Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что мы знаем о связи темперамента с отклонениями в поведении




Особое внимание в Нью-Йоркском долгосрочном ис­следовании мы уделили тем детям, у которых появлялись при­знаки нарушения поведения. Как только мы узнавали об этом — из отчетов родителей и учителей, из наблюдений психологов во время тестирования умственного развития или же из ответов самого обследуемого во время опросов подростков и юношей, —

один из нас оценивал эти данные клинически, и если возника­ли показания, то проводилось стандартное медицинское обсле­дование (Chess & Thomas, 1984} и ставился диагноз. Затем мы просматривали имеющиеся антероспективные данные, чтобы в рамках модели «организм — среда» проследить развитие откло­няющегося поведения.

В происхождении и развитии нарушений приспособленнос­ти в детском и раннем подростковом возрасте темперамент прак­тически всегда играл значительную роль. В целом чем младше был ребенок, тем легче было выявить влияние темперамента. Однако по мере того как ребенок становится подростком и взрос­лым, составляющие его психического развития — здорового или патологического — все более усложняются. Проявляются способ­ности и таланты все возрастающей сложности, мотивации ста­новятся все более осмысленными, все в большей степени ска­зывается жизненный опыт, формируются способы преодоления трудностей и психодинамические механизмы. Мотивации, спо­собности и темперамент вступают в сложные взаимодействия, проявляющиеся в поведении.

При обследовании трехлетнего малыша можно относитель­но легко распознать, чем вызван недостаточный прогресс в вы­полнении тестовых заданий — факторами темперамента (корот­ким периодом внимания, недостаточной настойчивостью или вы­сокой отвлекаемостью), уклонением от задания по причине повышенного беспокойства, незрелостью нейромышечного раз­вития, восприятия и познания или же сочетанием всех этих при­чин. В более старшем возрасте выявить все это значительно труднее, однако, тщательно собирая и анализируя данные, мож­но показать, что темперамент продолжает играть значительную роль в развитии нарушений поведения. Даже при серьезных пси­хических заболеваниях — тяжелых неврозах, органических забо­леваниях головного мозга, маниакально-депрессивном психозе и шизофрении, где темперамент практически не влияет на разви­тие заболевания, — он может иметь значение для выработки меха­низмов преодоления трудностей, связанных с болезнью, опреде­ляя их тип и действенность. То же самое можно сказать и о зна­чении темперамента у детей с задержкой психического развития, соматическими заболеваниями и хронической инвалидностью.

Поскольку наиболее четкие доказательства влияния темпе­рамента на поведенческие отклонения получены при изучении детей, то большинство исследований темперамента, по крайней мере в западных странах, ограничено периодом детства. Большой массив данных из клинических центров также подтверждает

важную роль темперамента в развитии нарушений поведения у детей (Porter & Collins, 1982). Многие исследователи использу­ют нашу классификацию темперамента, другие несколько из­менили ее, а некоторые, например варшавская группа под ру­ководством Яна Стреляу (Strelau, 1983), выработали собственные формулировки на основе свойств реактивности высших цент­ров нервной системы. Тем не менее все они обнаружили суще­ственное влияние темперамента. Как сказал Майкл Раттер, «тем­перамент — это переменная, имеющая огромное теоретическое и практическое значение для предсказания нарушений психи­ческого развития» (Rutter, 1982).

КАК ТЕМПЕРАМЕНТ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ. МОДЕЛЬ «ХОРОШЕГО СООТВЕТСТВИЯ»

Принципиально то, что темперамент сам по себе не имеет патологической основы, Даже названный нами «труд­ным» тип темперамента, наиболее тесно связанный с нару­шениями поведения, встречался у нормально развивающихся ребят, хотя у них часто возникали периоды смятений и рас­стройств. С другой стороны, никакой склад темперамента не предохраняет от нарушений поведения, даже «легкий», с наи­меньшей вероятностью неполадок. Чрезмерные отклонения в поведении и тяжелые нарушения психического развития не возникают, как правило, вследствие одних лишь особеннос­тей ребенка или среды. Исключением являются только серь­езные психические заболевания и очень тяжелые непрекра­щающиеся удары судьбы (Erikson, 1976; Terr, 1983). Поэтому независимо от того, какие теоретические взгляды и представ­ления лежат в основе классификации темперамента, его вли­яние на развитие и деятельность ребенка, несомненно, осу­ществляется одновременно с воздействием среды. Иным спо­собом мы не сможем объяснить, почему дети с одинаковым темпераментом развиваются по-разному, а дети с различным темпераментом — похоже.

С этой точки зрения нам показалось исключительно ценным понятие «хорошего или плохого соответствия». Оно дает осно­ву, позволяющую не только выявить те особенности взаимодей­ствия организма и среды, которые в каждом отдельном случае отвечают за появление отклонений в поведении, но и просле-

дить их развитие, не обращаясь к умозрительным и не поддаю­щимся проверке формулировкам. Кроме того, это понятие дает многообещающую стратегию лечения и профилактики.

«Хорошее соответствие», как мы определили его в целом ряде предыдущих публикаций (Chess & Thomas, 1984), возникает тогда, когда требования и ожидания окружения согласуются с возмож­ностями и особенностями индивидуума. В этих случаях психичес­кое развитие и деятельность ребенка скорее всего будут здоровы­ми. «Плохое соответствие», с другой стороны, возникает, когда ин­дивидуум не обладает способностями и свойствами, необходимыми для того, чтобы справиться с требованиями и ожиданиями, кото­рые ему предъявляются окружающими. В таких случаях обычно наступает чрезмерный стресс и вероятность развития поведенчес­ких отклонений у ребенка (и взрослого) становится высокой.

«Плохое соответствие» может устанавливаться разными способами. В его формировании у разных индивидуумов мо­гут участвовать различные психические свойства и факторы среды, и в каждом конкретном случае оно своеобразно про­является в процессах взаимодействия. Поэтому для того, что­бы определить, в чем именно состоит «плохое соответствие» при данном отклонении поведения, нужно использовать мно­гомерный подход, который позволяет выявить теоретически значимые влияния биологических, психологических и соци­альных факторов отдельно и во взаимосвязи, а также рассмот­реть функциональное значение всех этих факторов примени­тельно к данному случаю. Такой многомерный биопсихосоци­альный подход необходим и в соматической медицине, и в психиатрии (Engel, 1977).

Это, однако, не означает, что в каждом конкретном случае будут задействованы все факторы, которые могут быть причи­ной расстройства. Совсем наоборот. У одного индивидуума оп­ределяющими в развитии нарушений поведения могут быть одна его особеннос-ть и одно конкретное требование среды, в другом случае значимые для развития нарушений факторы могут быть совсем иными, в третьем — отличными от первых двух и т. д.

Интересно, что многие исследователи нормального и патоло­гического развития в своей работе опирались на понятие «хоро­шее соответствие», но они либо не применяли сам термин, либо использовали его недостаточно систематически {Greenspan, 1981; Murphy, 1981). Ян Стреляу, начавший с гибкого неопавловского под­хода, дал этому понятию формулировку, очень похожую на нашу: «Поскольку активность человека определяется главным образом




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.