Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Механизм международного контроля за соблюдением Россией права на доступ к правосудию




1. Право на доступ к правосудию как объект международно-правового регулирования и защиты.
2. Система международного контроля за соблюдением государствами права на доступ к правосудию (применительно к России).
3. Эффективность механизма международного контроля за соблюдением Российской Федерацией права на доступ к правосудию.

1. Право на доступ к правосудию как объект международно-правового регулирования и защиты.

Право на доступ к правосудию принадлежит к основным и неотчуждаемым правам человека. Оно конкретизировано и закреплено во всех международно-правовых актах, относящихся к сфере защиты прав человека и гражданина, признаваемых в качестве общепринятых стандартов. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года рассматривает право на доступ к правосудию в тесной связи с требованием справедливого судебного процесса, с созданием эффективного законодательного механизма судебной защиты. В соответствии со статьей 8 провозглашается, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав и свобод, предоставленных ему конституцией или законом. Статья 10 устанавливает, что каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Согласно статье 11 (п.1) каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты. Статьи 8 и 10 относятся и к гражданским, и к уголовным делам. В Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью от 29 октября 1986 года закреплен целый раздел с названием "Доступ к правосудию и справедливое обращение". Под термином "жертвы" здесь понимаются не только лица, которым был причинен любой вред в результате совершения преступления (жертвы преступлений), но и лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения международно-признанных норм, касающихся прав человека (жертвы злоупотребления властью). Провозглашается, что жертвы имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством. В тех случаях, когда это необходимо, следует создать и укрепить судебные и административные механизмы, с тем, чтобы обеспечить жертвам возможность получить компенсацию с помощью официальных или неофициальных процедур, которые носили бы оперативный характер, являлись бы справедливыми, не дорогостоящими и доступными.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года в статье 2 (п.3) устанавливает, что на каждое государство участника возлагаются следующие обязанности:

а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты;

б) развивать возможности судебной защиты;

в) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.
В связи с развитием международного гражданского оборота возникают проблемы, связанные с международным сотрудничеством в области гражданского процесса. Они касаются, во-первых, исполнения судами нашей страны поручений иностранных судов, и соответственно обращения российских судов с поручениями к иностранным судам и, во-вторых, признания и исполнения решений, иностранных судебно-арбитражных органов на территории России, а также облегчения доступа иностранцев в иностранные суды, - в-третьих. В числе нормативных источников регулирующих указанные отношения следует, в частности, назвать Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 года, Нью-йоркскую конвенцию 1958 года о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, договоры об оказании правовой помощи, участником, которых является наше государство, ГПК РСФСР (ст.436-437), ряд иных актов. Между тем, особое значение для облегчения положения лиц, выступающих в судах другого государства, имеет Конвенция о международном доступе к правосудию от 25 октября 1980 года. Последняя была принята в рамках Гаагской конференции по международному частному праву. Она представляет льготы не только странам договаривающихся государств, но и другим лицам, имеющим в одном из них обычное место жительства. В соответствие со статьей 1 все эти лица пользуются в судах правовой защитой по гражданским и торговым делам на тех же условиях, что и собственные граждане этого государства или лица, имеющие там обычное место жительства. Положения конвенции распространяются, кроме того, и на лиц, которые проживали ранее на территории государств-участников, если основания их иска связаны с прежним местом жительства в стране суда. Конвенция гарантирует неприкосновенность свидетелей и экспертов, вызванных в суд другого государства, и устанавливает упрощенный порядок сношений (рассмотрения просьб о получении правовой помощи) - через центральные органы. Документы, передаваемые за границу, освобождаются от легализации.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года стала первым международным инструментом в области прав человека, который имеет целью защитить широкий спектр гражданских и политических прав, одновременно являясь и договором, юридически обязательным для Высоких договаривающихся сторон, который устанавливает систему контроля за осуществлением прав внутри стран. В этом плане наиболее революционным вкладом явилось положение статьи 25 в соответствии, с которой Высокая Договаривающая сторона может согласиться с контролем со стороны Европейского Суда по правам человека в тех случаях, когда процесс начинается не государством, а частным лицом. По мнению Донны Гомиен, научного сотрудника Института прав человека Норвегии: "Одним из показателей успеха Конвенции является, то, что ее Высокие Договаривающиеся стороны признали это право на индивидуальные петиции".
Статья 6 Конвенции гарантирует право на справедливое судебное разбирательство при определении гражданских (в широком смысле) прав и обязанностей лица или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему. Европейская Комиссия и Суд толкуют эту Статью расширительным образом, поскольку она имеет существенное значение для осуществления демократии. По делу Делькур против Бельгии (1970 год) Суд постановил: По смыслу Конвенции право на справедливое отправление правосудия занимает столь важное место в демократическом обществе, что ограничительное толкование пункта 1 Статьи 6 не соответствовало бы цели и смыслу данного положения.
Первый пункт Статьи 6 имеет отношение как к гражданским, так и к уголовным делам, в то время как второй и третий пункты относятся к уголовным делам.
Комиссия и Суд довольно широко толкуют понятие "гражданские права и обязанности". Суд в нескольких случаях указывал, что эти термины должны рассматриваться независимо друг от друга и поэтому нет необходимости проводить различие между вопросами частного и публичного права или ограничивать применение этого термина спорами между частными лицами.
Из анализа п.1 ст. 6 следует, что основным элементом справедливого судебного разбирательства является доступ к процедуре со всеми атрибутами судебного процесса: государство не может ограничить или устранить судебный контроль в определенных областях. Таким образом, государства - участники Конвенции имеют позитивное обязательство обеспечивать реальный доступ к суду, а не формальный. Так, например, по делу Эйри против Ирландии (1979 год) Суд установил, что отказ предоставить юридическую помощь не имеющей денежных средств женщине, желавшей добиться установления режима раздельного проживания с супругом, склонным к насилию, нарушил ее право на доступ к правосудию, которое предусмотрено в п.1 ст.6. Однако все реальные действия государств должны пониматься как выполнение ими обязанности по устранению препятствий к осуществлению права на доступ к правосудию, а не как право государства, выполнение которого поставлено в зависимость от его финансовых возможностей. Из этого, естественно вытекает вывод, что: "государство не может избежать ответственности за проволочки в рассмотрении дел ссылкой на несовершенство своего судебного аппарата в процедурной и иных областях". Европейская Конвенция "налагает обязанность на договаривающиеся стороны организовать свои правовые системы так, чтобы их суды соответствовали требованиям статьи 6, включая и требование проводить судебные разбирательства в разумные сроки".

В Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека право на доступ к правосудию получило такую же широкую трактовку, как и в Европейской Конвенции (ст.6 Конвенции СНГ).

В рамках СНГ действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Действие конвенции направлено на предоставление гражданам и лицам, проживающим на территории государств-участников, равной правовой защиты и облегчение доступа в суды государств-членов Содружества Независимых Государств. Содержание конвенции во многом аналогично Гаагским конвенциям по вопросам гражданского процесса.

Таким образом, как и другие естественные права человека, право на доступ к правосудию носит универсальный характер, является объектом международно-правового регулирования и защиты.

 

2. Система международного за соблюдением государствами права на доступ к правосудию (применительно к России).

В систему международного контроля применительно к рассматриваемой проблеме, включены национальные (межгосударственные) органы, созданные в соответствии с международно-правовыми актами о правах человека и наделенные правом рассматривать жалобы на нарушения прав и свобод государством независимо от его желания и даже вопреки его воле. Можно назвать три основных органа:
1.Комитет Организации Объединённых Наций по правам человека. Создан на основании международного Пакта о гражданских и политических правах.

2.Комиссия Содружества Независимых Государств по правам человека. Создана в соответствии с Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека.

3.Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. Образованы в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. В конце 1998 года в связи с реорганизацией контрольного механизма Конвенции Комиссия прекратила своё существование, и единственным органом остаётся Суд, который действует на постоянной основе.

