Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Правовые акты управления




Тема 5. Государственная служба и государственные служащие

Государственная служба трактуется в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле - трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти (в государственном аппарате).

Посредством государственной службы реализуются задачи и функции государственных органов. Этот вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые именуются государственными служащими, т.е. лицами, занимающими в установленном порядке ту или иную должность в государственном органе, на предприятии, в учреждении и иной государственной организации.

Государственная должность государственной службы - должность в аппарате государственного органа, отнесенная законом по своей категории к государственной службе.

Классификация государственных служащих. По характеру выполняемой работы служащие подразделяются на служащих государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства, их труд носит организационный, управленческий характер; служащих государственных предприятий, учреждений, организаций, деятельность которых характеризуется организацией, соответственно, производственных процессов, социально-культурной и иной деятельности.

Прохождение государственной службы - это система юридических факторов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений:

· прием (зачисление) на государственную службу

· аттестация государственных служащих

· перемещение по службе

· стимулирование служебной деятельности служащих

· ответственность государственных служащих

· прекращение государственной службы

Ответственность государственных служащих - виды юридической ответственности, применяемые к государственным служащим - дисциплинарная, материальная, административная, уголовная.

 

Сложность определения понятия правовых актов управления обусловлена главным образом одновременной принадлежностью актов управления к правовым актам государственных органов и к управленческой деятельности.

Необходимо критически относиться к некоторым подходам к определению понятия правовые акты управления.

1) Правовые акты управления как правовая форма указанной деятельности в противоположность неправовым формам (организационная работа и материально-технические действия). Однако в рамках данного подхода не могут избежать и двоякого понимания актов либо как действий, либо как документов, и, используя практически любое более или менее приемлемое определение форм исполнительно-распорядительной деятельности, при классификации данных форм невольно начинают смешивать понятия издания актов и самих правовых актов управления.

2) Определение правового акта управления через предписания выглядит несколько нелогичным, поскольку здесь прослеживается не совсем правомерная попытка определить целое (правовой акт) через его часть (предписание): в одном акте чаще всего содержится не одно, а несколько предписаний. Более того, необходимо подчеркнуть, что само предписание в конечном итоге становится элементом правовой действительности лишь после совершения волеизъявления соответствующего субъекта и закрепления его в соответствующей форме, чаще всего в виде письменного документа.

3) Понимание правовых актов, в частности административно-правовых актов, как письменных документов. В основе такого подхода к понятию административно-правового акта лежит определение по схеме: документ – правовой акт государственного органа как разновидность письменного документа - административно-правовой акт как вид правового акта. Однако отсылка к субъекту (тем более к виду субъектов) издания акта не является достаточной для характеристики самого акта и определения его видовых свойств, поскольку не может являться определяющим свойством применяемого средства (правовой акт управления) сам субъект, применяющей данное средство. Подход к административно-правовому акту только как к документу не позволяет раскрыть в полной мере сущность данного правового явления, содержательный аспект игнорируется, что не способствует полноте исследования данного правового явления. Кроме того, данный подход не учитывает, что не все правовые акты документально оформляются (например, действия милиционера-регулировщика или устные властные распоряжения, даваемые должностными лицами в процессе оперативно-организаторской работы).

При определении главного признака правовых актов управления необходимо исходить из того, что они по своему механизму происхождения, генезису являются актами-действиями. Властный субъект исполнительно-распорядительной деятельности, принимая акт, совершает интеллектуально-волевое действие, которое сопровождается одновременно, а иногда несколько позже, совершением иных действий, выступающих как способ выражения его воли (волеизъявление). Будучи уже совершенным (состоявшимся), волеизъявление продолжает существование уже в другой форме: в виде акта-документа, устного приказа (распоряжения), акта-символа, акта-знака и др.

Правовые акты управления определяются как выраженные в процессе исполнительно-распорядительной деятельности подзаконные юридически-властные односторонние волеизъявления полномочных субъектов исполнительной власти, закрепляемые в определенной объективированной форме (документа, устного распоряжения, знака и др.) и направленные на установление (изменение, отмену) правовых норм или возникновение (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Признаки правового акта управления:

1. действия-волеизъявления;

2. юридически властный характер;

3. односторонний характер;

4. издаются уполномоченными субъектами исполнительной власти;

5. закрепляются в объективированной форме (документа, устного распоряжения, знака и т.д.);

6. рассчитаны на юридический эффект (нормы и правоотношения);

7. носят подзаконный характер.

