Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Государственное управление и государственная служба в




Республике Казахстан

 

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государ­ственной власти Республики Казахстан, тесно взаимодействую­щую с законодательной и судебной ее ветвями.

Исполнительная власть как проявление единой государст­венной власти приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являю­щимися органами государственного управления.

Исполнительная власть представлена системой органов го­сударственного управления, к которым относятся Правитель­ство, министерства, государственные комитеты и ведомства Рес­публики, местные исполнительные органы, администрация го­сударственных учреждений и предприятий.

Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и в пространстве, т.е. осуществляется непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы.

Органы исполнительной власти осуществляют деятельность, которая по своему содержанию является исполнительной ирас­порядительной. В соответствии с законодательством они обла­дают государственно-властными полномочиями, в т.ч. по изда­нию правовых актов и их реализации. В целом эти органы наде­лены широкими полномочиями самостоятельного правотвор­чества, правоприменения и правоохраны/ Подзаконность дея­тельности органов исполнительной власти — важнейший мо­мент в их правовом положении. Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими.

Исполнительная власть осуществляется посредством госу­дарственной службы. Под ней понимается профессиональная деятельность граждан в государственных органах, направлен­ная на осуществление государственного управления.

Органы исполнительной власти складываютсятйструктур-ных подразделений (отделов, управлений), каждое из которых представляет совокупность должностей, занимаемых слу­жащими.

Существенный признак исполнительной власти - наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов — правовых, информационных, экономических, технических, идеоло­гических, организационных, или ее предметный характер. В ней (сконцентрирована фактическая государственная мощь. Она [опирается на обширные территории, контингенты людей, ре-1сурсы, использует инструменты служебных продвижений и 1поощрений. Кроме того, в непосредственном ведении органов исполнительной власти находятся Вооруженные Силы, в част­ности, армия, милиция, органы национальной безопасности. Эти силы придают исполнительной власти особо опасную мощь, что нередко порождает у ее носителей чувство безнаказаннос­ти и безответственности.

Поэтому нормы административного права предусматрива­ют пределы исполнительной власти и определенные юридичес­кие гарантии обеспечения их соблюдения.

В административно-правовых нормах закрепляются не толь­ко основные должностные полномочия государственных слу­жащих, но и соответствующие ограничения в связи с пребыва­нием на государственной службе. Так, статья 13 Указа Прези­дента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О госу­дарственной службе" от 26 декабря 1995 г. прямо запрещает государственному служащему занимать другую должность в го­сударственных органах, заниматься предпринимательской дея­тельностью, в связи с исполнением должностных обязаннос­тей пользоваться в личных целях услугами граждан и юриди­ческих лиц. Таким образом, исполнительная власть не только исполняет законы, но и сама подчинена им.

Особенно тщательно и скрупулезно нормы административ­ного права регламентируют применение органами исполнитель­ной власти, должностными лицами и работниками силовых структур мер административного принуждения.

Правительство Республики Казахстан осуществляет испол­нительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью.

Основы его правового положения, состав, порядок форми­рования определяются Конституцией Республики Казахстан, конституционным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Республики.

Правительство образуется Президентом Республики в соста­ве \Премьер-Министра Республики Казахстан, заместителей Премьер-Министра, руководителей Канцелярии Премьер-Ми-нистра, министров, председателей государственных комитетов Республики.

Премьер-Министр Республики Казахстан назначается Пре­зидентом с согласия Парламента. Другие члены Правительства также назначаются Президентом. Премьер-Министр обладает особым статусом. После своего назначения в десятидневный срок он вносит предложения Президенту о структуре и составе Правительства; организует и руководит деятельностью Прави­тельства, персонально отвечает за его работу; в течение месяца после своего назначения представляет Парламенту доклад о программе Правительства, а в случае ее отклонения представ­ляет повторный доклад о программе в течение двух месяцев; подписывает постановления Правительства; докладывает Пре­зиденту об основных направлениях деятельности Правительст­ва и о всех его важнейших решениях; выполняет другие функ­ции, связанные с. организацией и руководством деятельностью Правительства.

