Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. По трубопроводам (млн.тонн)




ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ДОГОВОРА И КОНТРАКТЫ, ПОРЯДОК ИХ ОФОРМЛЕНИЯ

По трубопроводам (млн.тонн)

Объем транспортирования нефти и нефтепродуктов

Протяженность магистральных газопроводов нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

Наличие флота в крупнейших Регистрах

Таблица 1.8

Наименование страны Число судов, ед. Брутто тоннажа, млн.т. Средний возраст, лет
1. Панама   64,2  
2. Либерия   57,6  
3. Греция   30,2  
4. Кипр   23,3  
5. Багамские острова   22,9  
6. Япония   22,1  
7. Норвегия   20,0  
8. Россия   16,5  
9. Китай   15,8  
10. Мальта   15,5  

Данная ситуация, когда такие страны как Панама, Либерия имеют значительное количество морского тоннажа, объясняется тем, что крупные страны передают часть своего тоннажа под «удобный флаг», т.е. регистрируют суда в тех государствах, которые имеют значительно меньший налог на право плавать под своим флагом. Так около 50% морского флота США имеют чужой флаг.

В настоящее время в ряде стран морской транспорт занимает преобладающую роль во внешнеторговых перевозках грузов (Великобритания - 98%, Греция - 96%, Испания - 94%, Финляндия - 90%, Норвегия - 88%). В России морской транспорт играет незначительную роль в транспортной системе, осуществляющий всего один процент перевозок грузов с грузооборотом - 2,6%

1.7 Трубопроводный транспорт для газопродуктов, нефти и нефтепродуктов является специфическим видом транспортировки, его развитие в глубокой степени зависит от объемов добычи газа и нефти, их потребления, размера территории страны и его географического расположения. Протяженность магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов и объемы транспортирования по ним приведены в табл. 1.9 и 1.10

 

Таблица 1,9

Наименование страны      
Газо-проводы Нефте-проводы Газо-проводы Нефте-проводы Газо-проводы Нефте-проводы
1. Россия            
2. Азербайджан            
3. Белоруссия            
4. Болгария -   -   -  
5. Бельгия            
6. Великобритания            
7. Германия            
8. Испания            
9. Италия            
10. Казахстан            
11. Польша            
12. Румыния            
13. США            
14. Украина            
15. Франция            
16. Чехия   -   -   -

 

В России протяженность нефте - и газопроводов составляет свыше 200,0 тыс. км., что ниже только трубопроводов США. Объем транспортировки нефти, газа в России также находится на втором месте после США.


Таблица 1.10

Наименование страны      
Нефть Нефте-продукты Нефть Нефте-продукты Нефть Нефте-продукты
1. Россия   20,9   20,9   23,1
2. Азербайджан 10,0 - 10,8 - 11,8 -
3. Белоруссия 71,1 6,0 84,8 6,6 91,2 6,8
4. Болгария 28,3 - 30,1 - 31,0 -
5. Бельгия 7,4 2,1 5,2 1,5 6,0 1,6
6. Великобритания 97,6 83,1 95,7 60,2 96,0 61,0
7. Германия 7,6 - 7,4 - 7,5 -
8. Испания 87,2 н/д 89,3 н/д 90,0 н/д
9. Италия 28,6 0,2 19,3 0,04 29,2 0,001
10. Казахстан 56,6 н/д 60,0 н/д 60,0 н/д
11. Польша 33,4 н/д 37,0 н/д 44,3 н/д
12. Румыния 13,8 2,3 8,4 0,9 9,0 0,9
13. США н/д 960*) н/д 623*) н/д н/д
14. Украина 65,3 0,2 69,5 0,2 66,6 0,2
15. Франция 41,4 32,3 40,8 35,6 41,0 36,0
16. Чехия 7,1 н/д 8,1 н/д 8,2 н/д

Примечание: н/д - нет данных;

*) - объем внутри страны, включая нефть.

 

 

Торгово-экономическое сотрудничество регламентируется договорами и соглашениями, определяющими цели, задачи, порядок, правовые и коммерческие условия взаимоотношений государств и их торговых партнеров в этой области. Страны, стабильно и активно поддерживающие внешнеэкономические связи, свои отношения обычно строят на долгосрочной основе. Для этого на правительственном уровне разрабатываются долгосрочные программы (соглашения) развития экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. В этих программах оговариваются цели, формы, основные направления и области сотрудничества, включая вопросы внешнеторговых отношений.