Приведение в действие механизма международного контроля возможно только при соблюдении ряда существенных условий (требований). Они заключаются в следующем:
1.Россия должна быть участником международного договора, устанавливающего обязанность государства по соблюдению взятых на себя обязательств.
2.Международный договор должен предусматривать создание специального органа, наделённого компетенцией по осуществлению контроля за соблюдением прав и свобод, закреплённых в договоре.

 

3.Россия должна дать согласие на возможность применения в отношении её механизма международного контроля.

В настоящее время практически все международные договоры, регламентирующие права и свободы человека, предусматривают обязательства государств регулировать соответствующие отношения на основе норм, закреплённых в этих актах. Поэтому при реализации международных договоров и внутригосударственный и международный контроль преследуют единую цель - обеспечить соблюдение участниками международных соглашений своих обязательств.

Россия является участником всех вышеперечисленных международных правовых договоров за исключением Конвенции о международном доступе к правосудию.
Всеобщая декларация и Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью были приняты в виде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому, согласно Уставу ООН, они носят лишь рекомендательный характер. В связи с этим, эти международно-правовые акты не предусматривают создания каких-либо органов, контролирующих соблюдение провозглашённых в них принципов. Между тем, при оценке юридической силы её положений нужно учитывать, что в международном праве, наряду с договором, в нормотворческом процессе значительную роль играет обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признаётся ими в качестве обязательной правовой нормы. Подобным образом в настоящее время права и свободы, провозглашенные во Всеобщей декларации, рассматриваются в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм.
Россия не является участником Конвенции о международном доступе к правосудию, но является участником (в качестве приемника СССР) самой первой Гаагской конвенции-Конвенции по вопросам международного гражданского процесса от 1 марта 1954года. Однако Гаагскими конвенциями и Конвенцией СНГ о правовой помощи не предусмотрено создания межгосударственного контролирующего органа. В данном случае его отсутствие объясняется, видимо тем, что неисполнение одним из государств своих договорных обязательств должно вызвать в первую очередь претензии со стороны другого государства, а не индивидуального лица, чья просьба об оказании помощи может лежать в основе судебного поручения или запроса. Конвенция о правовой помощи предполагает возникновение обязанности по взаимному обеспечению доступа к правосудию и соответствующих правоотношений главным образом и, прежде всего государства перед государством (государственными органами). Правовая помощь оказывается, как правило, на основе взаимоотношений между государственными органами (министерствами юстиции, судами), а не напрямую между гражданами (либо иными лицами) и иностранными судами.
Таким образом, речь идёт не о соблюдении государством своих обязательств перед лицом, находящимся под его юрисдикцией, а о межгосударственном споре. Нарушение государством права на доступ к правосудию своих граждан, будет заключаться, в отказе его уполномоченных государственных органов обратиться с просьбой об оказании правовой помощи к иностранному государству, когда граждане имеют на это право.
На основании Международного пакта о гражданских и политических правах в 1977 году был создан Комитет ООН по правам человека. Факультативный протокол №1 наделил Комитет компетенцией принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, заявляющих о нарушениях принадлежащих им каких-либо прав, изложенных в пакте. С 1 января 1992 года Российская Федерация, как правопреемница СССР, является участником этого протокола. Документы, которые Комитет использует в своей работе, носят сугубо конфиденциальный характер, как и сама процедура рассмотрения сообщений (заседания закрытые). Приняв решение о наличии (или отсутствии) нарушения пакта, Комитет излагает его заинтересованным лицам, т.е. индивиду или государству. Тексты окончательных решений предаются гласности, а свое мнение Комитет, согласно Протоколу, включает в ежегодный открытый доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН. Кроме того, все мнения и решения, сообщающие о допущенных нарушениях прав человека и объявляющие их неприемлемым, а также некоторые предварительные решения Комитет публикует в сборнике "Отдельные решения Комитета по правам человека в рамках Факультативного протокола". Данная процедура предполагает лишь возможность оказания политического давления на государство-нарушителя.