(Члены Правительства приносят присягу народу и Президен­ту Казахстана. Лица, входящие в состав Правительства, не мо­гут занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподава­тельской, научной или иной творческой деятельности, осущест­влять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерчес­кой организации. Члены Правительства не могут быть одновре­менно депутатами представительного органа.

Деятельность Правительства охватывает по существу все стороны жизни общества. Его основные направления деятель­ности (функции) предусмотрены в Конституции. В соответст­вии с ними Правительство:

} разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безо­пасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление;

Представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета;

вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает испол­нение законов;

организует управление государственной собственностью;

вырабатывает меры по проведению внешней политики Рес­публики;

руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных ор­ганов;

отменяет или приостанавливает полностью или в части дей­ствие актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов Республики;

выполняет иные функции, возложенные на него Конститу­цией, законами и актами Президента

Правительство на основе и во исполнение Конституции Рес­публики, законов, актов Президента, иных нормативных пра­вовых актов издает постановления^]

Премьер-Министр издает распоряжения.

Постановления Правительства могут быть отменены Пре­зидентом и Правительством Республики. Распоряжения Пре­мьер-Министра могут быть отменены Президентом, Правитель­ством и Премьер-Министром Республики.

Президент имеет право председательствовать на заседании Правительства по особо важным вопросам.

Правительство во всей своей деятельности ответственно пе­ред Президентом, а также подотчетно Парламенту Республики в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 53 Конститу­ции. Согласно этой норме Парламент на совместном заседании Палат заслушивает доклад Премьер-Министра о программе Правительства и одобряет или отклоняет программу. Повтор­ное отклонение Программы может быть осуществлено боль­шинством в две трети голосов от общего числа депутатов каж­дой из Палат и означает выражение вотума недоверия Прави­тельству. Отсутствие такого большинства означает одобрение программы Правительства.

Члены Правительства подотчетны Палатам-Парламента которые вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палат заслушивать отчеты членов Правитель­ства по вопросам их деятельности и большинством з две трети голосов от общего числа депутатов Палаты принимать обраще­ние к Президенту об освобождении от должности члена Пра­вительства в случае неисполнения им законов Республики Казахстан.

Правительство действует в пределах срока полномочий Пре­зидента (семь лет) и слагает свои полномочия перед вновь из­бранным Президентом^

Конституцией предусмотрены случаи и порядок досрочной отставки Правительства (статья 70).

Правительство и любой его член вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осу­ществление возложенных на них функций. Правительство за­являет Президенту Республики об отставке в случае выраже­ния Парламентом вотума недоверия Правительству. Президент в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки. Принятие отставки означает прекраще­ние полномочий Правительства либо его члена. Принятие от­ставки Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства.

При отклонении отставки Правительства или его члена Пре­зидент поручает ему дальнейшее осуществление его обязаннос­тей. При отклонении отставки Правительства, заявленной в свя­зи с выражением ему Парламентом вотума недоверия, Прези­дент вправе распустить Парламент.

Президент Республики вправе по собственной инициативе пршШь рСшшпе^о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства.

В Конституции Республики Казахстан предусмотрены пол­номочия Парламента по осуществлению контроля за деятель­ностью Правительства и ответственность последнего перед ним. К ним относятся:

утверждение Парламентом на совместном заседании Палат республиканского бюджета и отчетов Правительства и Счетно­го комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении; | выражение вотума недоверия Правительству; назначение на семилетний срок трех членов Счетного ко­митета по контролю за исполнением республиканского бюд­жета;

Проведение Палатами по вопросам своей компетенции Пар­ламентских слушаний.

Правительство, в свою очередь, обладает определенными полномочиями, связанными с деятельностью Парламента. К ним относится право законодательной инициативы, в т.ч. пра­во представлять Парламенту республиканский бюджет и вно­сить в Мажилис проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительст­ва (статья 61 Конституции Республики Казахстан).

В случае непринятия внесенного Правительством проекта закона Премьер-Министр может поставить перед Парламентом вопрос о доверии Правительству. Если предложение о вотуме недоверия не наберет установленного Конституцией необходи­мого числа голосов, проект закона считается принятым без го­лосования.

