Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методическе рекомендации по организации самостоятельной работы по курсу




«ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по курсу «Теоретическая фонетика» представляют собой комплекс разъяснений и указаний, позволяющих студенту наилучшим образом организовать процесс изучения данной дисциплины, целью которой является формирование у студентов фундаментальных основ теоретической фонетики иностранного языка как базы для развития универсальных компетенций и основы для развития профессиональных компетенций.

Актуальность и перспективность данного курса определяется рядом его особенностей:

1. В основе курса лежит широкая лингвистическая база. При изучении курса студенты знакомятся с классическими фонетическими и фонологическими теориями, традиционными фонологическими моделями и универсальными фонетическими классификациями; а также с современными элементами прикладной фонетики, методами изучения восприятия и воспроизведения звучащей речи.

2. Курс адаптирован к современному состоянию фонетики английского языка. Студенты знакомятся с современным британским литературным произношением, а также с особенностями американского, канадского и австралийского вариантов английского языка.

 

3. Курс строится в интерактивном режиме - студенты готовят презентации и сообщения реферативного характера на основе анализа как теоретического, так и практического материала.

Теоретическая фонетика, изучающая звуковой строй языка, звуковые средства и их функции, а также особенности различных произносительных стилей речи, представляет собой одну из теоретических дисциплин, составляющих цикл дисциплин предметной подготовки учителя английского языка. Данный курс включает в себя изучение звукового состава современного английского языка и фонемной структуры английского слова, рассмотрение соотношений звуковых и графических средств, подробное описание слоговых структур, английской просодии, фонетических процессов, протекающих в потоке звучащей речи, а также фонетических стилей.

 

Требования к знаниям и умениям по дисциплине.

В результате изучения дисциплины «Теоретическая фонетика английского языка» обучаемые должны

Знать:

- основы системы знаний о звуковом строе английского языка, о языкознании и т.д.

- основные положения фонетической теории, составляющие основу теоретической и практической подготовки специалиста;

- специфику организации и функционирования английской звучащей речи;

- фонетические средства реализации различных типов дискурса для достижения определенных ком муникативных задач.

Уметь:

- применять приобретенные теоретические знания в процессе межкультурной коммуникации;

- работать с научной литературой, пользоваться современными аудио-,видео- и мультимедийными средствами;

- находить информацию из различных источников (аутентичные тексты, интернет и т.д.), обрабатывать и структурировать её.

- ставить исследовательские задачи и находить адекватные способы их решения.

Быть ознакомленными:

• современными публикациями по проблемам фонетики и новейшими методами исследования фонетических явлений.

У студента должны быть сформированы следующие умения и навыки в устной речи, чтении и письме при прослушивании лекционного курса «Теоретическая фонетика» и при подготовке к семинарским занятиям.

Аудирование.

1. Понимать речь преподавателя или другого лица в непосредственном общении.

2. Понимать сообщения, относящиеся к тематике курса.

Устная речь.

1. Вести беседу на любую из пройденных тем, свободно пользуясь наиболее характерными для диалогической речи грамматическими структурами, словами и фразеологическими единицами. Уметь выразить своё отношение к высказываемому.

2. Вести беседу по прочитанному или прослушанному оригинальному тексту.

3. Сделать доклад на предложенные темы на семинарских занятиях, пользуясь наиболее характерными для монологической речи грамматическими структурами, словами и фразеологическими единицами. Принять участие в обсуждении подобного доклада, сделанного другим студентом.

Чтение.

2. Читать про себя и понимать без перевода на русский язык учебный тест.

3. Восприятие смысловой структуры текста, выделение главной и второстепенной информации.

4. Обобщение фактов.

5. Умение сделать перевод фрагмента статьи или монографии.

6. Умение в краткой форме изложить результаты прочитанного материала и выступить на семинарском занятии с докладом.

7. Уметь составить вопросы к сказанному материалу.

Письмо.

2. Уметь изложить письменно основные проблемы своего устного ответа.

3. Составить краткое резюме прочитанного материала.

4. Составление письменного конспекта текста.

5. Фиксирование нужной информации при аудировании.

Составление плана, тезисов сообщения, доклада

 

При выполнении самостоятельной работы студенам следует опираться на содержание курса.

 

 

Содержание курса «Теоретическая фонетика английского языка»

Тема 1. Предмет и категории курса «Теоретическая Фонетика», органы речи.

Лингвистические основы курса теоретической фонетики: отношение фонетики к другим разделам науки о языке. Фонетика и коммуникативная лингвистика. Разделы фонетики (физиологическая, акустическая, перцептивная фонетика, фонология). Связь фонетики с другими лингвистическими науками. Теоретическая и прикладная фонетика. Понятие звукового строя языка и его компонентов. Фонетика и теория коммуникации. Морфонология. Сегментарный и супрасегментарный уровни.