Для развития и реализации долгосрочных программ и соглашений по вопросам, касающимся внешней торговли на государственном уровне, заключаются межгосударственные (межправительственные) торговые договоры, ежегодные протоколы о взаимных поставках, соглашения о сотрудничестве в области транспорта, а между некоторыми странами - и соглашения об общих условиях поставок.

Непосредственные исполнители внешнеторговых операций - объединения, предприятия или фирмы как юридические лица заключают между собой сделки в виде торговых контрактов, руководствуясь при этом положениями и принципами, изложенными в межгосударственных торговых договорах и соглашениях.

На этапах подготовки подписания и исполнения основных контрактов контрагенты (иностранные партнеры по внешнеторговой сделке) заключают также значительное число вспомогательных договоров с консультационными фирмами, а также осуществляют необходимые операции с таможенными и другими организациями, регулирующими ВЭС. В связи с заключением и исполнением только одного основного контракта экспортеры и импортеры, например, заключают более десяти дополнительных договоров (соглашений).

В международной торговле продукцией в материально-вещественной форме различают четыре основных вида операций:

1. Экспорт - продажа иностранному контрагенту товара с вывозом его заграницу. Невидимым экспортом (конечно, в невещественной форме) является предоставление иностранным гражданам и фирмам туристических, транспортных и других услуг. Сделки по невидимому экспорту либо импорту имеют непосредственное отношение к торговому судоходству и фиксируют поступление иностранной валюты на перевозки ГИФ, по страхованию, по туризму или от заграничных предприятий. Экспортом является вывоз капитала в форме предоставления кредитов и инвестирования в иностранные организации. Как экспорт может засчитываться продажа товаров и услуг иностранным лицам, фирмам и организациям, в частности совместным предприятиям, без вывоза товара за границу.

2. Импорт - приобретение у иностранного контрагента товара с ввозом его из-за границы. Импорт включает также платное пользование услугами иностранных лиц, фирм и организаций. Кроме импорта товаров и услуг широко применяется импорт капиталов в виде иностранных кредитов или инвестиций. Объектом импорта являются также товары, ввозимые в страну на аукционы, ярмарки, выставки. Широкое распространение получает импорт производственных (строительство, реставрация, монтаж) и потребительских услуг (туризм), а также инжиниринг.

Важнейшими характеристикам участия любой страны в мировом хозяйстве являются экспортная квота и импортная квота.

Экспортная квота показывает значимость экспорта для хозяйства данной страны.

где, Э - объем экспорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период времени.

Пв - объем внутреннего производства продукции за данный период.

Значения «Кэ» у «семёрки» в конце 80-х гг.:

США 9%;

Япония 13%;

Канада 25%;

ФРГ 27%;

Великобритания 23%;

Франция 23%;

Италия 18%.

 

Для других стран «Kэ » еще выше из-за узкого рынка и ориентации, таким образом, предприятий на другие страны. Например:

Бельгия - более 60%;

Швейцария - более 40%;

Ирландия - более 70%.

Импортная квота показывает значимость импорта для хозяйства страны.

 

где, И - объем импорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период времени;

Пв - отечественное производство продукции в натуральном или стоимостном выражении, а Пв + И - общее потребление страны за тот же период.

Значения " Ки " у "семерки" были:

США - 11%;

Япония - 9%;

Канада - 20%;

ФРГ-20%;

Великобритания - 28%;

Франция - 25%;

Италия -20%.

У малых кап. стран еще выше, например, у Бельгии более 70%, Ирландии более 60%, что связано с ввозом в значительных объемах сырья и энергоресурсов.

3. Реэкспорт - продажа с вывозом за границу ранее импортированного и не подвергшегося переработке товара. В ряде случаев к реэкспорту относят приобретение и перепродажу товара за границей без его переработки за границей и без завоза в страну. Провоз товаров через страну как реэкспорт не рассматривается.