Центральные органы исполнительной власти. Наряду с Пра­вительством в структуру органов исполнительной власти вклю­чаются государственные органы специальной компетенции — это отраслевые или межотраслевые функциональные органы. Их структура, как уже отмечалось, по предложению Премьер-Министра определяется Президентом Республики.

В настоящее время в Казахстане организационно-правовыми формами центральных органов исполнительной власти яв­ляются:

министерство;

государственный комитет;

комитет, департамент, агентство, а также иной орган госу­дарственного управления при (в) министерстве, государствен­ном комитете Республики. Они обобщенно называются ведом­ством

комитет, главное управление, комиссия, агентство и иной республиканский орган государственного управления, не вхо­дящие в состав Правительства.

государственные органы, как Комитет национальной безопасности, Прокуратура, не входят в систему центральных исполнительных органов Республики. Они непосредственно подчинены и подотчетны Президенту Республики Казахстан. Все центральные органы исполнительной власти, за исклю­чением вышеназванных органов, находятся в ведении Прави­тельства. Оно руководит деятельностью министерств, государ­ственных комитетов, иных центральных и местных исполнитель­ных органов.

Правительство отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, государственных ко­митетов, иных центральных и местных исполнительных орга­нов Республики.

Правительство назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных орга­нов, не входящих в состав Правительства, а также по представ­лению министров, председателей государственных комитетов, руководителей центральных исполнительных органов, не вхо­дящих в состав Правительства, назначает на должность и осво­бождает от должности их заместителей и руководителей ве­домств республики. Положение о каждом из них утверждается Правительством. Им определяются также сфера деятельности, полномочия и от­ветственность ведомств Республики.

В зависимости от характера функций и полномочий цент­ральные органы исполнительной власти имеют определенные особенности.

Министерство — центральный исполнительный орган Рес­публики, осуществляющий руководство соответствующей от­раслью (сферой) государственного управления, а также в пре­делах, предусмотренных законодательством, межотраслевую ко­ординацию.

Государственный комитет — центральный исполнительный орган республики, проводящий в соответствующих отраслях (сферах) государственного управления единую государственную политику и осуществляющий в этих целях в соответствии с за­конодательством межотраслевую координацию.

Министр, председатель государственного комитета Респуб­лики по должности входят в состав Правительства, обеспечи­вают эффективное функционирование соответствующей отрас­ли (сферы) государственного управления, несут ответственность за состояние, развитие руководимой отрасли (сферы), выпол­нение законов, актов Президента и Правительства.

При министре, председателе государственного комитета соз­дается консультативно-совещательный орган — коллегия ми­нистерства, государственного комитета. Численный состав кол­легии определяется Правительством, а ее персональный состав утверждается министром, председателем государственного ко­митета Республики.

Решения, принимаемые министерством, государственным комитетом, оформляются приказами министра, постановления­ми государственного комитета Республики, подписываемыми председателем государственного комитета.

Центральный исполнительный орган Республики, не входя­щий в состав Правительства, осуществляет по вопросам, входя­щим в его компетенцию, межотраслевую координацию, а так­же иные специальные исполнительные и разрешительные функции.

Ведомство в пределах компетенции министерства, государ­ственного комитета Республики автономно осуществляет спе­циальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию либо руководство подотраслью (сферой) государственного управления.

 

 

Тема 6. Основы административного права Республики Казахстан

Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе государственного управления, осуществляемого в процессе функционирования органов исполнительной власти.

В процессе регулирования административное право в основном пользуется такими инструментами, как односторонние предписания и запреты, которые носят юридически обязательный характер и обеспечиваются государственным принуждением (недаром ведь исполнительная власть реализуется через управление, которое основано на отношениях власти и подчинения). Иногда административное право пользуется и таким методом, как дозволение, однако чаще предоставленное право выбора вариантов поведения ограничивается двумя-тремя строго определенными вариантами. И лишь в исключительных случаях административное право предоставляет лицу право самому решать, как ему поступать.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Административное взыскание – это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

Применение административного взыскания преследует следующие цели:

-воспитание лица, совершившего административное правонарушение;

-предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);

-предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего, используется метод морального воздействия, затем – материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

• предупреждение;

• штраф;

• возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

• конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

• лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

• исправительные работы;

• административный арест;

• административное выдворение за пределы РК иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.