Федеральным законом от 30 марта 1998 года Россия-член Совета Европы- ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и многочисленные протоколы к ней. Анализируя содержание конвенции, нетрудно прийти к выводу, что её ценность и значение состоит не только в закреплённых правах и свободах, а главным образом в механизме рассмотрения индивидуальных и групповых жалоб. По сути дела этот механизм является наднациональным, выражающим чаяния и надежды простого человека, ущемлённого в своих правах. В настоящее время государства-члены Совета Европы признают, что соблюдение прав и свобод человека является не только внутренним делом государств, но и заботой всего международного сообщества в целом. Всё это привело к тому, что 11 мая 1994 года члены Совета Европы приняли Протокол №11 к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, который предоставил право индивиду, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции непосредственно в Европейский Суд по правам человека. Этот Протокол вступил в силу в 1997 году и стал обязательным для государств-членов Совета Европы. Россия полностью признаёт действие этого принципа на своей территории. Как известно, ст.46 (ч.3) Конституции содержит положение, согласно которому, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Данное положение рассматривается как "норма, устанавливающая дополнительные международные гарантии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, т.е. каждого лица, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации".
Суд рассматривает поступившие к нему дела в комитетах, объединяющих трёх судей, в Палатах, включающих семь судей, и в Большой Палате, состоящей из 17 судей. Рассмотрение индивидуальных жалоб начинается в комитетах, которые решают вопрос о приемлемости жалоб. Комитет принимает решение единогласно; единогласным решением он может признать петицию неприемлемой и вычеркнуть её из списка своих дел. Такое решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Если комитет не смог принять решение единогласно, то вопрос о приемлемости жалобы решается Палатой. Она же рассматривает спор по существу. Решение Палаты считается окончательным, если, во-первых, стороны заявляют, что они не собираются просить о рассмотрении спора в Большой Палате; во-вторых, если прошло три месяца со дня вынесения Палатой решения по существу и за это время от сторон не поступило требований направить дело в Большую Палату; и, в третьих, если камера Большой Палаты, состоящая из пяти членов, отказала в просьбе о рассмотрении спора.

Большая Палата рассматривает дела в тех случаях, когда поднимаются серьёзные вопросы толкования Конвенции или Протоколов к ней либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед Палатой вопрос противоречит ранее вынесенному Судом решению. Решение о передаче дела в Большую Палату может быть принято на любом этапе рассмотрения спора до вынесения решения по существу и при условии, если ни одна из сторон в споре не возражает против этого. В соответствии с конвенцией Суд устанавливает собственные правила и определяет свою собственную процедуру; этот регламент отражает обычную европейскую процедуру судопроизводства, основанную на состязательности и равноправии сторон. Разбирательство дел, как правило, носит публичный характер. Решение Суда должно быть мотивированным и являются окончательным.


Государства - участники Конвенции взяли на себя обязательство выполнять решения Суда по любому делу, в котором они являются сторонами. Окончательное решение Суда направляется Комитету Министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением.
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека была ратифицирована Российской Федерацией законом от 4 ноября1995 года и вступила в силу для неё с 11 августа 1998 года. Наблюдение за выполнением настоящего договора осуществляется Комиссией по правам человека СНГ, Положение о которой является неотъемлемой частью конвенции. Комиссия вправе рассматривать индивидуальные обращения любых лиц по вопросам, связанным с нарушением прав человека любым участником конвенции. Деятельность Комиссии осуществляется в рамках принимаемых ею правил процедуры рассмотрения обращений; её заседания (сессии) являются, как правило, закрытыми; решения фиксируются в виде договорённостей, заключений и рекомендаций в соответствующих документах, заверенные копии которых передаются Исполнительным секретариатом Содружества каждой из сторон. Такие документы носят обычно открытый характер. Комиссия по правам человека представляет Совету глав государств СНГ ежегодный доклад о своей деятельности.

3.Эффективность международного контроля за соблюдением Российской Федерацией права на доступ к правосудию.

