Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и испытуемые




С 1970 г. были проведены исследования систем ком­муникаций с ровесниками у детей до 3 лет в двух яслях в Бе-зансоне. Наблюдение в яслях позволяло отслеживать ребенка на протяжении целого дня, а также обеспечивало возможность лонгитюдного исследования.

Дети наблюдались в течение 30—90 минут во время их свобод­ной активности двумя или тремя наблюдателями (от 2 до 5 де­тей на каждого наблюдателя). Наиболее часто использовались бланки с кодами, которые позволяют вычленять единицы пове­дения, идентифицированные и категоризованные в предваритель­ных исследованиях. Часто для дополнения и валидизации наблю­дения использовалась видеозапись с последующим покадровым анализом. (На камеру снимался общий вид группы.) В целом с 1970 года было обследовано около 500 детей.

Отдельное исследование было проведено с 1975 по 1978 год. Оно было посвящено хронологии появления и изменений во вре­мени элементов коммуникативного поведения. Исследование про­водилось на 100 детях, причем 80 из них обследовались дли­тельно и систематически. 30 часов из отснятого материала были подвергнуты анализу (из расчета от 5,5 до 6,5 часов на одну возрастную группу). Были выделены пять возрастных групп: ме­нее 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев; от 12 до 15 месяцев; от 15 до 24 месяцев; от 24 до 36 месяцев.

С 1978 по 1981 год было проведено исследование еще 42 детей для уточнения генеза голосового поведения. Для этого было проанализировано 15 часов видеозаписи (6 часов для возраста от 6 до 15 месяцев и 9 часов для возраста от 15 до 20 месяцев).

В качестве исходных единиц анализа поведения использо­вались единицы, выделенные H.Montagner и др. (табл. 1).

Таблица 1

Паттерны поведения, выделенные и проанализированные у детей от 18 до 36 месяцев (ясли) и от 3 до 6 лет (детский сад) в суще­ствующих публикациях и в исследованиях безансонской группы.

В таблицу не входят: 1. Редко встречающиеся паттерны. 2. Паттер­ны, которые с равной частотой могут быть отнесены к различным руб­рикам в зависимости от контекста (ребенок обнимает и роняет друго­го; езда верхом; толчок, не приводящий к падению). 3. Перемещения, не связанные с взаимодействием. 4. Единицы имитативной игры и ма­нипуляции с объектом.

Агонистические проявления
Привязанность и стремление успокоить Угроза Агрессия Испуг и уход Изоляция
Ребенок:        
— улыбается — открывает — бьет — прикрыва — сосет
-— наклоняет рот со стис- другого ет глаза палец
голову набок нутыми руками, — закрывает — теребит
— наклоняет зубами ногами, лицо волосы
туловище — пронзительно объектом руками или ухо
набок вокализирует — царапает — отворачи- — сосет
'■ кивает головой или кричит — щипает вает ткань или
— идет вразвалку «а-а» — кусает голову игрушку
— раскачивание — хмурит брови — таскает за — откидыва- — уходит в
корпуса — сжимает волосы или ет назад сторону и
— держит руку кулаки за одежду туловище, остается
ладонью кверху — замахивается, — тащит и убирает стоять
— отдает что-либо вытягивает роняет руки и — садится в
— слегка касается руку кистью другого ноги стороне
— ласки вниз — трясет — отодвига- — растяги-
— берет за руку — тыкает указа- — толкает ется назад вается на
— целует тельным другого дс всем животе
— сидит на пальцем падения телом — ложится
корточках — расставляет — отнимает — бегство набок
— хлопает в ладоши руки объект без — плач — лежит,
— вращает — вытягивает просьбы после свернув-
туловище голову (туло- — кидает взаимо- шись «ка-
— прыгает на месте вище) вперед в другого действия лачиком»
— голосовой обмен — резкое дви- объект   — плачет
без угрозы жение вперед     вне
— полуоборот или — удар в воздух     всякого
оборот вокруг       взаимо-
себя       действия

В результате покадрового анализа отснятого материала было выделено 90 паттернов поведения коммуникации со сверстни­ками, которые были разделены на 6 категорий:

* отдавание (дар, приношение)

* просьба, обращение

* угроза

* агрессия

* захват объекта

* изоляция и плач

Изучение голосового поведения включало анализ числа во­кализаций, их частоты, соотношения и общей формы.

Полученные данные были подвергнуты факторному анализу и классической статистической обработке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.