4. Реимпорт - приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара. Как реимпорт засчитывается возврат из-за границы товара, ранее поставленного посредникам, и не реализованного ими на рынке сбыта. В качестве реимпорта также засчитывается возврат из-за границы товара, от которого отказался зарубежный покупатель вследствие его низкого качества или по иным причинам. Возврат товаров, ранее поставленных за границу на консигнацию, на выставки, ярмарки на условиях временного ввоза и аренды, в качестве реимпорта не засчитывается, т.к. вывоз товаров не сопровождается их продажей.

Еще четыре вида внешнеторговых операций относят к операциям во встречной торговле, когда в основе сделки лежит договор мены двух видов безвалютных товарообменных и компенсационных операций. Мена (так же, как и сделка купли-продажи товаров) означает, что право собственности на товар переходит от одной стороны к другой за определенный эквивалент, но, в отличие от сделок по купле-продаже товаров, в данном случае таким эквивалентом являются не деньги, а определенный договором товар либо услуга.

Типичной товарообменной сделкой является бартерная сделка. Бартер безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформленный единым контрактом. Оценка товаров производится с целью создания условий для эквивалентности обмена, а так же для таможенного учета, определения страховых сумм, оценки претензий, начисления санкций. Условием эквивалентности товарооборота является обмен товаров по мировым ценам или по договорным ценам, в основе которых лежат мировые цены. Расчеты по взаимным претензиям (штрафы, уценки и т.д.) при бартерных сделках обычно осуществляются дополнительными поставками или уменьшением поставок товаров. Другие условия бартерных контрактов, подобны условиям контрактов купли-продажи. Главной причиной бартерных операций, являются валютные проблемы (нехватка конвертируемой валюты, ее неустойчивость и т.п.). Обострение проблемы международной валютной ликвидности (подвижности валютных ресурсов) увеличивают удельный вес бартерных сделок в международной торговле.

Другой разновидностью договора мены являются компенсационные сделки. Различают два вида компенсаций: коммерческую и промышленную. При коммерческой компенсации соглашения заключаются на товарообменной основе: стороны обмениваются списками взаимопоставляемых товаров с указанием их количества и цен и осуществляют операции типа бартерных сделок, клиринговых сделок (система безналичных расчетов за товар, услуги, ценные бумаги, основания на взаимном зачете встречных требований и обязательств) или встречных закупок. Промышленная компенсация предусматривает сооружение промышленного объекта, поставку для него комплектного оборудования с оплатой товарами, произведенными на этом объекте, или валютными средствами, полученными от их продажи.

Одной из особенностей комплексных операций является то, что в них контрагентами может быть несколько экспортно-импортных фирм.

Еще одной разновидностью внешнеторговых сделок является комиссионные и консигнационные сделки, которые часто осуществляются на основе договора торговой комиссии. Такой договор предусматривает определенное комиссионное вознаграждение за посредническую деятельность.

При консигнационной сделке дающий поручение консигнант направляет товар на реализации своему иностранному консигнатору, т.е. фирме, выполняющей это поручение.

Консигнация - такое условие продажи товаров через консигнационные склады посредников, когда право собственности на товар, поступивший на склад посредника, остается за экспортером до момента продажи его покупателю. Хранение товара на складе и его предпродажная подготовка осуществляется за счет экспортера. Поставка товаров на склад производится до контрактации продажи с покупателем. Обычное условие консигнации - хранение товара на складе посредника от 1 до 1,5 лет. Если в этот период товар не будет продан, то он возвращается собственнику (экспортеру) за его счет. Консигнационные условия продажи товаров применяются при экспорте машин, оборудования, запасных частей и узлов, товаров широкого потребления в тех случаях, когда важно не упустить время продажи, оптимальное с точки зрения эффективности сделки, или когда фактор немедленной поставки товара имеет важное значение (например, срочная поставка запасных частей и узлов для оборудования, находящегося в эксплуатации).

В современной мировой практике широко распространены операции с давальческим сырьем, давальческое сырье - сырье контрагента партнера, ввозимое в страну с целью его переработки в готовую продукцию с последующим вывозом готовой продукции в страну - владельца сырья. Подобные операции, например, в швейной промышленности, при переработке и облагораживании цветных и черных металлов, в пищевой промышленности включается в стоимость оборота внешней торговли следующим образом: по
стоимости переработки давальческого сырья в экспорт страны, давальческого сырья. Количество и стоимость сырья, вывезенного на давальческих началах, а также количество и стоимость готовых изделий, выработанных из этого сырья, выделяются в учете особо, за балансового оборота внешней торговли.