Органы речи. Акустическая фонетика

Органы речи: пассивные, активные.

Органы восприятия речи. Перцептивная фонетика

Органы слуха, общие характеристики слуха, фонетически полезные функции звукового сигнала.

Специфика структуры английского произношения

Языковая (фонетическая) интерференция. Понятие фонетической базы как совокупности произносительных признаков языка, наиболее часто встречающихся в речи и воспринимающихся как ее характерная окраска. Артикуляционная база: статический и динамический аспекты. Сравнение фонетических баз английского и русского языков.

Тема 2. Методы фонологического анализа. Акустическая фонетика, методы исследования звучащей речи, способы записи звучащей речи, трудности, связанные с изучением речи.

Тема 3-7. Фонема в английском языке. Основные направления теории фонем. Система английских согласных и гласных фонем. Модификация фонем в связной речи.

Понятие фонемы. Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами. Абстрактный, материальный и смыслоразличительный аспекты фонемы. Фонема и аллофоны. Фонем аи звук. Функции фонемы. Понятие фонологической оппозиции. Релевантные и нерелевантные признаки в системе английских гласных и согласных фонем. Система фонем и принципы классификации английских гласных и согласных фонем. Система фонологических оппозиций английских гласных и согласных фонем. Фонологический статус английских дифтонгов и трифтонгов. Проблема безударного вокализма в английском языке. Различные трактовки английских аффрикат. Позиционно-комбинаторные изменения фонем английского языка. Понятия ассимиляции и адаптации. Тенденции развития английского вокализма и консонантизма.

Понятие классификации, предметная область, классификационные признаки, бинарные признаки, классификационный класс. Универсальная фонетическая классификация Международной Фонетической Ассоциации. Английский язык в рамках Универсальной фонетической классификации МФА.

Тема 8. Слогообразование и слогоделение.

Слог как фонетическая и фонологическая единица. Различные трактовки слога. Теории слогообразования. Структура слога. Слогообразующие звуки в английском языке. Типы слогов по их началу и концу, по длительности и но акцентному весу. Слогоделение в английском языке (в сравнении с русским). Понятие открытого и закрытого слога. Фонетические характеристики открытого стыка в английском языке. Функции слога к фонетической структуре слова и фразы.

Тема 9. Ударение.

Супрасегментные языковые средства. Акцентная структура слова. Понятие и виды словесного ударения: словесное (динамическое), тоническое (музыкальное). Характеристика английского словесного ударения с точки зрения его акустико-физиологической природы и восприятия. Английское словесное ударение с точки зрения места в словах (ударение свободное или фиксированное). Градация словесного ударения по силе в английском и русском языках. Место словесного ударения. Основные тенденции, определяющие место и различную степень ударения в английских словах. Основные акцентные типы слов в английском языке. Функции словесного ударения. Эволюция акцентной структуры слов в современном английском языке.

Тема 10- 11. Интонация. Ритм.

Интонация и просодия. Просодическая база: мелодика, фразовая акцентуация, ритм как уровни просодической базы. Понятие фразового ударения, его соотношение со словесным ударением - черты сходства и различия. Физические параметры просодии и интонации: частота основного тона, интенсивность, длительность, спектр, отсутствие речевого сигнала. Обозначение интонации графически. Компоненты интонации: мелодика, громкость, темп, качество голоса, пауза. Структурная сущность фразовой акцентуации и ритма. Трактовка понятия «интонация» в работах отечественных и зарубежных авторов. Функции просодии. Функции интонации.

Тема 12. Основы фоностилистики. Понятие фонетического стиля. Различные подходы к классификации стилей. Характеристика фонетических стилей: информационного (образовательного и стиля BBC), академического, публицистического, артистического, разговорного. Просодическое и ритмическое своеобразие фонетических стилей.

Тема 13. Основы диалектологии английского языка.

Понятие территориальной, социальной и ситуационной вариативности фонетических средств. Понятие орфоэпической нормы, акцента и диалекта. Проблема национальных и областных вариантов литературного произношения английского языка.

Южно-английское и северо-английское произношение. Культурный компонент речи. Техника речи как первая ступень в овладении культурой речи (фонетический аспект). Речевой этикет.

Сходство и различия между произносительной нормой в Великобритании и США (вокалическая и консонантная системы, ударение, интонация). Социальная вариативность произношения. Социальная дифференциация английского произношения (звуки и интонация).

Особенности произношения австралийского и канадского вариантов английского языка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.