Анализируя механизм международного контроля за соблюдением государствами основных прав и свобод, многие учёные и государственные деятели приходят к следующим заключениям.
Во-первых, оценивая роль международного контроля, указывают на его двойственную природу. С одной стороны - это гарантия реализации права на доступ к правосудию, а с другой - право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека является элементом конституционного права на доступ к правосудию.
Во - вторых, механизм международного контроля - это очень тонкий инструмент воздействия на поведение государств. Дело в том, что его появлению предшествовала упорная и многолетняя борьба всего прогрессивного человечества с его консервативной частью, отстаивавшей и продолжающей отстаивать абсолютизацию принципа государственного суверенитета. Даже в тех случаях, в которых механизм международного контроля приведён в действие, результатом его применения может являться либо политическое давление (Комитет ООН по правам человека), о вовсе носить рекомендательный характер (Комитет СНГ по правам человека). И Европейская Конвенция о защите прав человека так же не содержит никаких санкций за неисполнение решений Европейского Суда. Государства - участники Конвенции взяли на себя обязательство добровольно выполнять решение Суда по любому делу, в котором они являются сторонами. При этом подразумевается, что государство - нарушитель обладает для этого безупречными моральными качествами и политической волей.

В - третьих, международные средства контроля за соблюдением прав человека нельзя рассматривать как кассационную инстанцию в отношении внутригосударственных решений. Контролируя на основании жалоб соответствие национальных законов и судебной практики нормам международных договоров, межгосударственные органы побуждают государства вносить изменения в действующее законодательство и практику его применения. Межгосударственные органы не могут заменить внутригосударственные средства правовой защиты; наднациональная система защиты прав человека по природе своей является субсидиарной, то есть вспомогательной, что воплощено в процессуальном правиле, установленном Европейской Конвенцией: лицо вправе подать жалобу в Совет Европы, лишь исчерпав все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. Подобное правило закреплено во всех международных договорах, предусматривающих создание международного контролирующего органа.

Среди механизмов, благодаря которым Совет Европы обеспечил высокий стандарт защиты прав человека во всех государствах-членах, в первую очередь называют действие Европейской Конвенции, а так же её контрольных органов, в особенности Европейской Комиссии и Европейского Суда по правам человека. Важно отметить, что, ратифицируя Конвенцию, государства автоматически принимают двойное обязательство, содержащееся в её первой статье. Во-первых, они должны обеспечить, чтобы их внутреннее законодательство было совместимо с Конвенцией с момента её вступления в силу на их территории. В некоторых случаях для выполнения этого обязательства им необходимо внести определённые изменения в свое законодательство и практику. Во-вторых, те государства, которые ратифицируют Конвенцию, должны препятствовать любым нарушениям прав и свобод, защищаемых Конвенцией. Решения Европейского Суда, имеющие силу прецедента, безусловно, оказывают сильное воздействие на поведение государства - нарушителя, в том числе и в России любое решение Суда вызовет значительный общественный резонанс. В связи с этим следует заметить, что в национальном законодательстве вопрос о механизме исполнения на территории Российской Федерации до сих пор остаётся неурегулированным. Единственная норма, регулирующая процедуру исполнения решения, закреплена в Положении об уполномоченном в Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, утверждённом Указом Президента РФ №310 от 29 марта 1998 года. Согласно Положению (абзац 6п.5), в случае вынесения Судом или Комитетом Министров Совета Европы решения о выплате истцу денежной компенсации в связи с неправомерными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и (или) о восстановлении нарушенного права, уполномоченный информирует об этом указанные органы и Министерство финансов РФ, которые не позднее чем через месяц после получения извещения обеспечивают исполнение решения в полном объёме. Уполномоченный сообщает об этом также в Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральную прокуратуру РФ.
О процедуре восстановления нарушенных прав на основании решений Комитета ООН по правам человека или рекомендаций Комиссии СНГ по правам человека действующее законодательство не содержит даже намека. Оценивая механизм международного контроля за соблюдением Российской Федерацией права на доступ к правосудию, можно прийти к выводу о том, что здесь индивидуальные жалобы выступают как поводы, дающие право соответствующим контрольным органам подвергнуть ревизии (проверке) национальное законодательство Росси и её правоприменительную практику. С этой точки зрения, индивидуальные обращения являются самым ценным источником сведений о фактическом выполнении государством взятых на себя обязательств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.