Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка проблемы




I. ПЕРВОЕ РАССМОТРЕНИЕ

 

В настоящее время можно констатировать растущий интерес к внутренней жизни человека. Во введении я уже говорил, что теория бихевиористов о непознаваемости "черного ящика" уже потому не принимается во внимание, что эти "черные ящики" мы сами, и мы хотим обращаться рационально сами с собой, что возможно лишь в том случае, когда мы поймем, что происходит внутри. Так наряду с академической психологией возникло второе психологическое направление, которое исходило в основном из наблюдения невротических и душевнобольных людей.

Это направление психологии началось в конце 1900 года с развития психоанализа Фрейда и затем вело через Адлера, Юнга и Франкла к Ассаджоли (если говорить прежде всего о европейских представителях этого направления). Наряду с этим всегда существовал растущий интерес к психологии развития, независимой от психоанализа. Это направление представляют такие имена, как Шарлотта Бюлер, Рюмке (Rumke), Кюнкель (Kunkel), Гвардини (Grardini), Марта Мере (Moers), Андриессен (Andricssen) и др. Только в последние годы оба направления начинают оплодотворять друг друга.

Многие люди ищут опытного консультанта, который может руководить ими в беспокоящих их переживаниях своего внутреннего мире. Этот внутренний мир содержит элементы из сферы подсознательного, наполненной непереработанными впечатлениями, глубокими эмоциями, инстинктами и архетипами. Они проникают в наше обыденное сознание в виде фантазий, иногда даже пугающих переживаний, которые угрожают всему внутреннему равновесию.

Путь развития западной цивилизации очевидно пришел к той точке, где переходится грань между "нормальным" сознанием и подсознанием. Групповые эмоции и "инвазии" всегда выступали на поверхность в критические моменты и прокладывали себе путь в революциях и войнах. Но теперь понимают их подлинную природу и открыто задают себе вопрос: как овладеть этими силами, чтобы они не могли привести ко всемирной катастрофе в тот момент, когда разрушительный потенциал нашего оружия стал таким огромным?

Но грань перейдена и в другом отношении. Все больше философов, психологов и психиатров указывают на то, что человек очевидно обладает не только подсознанием, но и сверхсознанием. Из этого сверхсознания он черпает ценности, нормы и идеи, которые позволяют увидеть будущее в представлении о полных смысла целях. В этом понимании целей, как лейтмотив проходящем через всю жизнь, человек находит силу, которая может направить эмоции и аффекты в неразрушительное русло. Материализм, достигший кульминации во второй половине прошлого столетия, мог придать этим ценностям, нормам и целям лишь видимость существования. По его мнению, они были лишь иллюзиями, прожектами, сублимациями, воздушными замками существа, которое думает, что оно человек, а является на самом деле только голой обезьяной.

Отсюда возник психоанализ, который с наслаждением демаскировал все так называемое высокое. Но всякая односторонняя идея вызывает к жизни свою противоположность, и таким образом в противоположность психоанализу возник психосинтез, который видит подлинную человечность в высшем “Я” озаряющем как путеводная звезда всю область человеческого духа. На одной стороне животный человек, содержанием жизни которого является наслаждение от удовлетворения инстинктов, на другой духовный человек, развивающий свою индивидуальность, в которой приобретают смысл любовь и страдание, стремление брать и потребность отдавать. Первое пересечение границы состоялось в начале этого столетия, второе - во второй половине этого столетия.

Нетронутые этим бурным внутренним развитием представители психологии развития занимались поисками закономерностей хода жизни человека. Будет нелегко описать в этой книге связь между всеми этими путями. Отчасти это связано с тем, что представителей психологии развития мало интересовал спор ученых, ориентированных аналитически, синтетически или экзистенцианалистски о существующем образе человека; другая причина та, что эти ученые создали свои модели человека и свои способы лечения, не занимаясь линией развития биографии от юности к старости.

Так возникали способы лечения, которые, хотя терапевты соприкасались с проблемами определенных жизненных фаз, должны были относиться ко всем фазам жизни. Отчетливее всего это видно на примере конфликта между Фрейдом и Юнгом. К Фрейду приходили прежде всего молодые люди, которые действительно имели сексуальные комплексы, в то время как у Юнга лечились пожилые люди, у которых преобладали страх перед жизнью и отсутствие духовного идеала.

Примерно с 1950 года как в Америке, так и в Европе возникла потребность в полноценном образе человека с обыденным сознанием в центре, с подсознанием и сверхсознанием. Добавьте сюда также растущую потребность в помощи при решении проблем внутреннего развития. В этой области работают психиатры, психотерапевты, консультанты, учреждения групповой терапии и восторженные, но не всегда знающие любители. Они могут руководствоваться разными побуждениями, но все они ищут персоналистского подхода к проблемам, возникающим в человеческих отношениях, в браках и при нарушениях развития. Другие люди ищут помощи на пути внутреннего развития, на котором они ищут собственное высшее "Я" в духовном мире; третьи же ищут отрицания "Я" в одном из старых восточных мистических направлений.

К первой группе относятся люди, которые хотят пройти свой путь, систематически работая над своим мышлением, чувствованием и волением, развивая силы имагинации, инспирации и интуиции. Они находят руководство в лице Рудольфа Штайнера, который показывает им, как они могут применить эти силы в воспитании, сельском хозяйстве и медицине на благо людей. Наконец, есть целый ряд главным образом молодых людей, которые находят путь систематического развития слишком медленным и считают, что можно проникнуть к высшему сознанию с помощью химических средств. Конечно, и они преодолевают границы узкого сознания, но они достигают сумеречного света, в котором соприкасаются с впечатлениями, полными эмоций для них самих, но не способными сделать их творчески активными. Напротив, они все более погружаются в одиночество или прибегают к сильным наркотическим средствам.

Многие люди знают об этом только из газет или из книг. Но они интересуются только своей собственной жизнью или жизнью своих близких. Для них будет более полезным феноменологическое описание отдельных фаз человеческой биографии, так как в нем указывается на критические пункты биографии и на проблемы, которые при этом играют роль. Тогда они смогут рассматривать трудные периоды в их собственной жизни как выражение развития, выходящего за "обычные" рамки.

В этом кратком описании уже намечены отдельные части моей книги. Она содержит:

феноменологическое описание фаз человеческой жизни, разделение на биологическую, психологическую и духовную биографии,

описание различных концепций человека и различных терапевтических направлений, которые могут придать глубину биографии,

указание на средства и пути, с помощью которых можно предотвратить или разрешить проблемы развития, и в связи с этим

помощь в преодолении порога, которое каждый человек должен совершить после своего сорокалетия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.