны на сосредоточении всей государственной власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц. Для таких государств характерно сведение к минимуму или ликвидация политических, экономических, социальных прав и свобод, господство одной официальной идеологии, приоритет государства над правом, низкий уровень жизни, преувеличение роли карательных функций и принуждения, агрессивность во внешней политике, повсеместное нарушение законности и подмена ее целесообразностью, ликвидация правовых начал и институтов гражданского общества.

Государство с антидемократическим режимом препятствует свободному и полноценному развитию личности, что выражается в его чрезмерном контроле над всеми сферами жизни общества. Происходит огосударствление общественных организаций, государство использует право по своему усмотрению, ущемляя свободу слова, свободу совести и другие демократические права.

Истории известны различные формы антидемократических режимов: режим неограниченной власти – личной деспотии; тиранический режим, который основан на единоличном правлении, когда власть правителя устанавливается насильственным, захватническим путем, часто с помощью государственного переворота. Здесь также можно отметить весьма похожие аристократический (от греч. aristokratia – власть знати) и олигархический (от греч. oligarchia– власть немногих) политические режимы, построенные на власти небольшой группы людей. Одной из разновидностей этих режимов является финансовая олигархия.

Среди недемократических режимов следует выделить тоталитарный режим (от лат. totalis – весь, цельный), который выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть. Одной из крайних форм тоталитаризма является фашизм. Он представляет собой диктатуру, основанную на подавлении и терроре, и осуществляется наиболее реакционными силами, существующими в обществе. Это тоталитаризм в его наиболее откровенной форме: разросшийся аппарат государственной власти, достигший огромных размеров, созданный по типу пирамиды и основанный на личной диктатуре вождя или фюрера. Диктатура связана с осуществлением правителем своей власти по своему произволу.

Автократические (от греч. autokrates – самовластный), или авторитарные, режимы в зависимости от господствующей идеологии могут быть авторитарно-коммунистическими, фашистскими, а в зависимости от их носителей – военными хунтами, диктатурой пролетариата и т. д. (в нашей стране существовали и диктатура пролетариата, и авторитарно-бюрократический режим, сформировавшийся в 30-е гг. XX в., в период культа личности Сталина, последствия которых сказывались долгое время).

С точки зрения динамики политических режимов можно различать агрессивные, миролюбивые, консервативные, либеральные и иные государства.

Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свобода, право, долг, мораль, собственность и др.).

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

-высокое сознание людей;

-высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;

-широкие связи между членами общества;

-наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества.

-децентрализация власти;

-передача части власти органам самоуправления;

-использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;

-развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

-личность гражданского общества – это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой – в основном различные общественные образования и общественные институты.

В перечень подсистем гражданского общества могут быть включены:

-нации, национальные движения;

-классы, коалиции классов;

-общественные слои (женщины, студенты, пенсионеры и т. п.);

-политические партии;

-политические движения;

-массовые общественные движения (защитников окружающей среды, противников размещения ядерного оружия и т. п.);

-профсоюзы;

-религиозные организации;

-общественные организации (общество любителей пива, общество спасения на водах и т. п.);

-союзы или ассоциации (предпринимателей, банкиров, промышленников);

-общества потребителей;

-трудовые (научные, учебные, школьные и др.) коллективы;

-семья;

-функции элемента гражданского общества может выполнять и отдельная личность (например, А. Солженицын, А. Сахаров, Д. Лихачев и др.).

Правовое государствоэто организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений,

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);

2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое конституционное закрепление Конституции РК, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти становится вторичной, производной.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.

1. Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека и гражданина, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

2. Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Причем каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

4. Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни.

5. Взаимная ответственность государства и личности – это тоже способ ограничения политической власти.

В условиях правового государства право (как формальная система) может выступать в ряде случаев и как тормозящий фактор (препятствие, помеха) социально ценным действиям государства, не позволяющий подчас оперативно достигать определенных позитивных целей даже весьма благовидными средствами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.127 сек.