Правовой акт управления представляет собой целостное явление правовой действительности, единство его элементов и структуры. Элементы акта выступают как его части, которые непосредственно связаны структурой акта и образуют в своей совокупности данное явление. При этом под структурой акта понимается принцип организации, способ связи его элементов и система их отношений в рамках акта, как целого. Выделяют следующие элементы административно-правового акта: автор, адресат, предмет, цель, место и время, фактические основания, содержание, форма.

Многообразие актов управления позволяет классифицировать их по самым различным основаниям.

1. По юридическим свойствам акты управления делятся на нормативные и ненормативные.

Нормативные акты – это акты, предписания которых дополняют или изменяют системы правовых норм.

Они имеют следующие признаки:

· неопределенность адресата;

· многократность применения.

2. Ненормативные акты делят на 2 группы: оперативно-исполнительные и юрисдикционные.

Оперативно-исполнительными считаются акты применения права, в которых реализуются права и обязанности субъектов права в рамках регулятивных правоотношений.

Юрисдикционные акты издаются в рамках правоохранительных правоотношений при применений санкций и разрешении споров о праве.

3. С точки зрения инициативы издания различаются акты, издаваемые по инициативе органа, и акты, издаваемые по инициативе заинтересованных субъектов.

4. В зависимости от направленности действия актов выделяют внутренние и внешние акты.

Внутренние акты регулируют отношения внутри системы исполнительной власти, конкретных ее органов и не действуют на субъектов права, которые находятся вне системы исполнительной власти.

Цель внутренних актов- организация более эффективной работы управленческого аппарата. Они создают права и обязанности только для лиц, находящихся в служебных правоотношениях с административными органами.

Внешние акты затрагивают правовой статус субъектов, которые находятся вне непосредственного подчинения административного органа.

5. В зависимости от степени связанности органов при принятии актов следует различать юридически связанные (определенные) акты и акты, принимаемые на основе свободного (дискреционного) усмотрения.

Юридически связанные акты издаются в таких случаях, когда нормативными актами административному органу в однозначной форме предписано, какое действие должен орган совершить, какое решение должен принять при наличии всех предусмотренных этими актами условий.

Акты на основе свободного усмотрения издаются на основе свободного усмотрения административного органа – выбора между несколькими решениями (действиями) которые с точки зрения правовой равноценны.

6. По наименованию – каждый вид административных органов вправе издавать правовые акты определенного наименования, установленного нормами права.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений; индивидуальные акты в виде приказов и распоряжений.

Действие и юридическая сила административно-правового акта автор, в первую очередь, связывается с самим фактом существования акта. По общему правилу можно считать административно-правовой акт существующим в тот момент, когда состоялось выражение соответствующим органом своей юридически-властной воли. В этот момент возникает потенциальная способность акта действовать и порождать необходимые правовые последствия.

Выполнение административно-правовым актом своих функций связано с информированностью адресатов о его содержании. В праве европейских государств формальное требование знания адресатом норм или индивидуальных предписаний проистекает из концепции юридической безопасности. Суть ее состоит в том, что никакая обязанность, ни какая-либо ответственность не может быть возложена на гражданина на основании правового положения, о существовании которой он не мог знать. Данная концепция в виде правового принципа получила закрепление в законодательстве некоторых стран, а также в международно-правовых актах. Установленный в Конституции РФ принцип опубликования (обнародования) нормативных правовых актов, затрагивающих права личности, послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу нормативных административно-правовых актов.

Юридическая сила административно-правовых актов определяется как их свойство, выражающее способность актов действовать, властно порождать определенные правовые последствия в виде предоставления прав или возложения обязанностей на определенный или неопределенный круг участников правоотношений. Юридическая сила акта проявляется в виде: 1) потенциальной юридической силы, связанной с наличием волеизъявления автора акта и существованием самого акта; 2) обязательной силы акта, связанной с соблюдением процедур его опубликования или доведения до сведения адресата; 3) юридической силы как выражения соотношения акта с другими актами.

На административно-правовые акты, вступившие в силу, распространяется презумпция их действительности (законности, правильности). Административно-правовой акт, принятый в рамках соответствующих нормативно установленных процедур, считается законным (действительным), вступает в силу в установленном порядке и действует до тех пор, пока не создастся такое положение, при котором согласно закону он перестает порождать правовые последствия, то есть его действие прекращается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.