Очень распространены в международной торговле контракты с комплектацией закупаемого оборудования. Причем настолько, что ряд стран принял специальные законодательства, предусматривающие обязательное частичное комплектование закупок и сооружаемых иностранными фирмами объектов оборудованием национального производства. Поставки комплектующих частей и узлов засчитываются местному поставщику как экспорт.

В практике международных экономических отношений применяется также ряд других сделок. Так, по договору подряда выполняется за обусловленное вознаграждение определенная работа при постройке портов, причальных сооружений и др. В связи со строгой индивидуализацией работ, выполняемых по подрядным контрактам, они получили самое широкое распространение при оформлении научно-производственных и кооперационных связей. В подрядных контрактах чаще, чем в других, применяются цены системы «кост-плас», по которой заказчики сплачивают фактическую стоимость выполненных работ, увеличенную на согласованную величину вознаграждения подрядчика.

Еще одним, получающим все большее распространение, видом сделки является договор о покупке-продаже лицензий (лицензионное соглашение), предусматривающий комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии, дающий право использования научно технических достижений и изобретений другой страны.

В международной торговле применяются также краткосрочная аренда -рейтинг, среднесрочная - хайринг и долгосрочная - лизинг.

Контрактом на аренду оформляются отношения имущественного найма, при котором арендодатель одной страны передает арендатору другой страны имущество во временное пользование за согласованную плату. Такие контракты всегда содержат широкий диапазон прав и обязанностей сторон в связи с арендными операциями.

Контракты на рейтинг в международной практике заключаются относительно редко. Предметами их бывают транспортные средства, туристские и другие товары краткосрочного пользования. Обычно такие контракты предусматривают обязательства арендодателей осуществлять страхование и техническое обслуживание предметов аренды. Это известные договоры аренды на время транспортных судов, авиалайнеров, автобусов с экипажами и водителями, «тайм чартер» или без экипажа «бербоут».

Более часто заключаются контракты на среднесрочную аренду. Предметом хайринга могут быть транспортные средства, дорожно-строительные машины, монтажное оборудование, сельскохозяйственные, уборочные машины.

Наибольшее распространение в международной практике получила долгосрочная аренда. Предметом лизинга является конторское, строительно-монтажное и технологическое оборудования, универсальные и специальные, в т.ч. рефрижераторные контейнеры и др. В лизинг могут сдаваться целые предприятия.

Учитывая, что аренда способствует ускорению НТП, правительства промышленно развитых стран поощряют ее развитие путем предоставления лизинговым компаниям благоприятных кредитов, снижения налогов, увеличения нормативов амортизационных отчислений и т.п. Долгосрочная аренда с использованием государственного стимулирования называется «ливеридж лизинг».

Лизинговый контракт всегда заключается на срок и обычно содержит право арендатора либо продлить срок аренды, либо выкупить предмет аренды.

В лизинговые контракты нередко включается обязанность арендодателя заменять до истечения срока машины, оборудование и другие предметы аренды на более совершенные, что, естественно, может вызвать изменение арендных ставок.

Различают внутренний и международный лизинг. Сделка, а которой лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы, а затем предоставляет его за границу арендатору, называется экспортным лизингом. При закупке оборудования у иностранной фирмы и предоставлением его отечественному арендатору сделка носит название импортного лизинга.

Объемы лизинговых операций непрерывно возрастают, опережая по темпам роста традиционные капиталовложения в целом. Например, в общем объеме капиталовложений доля лизинга составляет в США 25-29%, в ФРГ и Великобритании 14-16%, в Японии, Дании и Норвегии 8-10%.

Внешнеторговые операции начинаются с поиска контрагента, установления контакта между партнерами, ведения переговоров и документальное оформление договорных отношений. В практике внешней торговли выработано ряд способов купли-продажи: прямой способ; продажа через посредника; аукционная и биржевая купля-продажа и торги. Значительную роль в международной торговле занимают товарные экспортно-импортные операции, но наряду с ними большую роль играет и торговля услугами, и составляет в настоящее время около 25% экспорта товаров. К услугам относятся: транспортные операции, страхование, туризм и т.д. Транспортные услуги подразделяются на: перевозку, стивидорные, агентские и брокерские операции.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.