Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие человека




 

Понятием "развития" обозначается целый ряд целенаправленных изменений в определенный промежуток времени. В своей книге "Пермены в организациях" ("Organisationen im Wandel") я подробно остановился на понятии "развитие". Там я различаю "изменение", "рост" и "развитие".

"Изменение" означает только, что нет застоя, что все движется в потоке времени. Изменение становится интересным, только если оно происходит по определенной системе, тогда можно говорить о закономерности, соответствующей тем, что описаны представителями естественных наук.

"Рост" - это систематическое изменение, причем определенный фактор внутри одной системы возрастает в отношении численности, величины или веса, Кристалл увеличивается в весе и объеме, город - по площади и числу жителей, союз - по числу членов и так далее.

"Развитие" - это рост, при котором в критические моменты наступают структурные изменения во всей системе. По Шарлотте Бюлер развитие - это изменение в определенном направлении, подчиняющееся законам созревания. "Развитие это фундаментально-биологическое свойство", - говорит в своей книге "Концепция развития" Дейл Харрис (Dale Harris). Благодаря количественному росту организм достигает той точки, когда старая примитивная структура больше не может управлять расширившимся организмом. Продолжение роста тогда означает либо распад организма (примером может служить биологическая смерть), либо реорганизацию внутренней структуры организма, которая снова смогла бы управлять расширившимся организмом.

Развитие есть уже в простейшем живом организме. Уже в этом примитивном развитии заложен согласно Дейлу Харрису рост, который он называет "планируемое развитие". Оно начинается с постоянно повторяющегося постепенного деления клеток и дифференциации, благодаря которым формируются органы и организм в целом. Это фаза строительства. Потом следует фаза равновесия между созиданием и разрушением, в которую зрелый организм полностью выполняет свои функции. Наконец, наступает третья фаза, в которой преобладает разрушение и наступает смерть. Растение при этом процессе растет от ростка до стеблей и листьев и, наконец, цветов и семян. Это происходит в течение года. У многолетних растений это развитие повторяется - из корня, который один сохраняется и снова и снова дает побеги.

И у животного есть жизненный цикл, состоящий из созидания, равновесия и упадка, каждый вид имеет при этом свою индивидуальную продолжительность жизни. Говорят, что жизнь животного определена хронотипически. Мышь достигает возраста полутора-двух лет, собака может прожить двенадцать лет, а человек примерно восемьдесят.

При рассмотрении структуры организма выясняется, что процесс развития по определению протекает дискретно. Развитие - это рост, происходящий от структурного кризиса к структурному кризису.

При этом развитие проходит несколько фаз:

а)рост всего организма или его частей;

5)дифференциация и образование органов (образование субсистем); при этом функции, которые сначала глобально исполняла вся система, концентрируются в субсистемах, достигающих более высокой степени совершенства (образование органов);

в)иерархизацищ определенные органы управляют другими органами, иногда это называют иерархической интеграцией;

г)наконец, интеграция в новую систему; весь организм работает на более высоком уровне и с возросшей комплексностью.

Биологическое развитие всегда финально-ориентировано. Все развивается к одной цели, поставленной в самом начале, к зрелому организму. В этом процессе играют роль созидание, равновесие и упадок.Этому закону подчиняются все живые организмы, не является исключением и человек. Позже еще будет сказано о цикличности фаз равновесия между созиданием и разрушением.

До сих пор мы пребывали в надежной, известной области. У человека же целый ряд процессов развития происходит одновременно; они осуществляются в зависимости от обстоятельств по собственным схемам, но оказывают влияние друг на друга. Я хотел бы различить здесь три процесса развития: биологическое, психическое и духовное развитие.

Когда мы говорим о психическом и духовном развитии, мы пребываем в той области, где господствуют спорные мнения. Различные школы и направления мысли все еще ведут друг с другом ожесточенный спор, в котором в ход нередко идут собственная непогрешимость и очернение всякого другого убеждения или взгляда. Исследование поведения и глубинная психология с одной стороны и экспериментальная психология восприятия и психотерапия с другой не имеют общей основы, на которой они могли бы встретиться.

О различных концепциях человека, представленных терапевтическими направлениями, следует прежде всего сказать: венский психиатр Франкл ведет речь об усеченном облике человека биологии, психологии и социологии. Он называет эти различные концепции человека биологизмом (человек - биологический объект, продукт своей наследственности), психологизмом (человек формируется своим воспитанием) и социологизмом (человек есть продукт своей среды или своего класса). Эти обедненные образы человека слепы к духовному в человеке как специфически человеческому качеству. Человек в целом, каким его видит Франкл, управляется и подчиняется не слепыми инстинктами и влечениями, а также не формируется воспитанием и средой. Напротив, он ищет свой собственный путь, несмотря на инстинкты, влечения, среду и воспитание. Этот путь включает счастье и печаль, любовь и страдание как осмысленные аспекты пути развития, ведущего к полному человеческому бытию.

Тридцать лет тому назад я написал книгу "Фазы развития ребенка". В этой книге, предназначенной для родителей и педагогов, я схематически изобразил лежащий в основе образ человека: человеческая душа (психика, которая проявляется в мышлении, чувствовании, влечениях и в центре которой находится наше повседневное “Я”) охватывает два полюса: на одной стороне сфера физического, из которой происходят инстинкты и влечения, на другой - сфера духовного, в которой покоится душа в реальном божественно-духовном мире. В этом мире собственное "Я" человека пребывает как духовное существо, которое постигается душой в осознании собственного "Я" и его осмыслении.

Для объяснения приводимой здесь дискуссии я хотел бы еще добавить, что мышление самым тесным образом связано с миром духа и что воление теснейшим образом связано с психическим миром тела; чувствование занимает промежуточное положение, для многих людей это собственное качество психики.

В средней фазе жизни, как показано в следующих главах, мышление, чувствование и воление индивидуализируются благодаря высшему "Я" и формируются как "душа ощущающая", "душа рассудочная" и "душа сознательная". Они развиваются последовательно и всякий раз придают

 

определенной фазе жизни собственную окраску. В последней фазе жизни мышление, чувствование и воление становятся еще более духовными, благодаря чему из мыслящей душевной жизни возникает инспирация, а из волеизьявляющей жизни души - интуиция (см. последнюю главу).

В этой книге я хочу описать рост и форму развития во взрослое состояние и зрелость, которое происходит отчасти под давлением естественной закономерности, но может завершиться только тогда, когда человек хочет осуществить это развитие сознательно. Воспитание извне тогда заменяется воспитанием собственными силами, изнутри. Это самовоспитание иногда называют внутренним развитием. Только с помощью самовоспитания человек сможет реализовать только что упомянутое развитие мышления, чувствования и воления, только благодаря ему он сможет и полностью развить дремлющие в нем силы. Ум тогда созреет в мудрость, способность к контактам - в мягкость, снисходительность, а самосознание - в доверие. Эти три свойства являются отличительными признаками совершенно развитого человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.